Коллектив авторов - Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве"
Описание и краткое содержание "Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве" читать бесплатно онлайн.
Работа представляет собой первое монографическое исследование, посвященное изучению правовой природы и правовых форм организации координации экономической деятельности в российском правовом пространстве. В работе обоснована новая оригинальная теоретическая концепция частноправового управления; аргументирован вывод о возможности применения правового метода субординации в частноправовых отношениях; выработаны критерии систематизации правовых форм, опосредующих процессы рыночной координации экономической деятельности; проанализированы основные правовые модели, на основе которых осуществляется координация экономической деятельности в хозяйственном обороте; подробно изучены механизмы правового регулирования каждого из правовых оснований координации экономической деятельности; выявлены недостатки действующего законодательства в данной сфере и обозначены основные векторы его возможного совершенствования.
Настоящая монография может быть полезна бакалаврам и магистрам, аспирантам и преподавателям юридических вузов, практикующим юристам в области конкурентного права, корпоративным юристам, работникам антимонопольного органа, судьям.
В монографии использованы материалы НИР «Новеллы гражданского законодательства по развитию организационно-правовых форм юридических лиц в целях стимулирования инвестиционной активности в России» и «Правовые формы и регулирование координации экономической деятельности» Государственного задания ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» 2013 и 2014 гг.
Неправовая цепь координации экономической деятельности преследует получение определенных экономических (хозяйственных) выгод из осуществления процесса согласования действий хозяйствующих субъектов. Собственно эта цель и определяет содержание последствий координации экономической деятельности (так же как и содержание последствий заключения картельных соглашений и совершения согласованных действий). Совершенно не случайно, что ЗоЗК в ст. 11 и 11.1 устанавливает критерии антиконкурентных действий именно способом перечисления неблагоприятных экономических (а не правовых) последствий: 1) установление или поддержание цен (тарифов), скидок, надбавок (доплат) и (или) наценок; 2) повышение, снижение или поддержание цен на торгах; 3) раздел товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо составу продавцов или покупателей (заказчиков); 4) сокращение или прекращение производства товаров; 5) отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями (заказчиками); 6) манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности).
Координация экономической деятельности необходима рынку как важный экономический инструмент оптимизации деятельности его участников. В очень большом числе случаев координация экономической деятельности имеет положительный хозяйственный эффект. Но, к сожалению, положительный эффект для одних участников оборота может иметь неблагоприятные последствия для других его участников. Поэтому и необходимо установление правовых ограничений и запретов, связанных с осуществлением такой координации экономической деятельности.
Правовая цель координации экономической деятельности определяет не хозяйственный эффект, получаемый от согласования действий хозяйствующих субъектов, а способ осуществления самой координации экономической деятельности, а еще точнее – комплекс механизмов реализации прав и исполнения обязанностей, возникающих в процессе ее осуществления. По существу, правовая цель координации экономической деятельности наряду с содержанием, формой и волеизъявлением представляет собой элемент фактического состава право образующей сделки, лежащей в основании координационного правоотношения и детерминирующей правовую программу обязательства, которая включает в себя не только условия, устанавливающие и определяющие объем властных правомочий координатора и содержание обязанностей координантов, но, кроме этого, содержит гарантии надлежащего исполнения обязанностей сторон сделки, заключающиеся в установлении специальных механизмов принуждения или защиты. Другими словами, правовая цель координации экономической деятельности определяется содержанием условий основания координационного отношения, в качестве которого в зависимости от правовой формы координации экономической деятельности может выступать либо гражданско-правовой договор, либо корпоративный акт (учредительный договор, акционерное соглашение, устав общества, решение собрания и т. п.)
При определении модели координации экономической деятельности содержание неправовой цели, как правило, детерминируется содержанием правовой цели. При этом между субъектами координационного отношения может возникать конфликт экономических интересов. По признаку этого конфликта интересов координация экономической деятельности может быть классифицирована как направленная на:
а) удовлетворение интересов координатора (холдинги, группа лиц);
б) удовлетворение интересов координантов (саморегулируемые организации, некоммерческие организации, союзы, ассоциации);
в) удовлетворение интересов одновременно всех субъектов координации экономической деятельности (дистрибьюция, франшиза, агентирование, вертикальная рыночная интеграция).
