Владимир Киреев - К лучшей жизни (сборник)
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "К лучшей жизни (сборник)"
Описание и краткое содержание "К лучшей жизни (сборник)" читать бесплатно онлайн.
В книгу Владимира Киреева вошли три повести, очерки, рассказы. Герои произведений, это поколение, снёсшее на своих плечах все тяготы довоенных, военных и послевоенных лет, и сберёгшее до глубокой старости в душах своих, сердцах чистоту помыслов, честность поступков и высокую веру в конечную победу добра над злом.
Повесть «К лучшей жизни» написана на основе воспоминаний Василия Терентьевича Замыслова. В ней прослеживается жизнь крестьянской семьи в дореволюционной России, становление Советской власти в Поволжье, переселение крестьян в Сибирь. Идет повествование о нелегкой жизни сельского жителя, о постоянной каждодневной заботе, о семье, о хлебе насущном.
В повести «Когда расцветает сирень», главная героиня Надежда Афанасьевна Сенкевич работала на Тулунской селекционной станции, потом в силу сложившихся обстоятельств вынуждена была уехать в поселок Залари. Яркая, цельная личность, труженица с нелегкой судьбой. Она привлекает читателя земной добротой подвергающейся испытанию на стойкость и прочность.
Через ушедших людей, их дела и поступки мы убеждаемся, что прошлое не ушло. Оно живет в нас, в нашем мировоззрении, мыслях, поступках, образе жизни. Оно переходит по наследству от отца к сыну, от деда к внуку. Общество, в котором мы живем, сами того не замечая, зависит от нашей нравственности и степени духовного родства с предками.
Наша русская история, наша культура – это духовный путь народа, духовная преемственность поколений.
После этого хозяин давал нам денег, копеек 5-10, а если нет денег, то хозяйка подавала большой кусок хлеба, и так пробегали всю улицу. Потом шли к кому-нибудь домой и начинали считать «заработок». Иногда доставалось копеек по 15–20 на брата.
В говенье, перед Масленицей тоже ходили славить. В благодарность нам давали кресты из белой муки, в них иногда запекали медные или серебряные монеты на «счастье», но «счастье» это очень редко попадало. Пели мы так:
– Тётушка, крестик, говинье-то треснет, дайте другой, переломится другой.
С завучем, Анной Григорьевной несколько раз мы всем классом ходили в церковь, за семь вёрст «киселя хлебать», то есть на исповедь, сдавать батюшке грехи. Батюшка спрашивал у меня:
– Что, мальчик, грешен?
Я отвечал:
– Грешен, батюшка.
Батюшка давал сладкого причастья чайную ложечку, а я целовал у него крест».
Особенно Васе запомнился день, когда он учился в 3-м классе, и они ходили одни с Колей и Ваней в Радоницу славить Христа.
День был ясный и тихий. В село Воскресенское через реку народ валом валил. Возле церкви двумя длинными рядами стояли нищие, убогие, слепые, хромые – все, ждущие медного гроша, тот люд, который мог быть исцелен только разве Христом. По улице от трактира до церкви стояли палатки, и на козлах – лотки с разными сладостями и пряностями. В церкви, набитой народом, шла служба. Кладбище переполнено нищими, торговыми людьми и почитателями праздника. Большая часть пришла помянуть своих родственников и друзей с самоварами, кофейниками, водкой и закуской. На кладбище шумно, потому что многие, не дождавшись крестного хода, уже успели справить поминальную тризну, а на тризне, как известно, наш православный народ не столько ест, сколько пьет. Так начинался праздник.
«Вот церковные люди ударили в колокола. Церковные двери распахнулись настежь, и из них показались хоругви, потом фонарь, запрестольный крест, за ними сборная братия, далее огромное количество образов, которые большею частью несли благочестивые женщины и мальчишки, любящие всевозможные церемонии. Наконец, появились батюшки, а за ними огромная масса народу. Народ, один за другим, составив длинный ряд, нагибаясь лицом к спине соседа, проходил под образами, как под воротами. Все это было очень занимательно и весело. Крестный ход должен был обойти все близлежащие улицы.
Родители давали мне 5 копеек, чтобы я поставил к иконам свечки и положил на тарелку, с которой обходил церковный староста. Я, бывало, клал на тарелку 2–3 копейки, а сдачи брал пятак или гривенник, и так обеспечивал себя деньгами на весь праздник».
Второй класс Вася закончил хорошо, его перевели в третий или, как тогда говорили, «в старшие». В старших он учился тоже хорошо по всем предметам. Уроки были чтение, чистописание, изложение, диктант. Он наизусть выучил стихотворения: «Без отца», «Утопленник», «Смерть Сусанина», «Не ветер бушует над бором» и другие.
Вася не любил изучать Евангелие и закон Божий. Плохо давались ему и молитвы. За эти предметы ему здорово доставалось от батюшки, а также от родителей. Славянский язык читать не мог и плохо, с трудом переводил на русский.
«Батюшка каждую субботу приходил в школу и проводил урок «Закон Божий». Бывало, не ответишь ему на вопрос или не выполнишь домашнее задание, то он поставит на ноги и заставит стоять весь урок. Однажды я забыл дома учебник «Закон Божий», батюшка отправил меня домой за ним. С конца деревни пробежал 4 версты туда и обратно по грязи в лаптишках. Весь мокрый от пота и грязи вернулся в школу. С тех пор я не стал забывать свои учебники».
Зимой в школу привозили «живые картины». Вечером приходили взрослые, с них брали деньги, а школьников пускали без денег. На пол ставили аппарат, как у фотографа, а на стену вешали белую простынь. В аппарат вставлялись пластинки, а на простыне получалось изображение. «Фотограф» читал содержание картинки. Было интересно смотреть на живые картинки, и все ребята старались как можно ближе приблизиться к картинке и пощупать ее руками.
