Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика"
Описание и краткое содержание "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика" читать бесплатно онлайн.
В первый том вошли работы доктора философских наук, локтора экономических наук, профессора РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научного сотрудника Института философии РАН, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации III созыва Х. А. Барлыбаева, посвященные анализу генезиса, сущности и содержания концепции устойчивого развития, ее взаимосвязи с различными аспектами глобализационных процессов, исследованию сфер, направлений и форм последних в современных условиях. Раскрываются многообразные проявления указанных проблем путем совмещенного использования междисциплинарных методологических приемов философской и научно-отраслевой антропологии, глобалистики и концепции устойчивого развития.
Рекомендуется специалистам разных профессий, научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам бакалавриата, всем интересующимся вопросами устойчивого развития и глобальными проблемами современности.
Во-вторых, социальные институты (государство, нации, религия, общественные организации), также являющиеся продуктами сознательного начала в деятельности человека, увеличивают потребности человечества до гигантских размеров, выходящих за рамки биологических, интеллектуальных, духовных и иных видовых потребностей человека. Содержание распространенных государственных институтов, особенно гонка вооружений, обеспечение армии и полицейского аппарата, ведение межгосударственных, межнациональных, межрелигиозных и иных войн порождают больше расходов и наносят больше вреда природе, чем видовые потребности человека[56].
В-третьих, социальные процессы детерминируют социальное расслоение между людьми, возникновение классов, социальных прослоек (стратов) и групп, а также отражающих их интересы партий, движений и организаций.
Отрицательное влияние на окружающую среду оказывают как излишество в потреблении богатых, так и нищета бедных слоев населения. Богатые стремятся к изложенному выше сверхпотреблению, роскоши, истреблению редких видов животного и растительного мира. Среди богатых слоев распространены потребление «престижных» товаров, большинство дурных привычек, стремление к власти над людьми. Предводителями и организаторами образования и функционирования указанных выше социальных институтов (государственных органов, полицейского аппарата, армии и т.п.), обременяющих потребительские возможности человечества, выступают состоятельные слои общества.
Нагрузка на окружающую среду со стороны бедных слоев населения, особенно в развивающихся странах, исходит из того, что эти слои свои самые минимальные потребности вынуждены удовлетворять за счет элементарного и массового усвоения продуктов окружающей среды: гумуса почвы без его восстановления, сжигания и вырубания лесов в различных целях, использования воды без ее последующего очищения, использования в пищу исчезающих представителей флоры и фауны.
С другой стороны, во-первых, социальное начало в человеческой жизнедеятельности порождает противовес указанным иррациональным потребностям через развитие рациональных потребностей в сфере интеллектуально-познавательных и духовно-эстетических устремлений человека. Само по себе познание мира, развитие интеллекта, духовности, увлечение искусствами были бы не нужны и невозможны без общения людей друг с другом, то есть, без социальных отношений, без того, чтобы они вместе собирались смотреть спектакль или послушать музыку.
«Низшие» физиологические и «высшие» духовно-интеллектуальные потребности в разные исторические периоды человечества имеют различное соотношение. Вместе с тем развитие этого соотношения на уровне человечества в целом имеет поступательный характер в сторону опережающего роста интеллекта, духовности и эстетической культуры человека. Современное человечество в этом отношении, очевидно, значительно богаче, чем 2000 лет назад. Сегодня человек намного больше знает себя и окружающий мир, создано множество уникальных технических усовершенствований, ранее невиданных вершин достигли наука, искусство, намного обогатился духовный мир человека.
Естественно, эти процессы протекают не прямолинейно, неоднозначно, а противоречиво, неравномерно, со взлетами и падениями. Во-первых, сомнительно то, насколько собственно духовный мир современного человека богаче внутренней духовной культуры жителей Древней Греции, Рима или Вавилона.
Во-вторых, как отмечалось выше, развитие человеческого знания и интеллекта сопровождается расширением его возможностей в производстве материальных благ, усилением потребительства, что тяжелым бременем ложится на окружающую природу.