Цели и последствия координации экономической деятельности не должны служить ориентирами для ее квалификации в качестве правонарушения. В одном из решений суд расценил координацию экономической деятельности как правонарушение, указав на то, что целью или следствием согласования действий формально независимых субъектов является координация конкурентного поведения соответствующих лиц[246]. Правонарушением в соответствии с ч. 5 ст. 11 ЗоЗК является только такая координация экономической деятельности, которая повлекла последствия, а не та, целью которой является согласование действий хозяйствующих субъектов. По этому пути идет и судебная практика[247]. Отменяя решения судов нижестоящих инстанций, суд кассационной инстанции указал, что запрету подлежит только такая координация, которая приводит к последствиям, поименованным ст. 11 ЗоЗК, а не та, последствия которой негативно отражаются на состоянии конкуренции, как указали суды в отмененных судебных актах[248].
5. Не следует смешивать категории «правовая форма координации экономической деятельности» и «форма реализации координации экономической деятельности». Первая категория определяется формой сделки, содержащей условия осуществления координации экономической деятельности (например: договор, корпоративный акт). Вторая категория представляет собой форму реализации уже существующих властных правомочий, возникших в результате совершения сделок, лежащих в основании координационного правоотношения. В случае координации экономической деятельности властные правомочия реализуются координатором путем совершения им односторонних сделок, содержащих властные распоряжения в отношении координируемых лиц, как-то: уведомления, заявления, письма и т. п.
Правовая форма координации экономической деятельности определяется не только правовой природой возникновения властных правомочий, но и содержанием экономических и правовых отношений, опосредующих процесс коллективного управления при осуществлении координации экономической деятельности. Классификация форм координации экономической деятельности устанавливается на основании двух критериев:
1) правоотношения, возникающего между субъектами координации экономической деятельности:
1. договорная координация экономической деятельности (обязательственное правоотношение),
2. корпоративная координация экономической деятельности (корпоративное правоотношение);
2) экономического отношения между субъектами координации экономической деятельности:
1. горизонтальная координация экономической деятельности (поставщик – поставщик; продавец – продавец);
2. вертикальная координация экономической деятельности (поставщик – продавец).
В юридическом смысле правовая форма координации экономической деятельности определяется правовой природой властных правомочий. Если они базируются на праве требования, то формируется договорная форма координации экономической деятельности. Такая форма координации возникает на основе гражданско-правового договора, так как для установления властных правомочий необходим обязательный элемент согласованного волеизъявления в составе сделки, лежащей в основании координации экономической деятельности. Если властные правомочия основываются на правомочиях участия и управления корпорацией – то имеет место корпоративная форма координации экономической деятельности. Основаниями этой формы координации экономической деятельности могут служить договоры корпоративного содержания, учредительные договоры, акционерные соглашения, иные виды согласованных волеизъявлений, например, решения органов юридических лиц, содержащие в своих условиях властные компетенции, определяющие фигуру координатора и состав и содержание его властных правомочий.
Значение экономического отношения в определении правовой формы координации экономической деятельности определяется принадлежностью как координируемых субъектов, так и самого координатора к определенному уровню рыночного канала товарораспределения. Можно выделить несколько вариантов экономических форм координации экономической деятельности по отношению к уровню рынка.
1. Рыночная координация экономической деятельности может производиться между субъектами, являющимися участниками одного и того же рынка товара. Такая координация должна быть охарактеризована как внутрирыночная координация экономической деятельности, и она может быть двух видов:
а. осуществляемая в границах одного уровня канала товарораспределения (например, координация деятельности двух хозяйствующих субъектов-поставщиков, действующих в пределах одного рынка товара). Координатор и координируемые лица также могут осуществлять свою хозяйственную деятельность в рамках одного уровня рынка, являясь хозяйствующими субъектами-конкурентами. Такая координация запрещена законом и представляет собой разновидность антиконкурентного поведения, что совершенно не означает отсутствие практической невозможности ее осуществления в хозяйственном обороте. Подобная координация экономической деятельности должна быть охарактеризована как горизонтальная (одноуровневая) рыночная координация экономической деятельности.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве"
Книги похожие на "Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве"
Отзывы читателей о книге "Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве", комментарии и мнения людей о произведении.