В школе часто взрослые парни и девчонки ставили спектакли. Особенно интересно было, когда на сцене стреляли из ружья или пистолета.
В школе для детей из бедных семей были организованы горячие завтраки и обеды. Утром сладкий чай с печеньем или пряниками. В обед молочный суп и каша.
Несколько раз в школу привозили кожаную и валеную обувь, ситец и материю. Давали только беднякам. Для распределения создавалась специальная комиссия. Васе один раз дали материю на рубашку.
Дождливой осенью 1917 года в деревню пришла весть о том, что в Петербурге произошла Октябрьская социалистическая революция. Она принесла деревне большие изменения. Бедняцкое крестьянство получило равные права на пользование землей. Впервые семья Замысловых получила надел земли на 9 душ.
Землю-то получить получили, но как её обрабатывать, как её удобрять? Ни коня, ни скота на дворе не было, да и двора-то возле дома в то время не было. Из сил, как говорится, выбились, но лошадёнку купили. Лошадь купили старую, с толстой шкурой, изъеденной оводами, с хвостом, забитым репьями, с мозолями на холке от хомута и спине от чересседельника. Здесь же приобрели старую сбрую, телегу на деревянном ходу. В поле ехать, а плуга нет. Но не беда. Плуг нашли где-то старенький, починили в кузнице.
Поехал Василий с отцом в поле, лошадь как лошадь, в телеге хорошо бежит. Запрягли в плуг, а она ни туда ни сюда. Крутится из стороны в сторону. Он её с боку плетью, а она не берёт плуг. Что делать? Ехать обратно домой? Неудобно. Подошли мужики, пахавшие рядом, посмотрели, что за лошадь у Терёхи, попробовали за плуг, а она ни с места.
– Так, Терёха, – говорят мужики, – лошадь твоя пахать не будет, она с норовом.
Пришлось снова лошадь запрячь в телегу и ехать домой.
По дороге лошадь снова удивила. Она изгибалась, переходила на рысь, шла вбок, норовя съехать с дороги и вывалить седоков из телеги. Она была старой и умной крестьянской лошадью, Людей она понимала, и, когда Терентий начинал с ней разговаривать, упрекать в безобразиях, косилась на него грустным глазом, трясла головой и сердито фыркала.
Мать их встретила не особенно весело.
– Что-то недоброе случилось? – спросила она.
– Да, мать, лошадь не хочет пахать, у неё норов.
– Придётся её продавать, – уныло проговорил отец.
На том и порешили.
В воскресенье в селе Воздвиженском был базарный день. Утром запрягли коня, наложили в мешок сена, и Василий с отцом поехали на базар. В Воздвиженском у них была родня, сначала заехали к родне, коня выпрягли и в поводу повели на базар. Лошадь телом была справная, долго стоять не пришлось, подошли покупатели, договорились в цене и тут же продали. Отец, здесь же в рядах, купил кое-что из продуктов, гостинцев и пошли домой, телега осталась у своих.
К вечеру пришли домой. Мать видит, что коня нет и говорит:
– Продали лошадку?
– Да, мать. Слава Богу, хоть продали. Завтра пойдём на базар в Воскресенское. Переночевали. С утра пораньше отец с матерью собрались и пошли на базар, Василия с собой не взяли, так как путь туда был неблизкий.
Под вечер, обычно, ребятишки ходили к мирскому мосту встречать базарников. И на это раз собрались несколько парнишек и побежали по дороге. Василий издали увидел отца, который вел за повод коня такого же чалого, как и проданный. Только этот был повыше и потощее. Отец посадил Васю на коня, и он ехал на нём до дома. В семье все были рады, что купили другого коня. Отец замешал коню мешанки, конь хорошо ест.
– Ну, сынка, завтра поедем с тобой пахать.
Утром, когда отец вышел на двор, конь лежал. Отец надел узду, стал понукать, а он не хочет вставать. Кое-как поднялся на передние ноги, а зад поднять не может. С трудом коня подняли, запрягли в плуг и поехали на ближнюю полосу. До обеда пропахали, с обеда пахать не стали. Пусть конь отдохнёт, а на ночь его отпустили пастись на траву. Конь гулял недалеко в логу, отец послал Василия посмотреть. Когда тот подошёл к коню, стал понукать – не встаёт. Побежал домой, сказал отцу. Отец взял веревку, и всей семьей пошли на луга. С помощью верёвки всё же коня подняли. Привели домой. Отец опять дал ему мешанку, а он и мешанку стал плохо жевать. Отец взял небольшую палку, сунул коню в зубы и посмотрел в рот. У лошади на языке был «ящур». Отец смазал язык лошади дёгтем, но ничего не помогло.
Загоревали отец с матерью. Что будем делать? Лошадь на дворе, а пахать придётся нанимать кого-то, а кого нанимать? У всех своя пахота. Нужно ждать, когда крестьяне закончат свою пахоту. Пошёл отец к своим братьям: к Сергею и Андрею. Мать пошла к Пазухину Михаилу. Договорились в следующее воскресенье приехать помочь в пахоте. Своя лошадь помучилась, помучилась да так на лугах и издохла. Погоревали отец с матерью, поплакали, но что поделаешь? Придётся жить без коня, покупать другую лошадь больше было не на что.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "К лучшей жизни (сборник)"
Книги похожие на "К лучшей жизни (сборник)" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Киреев - К лучшей жизни (сборник)"
Отзывы читателей о книге "К лучшей жизни (сборник)", комментарии и мнения людей о произведении.