Коллектив авторов - Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве"
Описание и краткое содержание "Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве" читать бесплатно онлайн.
Работа представляет собой первое монографическое исследование, посвященное изучению правовой природы и правовых форм организации координации экономической деятельности в российском правовом пространстве. В работе обоснована новая оригинальная теоретическая концепция частноправового управления; аргументирован вывод о возможности применения правового метода субординации в частноправовых отношениях; выработаны критерии систематизации правовых форм, опосредующих процессы рыночной координации экономической деятельности; проанализированы основные правовые модели, на основе которых осуществляется координация экономической деятельности в хозяйственном обороте; подробно изучены механизмы правового регулирования каждого из правовых оснований координации экономической деятельности; выявлены недостатки действующего законодательства в данной сфере и обозначены основные векторы его возможного совершенствования.
Настоящая монография может быть полезна бакалаврам и магистрам, аспирантам и преподавателям юридических вузов, практикующим юристам в области конкурентного права, корпоративным юристам, работникам антимонопольного органа, судьям.
В монографии использованы материалы НИР «Новеллы гражданского законодательства по развитию организационно-правовых форм юридических лиц в целях стимулирования инвестиционной активности в России» и «Правовые формы и регулирование координации экономической деятельности» Государственного задания ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ» 2013 и 2014 гг.
Однако далеко не всегда термин «координация» в законодательстве имеет негативную окраску. Так в предыдущей редакции п. 1 ст. 11 Федерального закона «О некоммерческих организациях»[151] коммерческим организациям было предоставлено право по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов, являющихся некоммерческими организациями, в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. В современной редакции[152] буквальное указание на координацию деятельности исчезло, однако смысл создания объединений коммерческих организаций в целях представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, достижения общественно полезных, а также иных не противоречащих федеральным законам и имеющих некоммерческий характер целей, по-прежнему, вполне сводим к координации экономической деятельности.
Таким образом, законодательством не только не запрещается осуществление координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций, но, напротив, даже предусматривается соответствующая организационно-правовая форма для объединений коммерческих организаций, которые создаются в подобных целях.
Запрет координации экономической деятельности, в том числе и со стороны публичных субъектов, распространяется только на координацию, приводящую к заключению соглашений с антиконкурентными последствиями[153]. Данное обстоятельство необходимо учитывать при квалификации деятельности публичных субъектов, поскольку внешне схожие с координацией и обязательные для исполнения третьими лицами властные предписания могут представлять собой лишь объективированную форму реализации полномочий публичных субъектов в сфере регулирования определенных общественных отношений, и не таить в себе угрозы для конкуренции, а, следовательно, не являться запрещенной законодательством координацией экономической деятельности.
2.6. Значение аффилированности лиц в координации экономической деятельности[154]
2.6.1. Развитие института аффилированности в российском праве
Для применения положений законодательства о координации экономической деятельности существенное значение имеет понимание категории «аффилированные лица».
В переводе с английского языка аффилированность обозначает связь лица с организацией, причем, к качественным характеристикам такой связи относятся слова тесная, близкая и указание на отношения членства[155]. Институт аффилированности или аффилированных лиц закрепляется в ряде зарубежных законодательств. Так, оно активно используется в американском праве (Закон об инвестиционных компаниях 1940 г. (Investment Company Act)[156], законы отдельных штатов (California Corporations Code[157], Utah Revised Business Corporation Act[158], Wyoming Business Corporation Act[159])). Анализ указанных определений дает основание утверждать, что аффилированность в самом общем виде может быть определена как ситуация, когда одно лицо прямо или косвенно (через другое лицо или цепочку лиц) контролирует другое лицо или находится вместе с указанным лицом под общим контролем третьего лица. Есть определения аффилированности и в других государствах: Китайской Народной Республике, странах СНГ (Казахстане, Беларуси, Украине, Молдове, Узбекистане, Туркменистане, Таджикистане, Армении), Канаде и других государствах мира. При этом надо отметить, что определение аффилированности, равно как и цели закрепления этого института в разных юрисдикциях различны. Нельзя не сказать и того, что институт аффилированности не является общераспространенным универсальным; целый ряд, в том числе весьма развитых, правовых систем обходятся без этого института (ФРГ, Великобритания, Нидерланды и т. д.)[160].
