Ник Карпин - Я-Мы
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Я-Мы"
Описание и краткое содержание "Я-Мы" читать бесплатно онлайн.
Земля во все века была символом патриотизма, его корнями. Родную землю мы защищали и защищаем не жалея живота своего. Как это ни прискорбно, но крестьянину-поросозерцу, и не только ему, в 21-м веке земля-кормилица стала не нужна. А что такое тогда ПАТРИОТИЗМ? Читайте, думайте, предлагайте.
Крестьяне д. Ловут остров Ребольской волости оказались щедрее своих соседей, а может богаче. Они на военные нужды выделили 133 руб78.
И таких селений в губернии было немало.
Но продолжим. Еще одно важное направление в деятельности Земства – это налаживание медицинского обслуживания населения и ветеринарной помощи.
Доклад №128 сообщал, что в 1906 г. «Стационарно лечились в Поросъ-озерской лечебнице – 63 человека. Всего по уезду – 970 чел.»79. Расходы на Поросозерскую лечебницу на 10 штатных кроватей в 1906г. составили 743р.71к80.
В 1908 г. они составляли уже 2389р.56к. В смете 1908г. на содержание больницы предусмотрены даже затраты на медицинскую больничную библиотеку в сумме 35 руб81.
Вызывает интерес письмо, отправленное врачом Поросозерской больницы в Повенецкую Земскую Управу в сентябре 1907г. (фамилию врача источник не указал). В письме женщина-специалист объясняет правила искусственного вскармливания грудных детей и просит Управу размножить текст, и раздать как памятку земским фельдшерам.82
Ярким образцом работы Повенецкой уездной земской управы явился её отказ Даниловскому волостному собранию. 29 декабря 1917 г. за №1066 волость ходатайствовала об открытии «в Челмужном обществе» акушерского пункта. Свой отказ уездная управа объяснила так: Даниловской волости нужно потерпеть. В уезде есть много населенных пунктов (Ребольский участок – 1048 женщин, Паданский – 2480 ж., Поросозерский – 1210 ж., Ругозерский – 1185 ж., и т.д.), в которых удаленность будущих рожениц от акушерки составляет «в 150—160 верст…»83
Как видим, деньги, заработанные крестьянским трудом, тратились на самое необходимое. Тратились рачительно. При этом Земство считало просто необходимым платить хорошие деньги местным врачам и учителям. В те годы оклад врачей зависел от выслуги лет и составлял 400 руб. За наем квартиры им еще доплачивали 60р. Ветеринарные фельдшеры получали столько же.
В расчетах окладов за 1918 г. записано: «В.С.Каликинъ (волостной ветеринарный фельдшер, проживавший в дер. Янгозеро), земской квартирой не пользуется, жалованье на 1918 г. 400 р., выслуга в земской службе – 2 ½ года…»84
Искреннее удивление в раскладе Земского самоуправления, вызывают траты на содержание главы волостного правления. Глава имел оклад 20 руб., а волостной секретарь – 50 руб.85
В наше время такой расклад жалованья вызвал бы смех чиновников.
По денежному содержанию учителей Повенецкое уездное земское собрание в заседании 27 октября 1917 г. постановило производить прибавку к жалованью «учащим» (учителям) через каждые 5 лет по 30 руб. «для достижения всего годового оклада в 500 руб.».
Для учителей карельских училищ, проживавших от г. Повенца «далее 150 верст» собрание прежний 5-летний срок работы для начисления очередной прибавки (за выслугу лет) сократило до 3-х лет.
Как видим, задача перед Уездным Земством стояла нелегкая, но выполнимая: дороги проложить в глубинку, и нужных специалистов там закрепить.
Кто они «учащие» Поросозерской волости?
В Совдозерском училище – это учитель М.Н.Скворцов. Служит с 11 октября 1901 г. «Выслужил три периода прибавки». Оклад 450р. и «прибавка по случаю дороговизны» (наем квартиры) 60р. В связи с тем, что М.Н.Скворцов был призван на фронт с 1 сентября 1915 г. его заменила А.Г.Геттоева с окладом 360 р., за наем квартиры ей выплатили 60 р.
Поросозерское училище – А.А.Островская, служит с 11 сентября 1901 г.
Янгозерское – К.Г.Другова, (с 7 ноября 1907 г.)
Пяльвозерское – Е.В.Макарьевская, (с 1 сентября 1908 г.)
Костомукское – А. Ремягина, (с 1 сентября 1916 г.)
Лубосалмское – Полозов, (прим.: графа не заполнена)
Еще рассмотрим полномочия волости, а главное ее финансовые возможности.
Более полно финансовое положение по 1914 г. удалось отследить по Богоявленской волости. Это 20 деревень волости, в них проживали 420 мужчин. Деревни располагали суммарным капиталом 89 153руб. 53коп, что составляло 212 руб. 27 коп. на одного налогооблагаемого мужчину, или 3 – 3,5 товарных коровы.