В российском законодательстве понятие «аффилированное лицо физического или юридического лица (акционерного общества, товарищества, государственного предприятия)» появилось в 1992 г.[161] В последующие годы для различных целей это понятие было закреплено и в других актах:
– Примерном уставе лесопромышленной холдинговой компании, созданной при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества (приложение к распоряжению Госкомимущества России от 5 апреля 1994 г. № 723-р);
– Федеральном законе от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;
– Указе Президента РФ от 23 февраля 1998 г. № 193 «О дальнейшем развитии деятельности инвестиционных фондов» (п. 8).
Общее определение аффилированного лица впервые появилось в 1998 году, когда в Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» были внесены соответствующие изменения (Федеральным законом от 6 мая 1998 г. № 70-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[162]).
Определение (в статье 4 указанного закона) было сконструировано следующим образом:
1) сначала было дано общее определение аффилированного лица, основанное на выделении определенных общих признаков: «физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность»;
2) затем был дан перечень лиц, которые признаются аффилированными: а) отдельно для юридических лиц[163]; б) отдельно для «физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность»[164]. Цель введения этих положений в законодательство формулировалась довольно противоречиво[165]:
– реализации п. 1, 4 cm. 93 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, предусматривающих, что аффилированными признаются лица, отвечающие требованиям антимонопольного законодательства, а акционерное общество обязано вести учет его аффилированных лиц и представлять отчетность о них;
– предотвращение отрицательных для развития конкуренции последствий при преобразовании акционерных обществ и заключении ими определенных видов сделок.
В последующем, в связи с выявившимися в правоприменительной практике проблемами соответствующего определения, предпринимались такие попытки реформирования института аффилированности[166].
1. В 1999–2000 гг. была предпринята попытка принять отдельный федеральный закон об аффилированных лицах[167] «для решения задач совершенствования исполнения законодательства в области защиты прав инвесторов»; разработанный проект закона (проект федерального закона № 99089445-2 «Об аффилированных лицах» был даже принят Государственной Думой в первом чтении 11 февраля 2000 г.[168]Однако далее принятия закона в первом чтении дело не пошло; одним из самых серьезных недостатков этого проекта была попытка создать определение аффилированности, общее для всех отраслей права.
2. В 2006 г. был принят Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции»[169]; этот закон не ввел нового определения аффилированности, оставив в силе часть ст. 4 старого антимонопольного закона, однако, по существу, «вывел» аффилированность из обращения для целей антимонопольного регулирования (за редким исключением).
3. Стратегия развития финансового рынка на 2006–2008 гг., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2006 г. № 793-р указывала на необходимость уточнить определение понятия «аффилированные лица» и его соотношение с понятием «группа лиц» для «решения проблемы раскрытия информации о бенефициарных владельцах и повышения прозрачности сделок, в совершении которых имеется заинтересованность». Согласно Плану мероприятий по реализации Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006–2008 гг. предполагалось, по существу, принять окончательно уже упомянутый проект федерального закона № 99089445-2 «Об аффилированных лицах». Соответствующие положения не были реализованы.
4. Концепция развития корпоративного законодательства на период до 2008 года[170], указывая, что «анализ применения категории аффилированности показывает ее недостаточную эффективность для целей корпоративного права», отмечал необходимость конкретизации перечня оснований, наличие которых позволяет пренебрегать юридической самостоятельностью участников оборота, разработки четких критериев отнесения тех или иных лиц к аффилированным лицам. Предполагалось дифференцировать круг аффилированных лиц в зависимости от целей различных правовых институтов, и включить соответствующие нормы в акты корпоративного законодательства в 2007 г. Был подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон «Об акционерных обществах» и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования крупных сделок, сделок с заинтересованностью и аффилированных лиц)»[171]. Этот документ предполагал включение в ГК РФ новой главы с названием «Аффилированные лица». Причем, никакой преемственности с более ранним проектом закона об аффилированных лицах этот проект не имел. Результат неоднократных обсуждений этого проекта[172] был отрицательным: документ принят не был.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве"
Книги похожие на "Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве"
Отзывы читателей о книге "Координация экономической деятельности в российском правовом пространстве", комментарии и мнения людей о произведении.