Это деньги, вырученные от продажи срубленного леса. По деревенскому приговору они отправлялись на хранение в уездное казначейство и потом расходовались по усмотрению деревенской общины.86
Среди прочих приговоров сельских обществ Повенецкого уезда особняком стоит приговор селян Пенинги Ребольской волости Кимоварского общества.
Селяне, собравшись 16 августа 1914г. «в числе 2-х домохозяев от всех 2-х имеющих право голоса на сходе… слушали предписание господина Земского начальника 4-го участка… о мерах обеспечения населения продовольствием и семенами для будущего посева… нашли, что в настоящее время особо острой нужды в семенах не предвидится и заготовки таковых огульно… не требуется… Постановили …передать в распоряжение Повенецкой уездной земской управы сумму 400р.».
Далее они указывают начальнику 4-го участка, что свои деньги выдают Земству на год, и оно должно возвратить их теми же кредитными 4-х процентными свидетельствами ренты с 4% годовых. Муку для «Лендерского запаса» эти два гражданина, имеющие право голоса в общем собрании, просят заготовить через Финляндию. Так для них ближе и дешевле. Документ подписан ими и старостой.87
Удивительно! Гигантская царская Россия и эти двое из Пенинги… они не затерялись в лесных дебрях ее просторов, имели свой капитал в банке, распоряжались им, по своему усмотрению. С трудом верится, но так было…
Условно обзовем его ПЕНИНГСКИЙ ФЕНОМЕН. Возник он не на пустом месте, и прочно базировался на местном самоуправлении, которое имело корни, уходящие в 12 век, тогда, когда Швеция захватила территорию Финляндии, а затем перенесла свою экспансию в Карелию. Здесь Швеция наткнулась на упорное сопротивление карелов, и эта перманентная война между ней и Россией продолжалась вплоть до разгрома шведов под Полтавой.
Местное самоуправление на протяжении указанного промежутка времени умело отстаивать жизненные интересы общины не только от внешних врагов, но и от внутренних мздоимцев. Сошлюсь в этом вопросе на глубокие исследования карельского ученого Жукова А. Ю.
В 1619 г. возник конфликт дворцовых олончан и жителей Лопских погостов с межевыми послами. Последние назначили местным жителям завышенные подати, в результате жители «досматривать и мерить не пустили… выслали вон» всех послов, в том числе самого главного из них, писцового дьяка И. Лговского. В челобитной царю старосты Лопских погостов писали о необоснованных поборах царских послов. В своей жалобе они обратили внимание и на политическую сторону насильства, состоявшую в том, что своими действиями послы вызывали недовольство жителей центральной властью, в то время как они во время очередной шведской интервенции избрали из своей среды воеводку всей Лопской земли и под его началом разбили вторгнувшихся шведов. Шведы в очередной раз выдвинули территориальные претензии на Лопские погосты.
Так вот, лопляне в челобитной не только напомнили Кремлю о своих военных заслугах перед новой отчизной (первой была Новгородская республика), но и прозрачно намекнули о возможности постоять за себя в случае каких-то репрессий.
В условиях незаконченности пограничного размежевания России со Швецией все это грозило изменой, а именно – переходом карельских Лопских погостов под власть шведского короля. И эта рискованная политическая игра с Кремлем приграничным лоплянам и олончанам вполне удалась. Россия не пожелала тогда вновь обострять налаживавшиеся мирные отношения со Стокгольмом. В ответе лоплянам и олончанам царь, подтвердил политический вред «корыстования», и довел до сведения старост истинные, необременительные для жителей полномочия послов. Более того, он разрешил старостам «дати суд и иск» на провинившихся послов и при подтверждении жалобы – взыскать по суду лично с послов штрафы в размерах, вдвое превышавших сумму причиненного ими ущерба.
Как видно из сказанного. Там, где местная знать детей корельских занимала сильные позиции, она обладала широкими экономическими и военными возможностями, и царь, и его управленцы в столичных приказах, в уездных городах и на местах были вынуждены считаться с местным самоуправлением, опираться на его авторитет, относиться к местной знати с позиций компромисса88.
Вернемся к началу ХХ века. Волостное собрание граждан Даниловской волости Повенецкого уезда решает отправить своего депутата в Петрозаводск, чтобы тот принял участие в организации Союза крестьянских депутатов губернии. Жителю д. Лекса Сергееву В. Д.89 земляки выделили деньги на дорогу, на питание, проживание на месте. Все основательно, по-крестьянски. Нужно жителям села знать обстановку и, зная ее, защищать свои интересы? Да.
В 1917 г. уже чувствуется озабоченность Повенецкого населения грядущими переменами. Начиная с апреля месяца, крестьяне спешно решают вопрос закупки продуктов первой необходимости на 1917—1918 гг. – это ржаная мука90.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Я-Мы"
Книги похожие на "Я-Мы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ник Карпин - Я-Мы"
Отзывы читателей о книге "Я-Мы", комментарии и мнения людей о произведении.