В-третьих, противоречие между «низшими» и «высшими» потребностями, как таковыми, имеет неантагонистический характер. Оно проявляется как необходимость оптимизации затрат ресурсов и времени человека на развитие и обеспечение совместимости «низших» и «высших» потребностей. Антагонистический характер имеют противоречие между рациональными и иррациональными потребностями как внутри самих «низших» и «высших» потребностей, так и, в особенности, между рациональными интеллектуально-духовными и иррациональными материальными потребностями. Именно разум, интеллект, духовность в человеке объективно и субъективно являются несовместимыми со сверхпотребительством, расточительством, употреблением в пищу редких представителей флоры и фауны, дурными привычками, безумием неимоверной гонки вооружений, перспективой самоуничтожения человечества экологической или ядерной смертью.
Понятие ноосферы, ноосферной экономики, перехода к устойчивому обществу само по себе включает в себя оптимальное сочетание, совместимость функционирования живой и неживой природы земли с сознательной деятельностью человека. Такая совместимость предполагает максимизацию в структуре потребностей и потреблении человека рациональных потребностей и минимизацию иррациональных. Иными словами, устойчивое общество несовместимо с иррациональными потребностями человека. Поэтому изживание иррационального, неконструктивного потребления объективно обусловлено, является императивом для нормального функционирования земной природы. Тем самым объективным критерием соответствия материальных и духовных потребностей и потребления человека его родовой человеческой сущности является совместимость этих потребностей и потребления с оптимальной жизнедеятельностью биосферы земли.
Субъективно это объективное противоречие разрешается через противодействие внутри самого субъективного фактора – социальных отношений. Сознательное начало в человеке, направленное на рационализацию потребления, ограничивает, изживает и должно устранять иррациональные потребности и потребление. Без этого невозможно оздоровление окружающей нас природы, дальнейшее выживание самого человечества.
Здесь речь не идет об установлении каких-то нормативов потребления. С известной определенностью речь можно вести о том, что человечество для продления своей жизни на Земле, через деятельность своих общественных структур будет вынуждено и обязано установить законодательные и моральные ограничения экологически вредным потребностям и потреблению людей. Как пишут авторы книги «Фактор четыре»: «…Речь не идет о навязывании рецептов для цивилизации диктаторским путем. Скорее идея состоит в том, чтобы прийти к лучшему пониманию благосостояния и удовлетворения потребностей. Лучшее понимание и переход от понимания к действию – именно такую цивилизацию мы охарактеризовали бы как более разумную»[57]. Можно предположить, что будущие поколения людей станут более высоконравственными и будут самоограничиваться в своих потребностях и потреблении.
Для достижения указанных целей недостаточно предпринимаемых ныне поверхностных мер по охране природы и борьбе против гонки вооружений. Необходима более кардинальная, глубинная и целенаправленная деятельность общественности всех стран по оптимизации материальных потребностей людей, изменению личностной и социальной психологии человека, реформированию социально-политических, интеллектуально-познавательных, духовно-эстетических и жизненных ценностей и ориентации человека.
Реализация такой глобальной цели предполагает коренного изменения методологии и направлений научных исследований естественных, технических и обществоведческих наук, особенно экономической теории. Должны быть теоретически проанализированы и предприняты практические действия по общественно-политическому и социально-экономическому переустройству общества в соответствии с необходимостью обеспечения нормального существования биосферы.
Такое переустройство в самых общих чертах могло бы происходить по следующей схеме: научное доказательство необходимости переустройства общества ради выживания человечества – осознание этой необходимости общественно-политическими кругами и лидерами государств, деловой и интеллектуальной элитой мира – достижение понимания всеми слоями населения всех стран необходимости общественных перемен с целью сохранения жизни на земле – действия по осуществлению таких перемен.
Реализация названной схемы должна обосновываться и сопровождаться проведением эффективной работы по переходу к устойчивому развитию по всем направлениям: международно-договорному, законодательному, административно-организационному, научному, экономическому и пропагандистско-разъяснительному. Претворение в жизнь указанных глобальных задач потребует кардинального изменения всей системы международных отношений, создания полномочных межгосударственных и международных органов управления, действенного международного законодательства.
Изложенные положения не являются субъективным пожеланием, плодом чьей-то фантазии. Они объективно вытекают из ухудшающихся на земном шаре условий обитания людей вследствие расширяющегося и углубляющегося антропогенного разрушения природной среды. Подобно тому, как оказавшиеся в пустыне без воды и пищи люди вынуждены, по взаимному согласию или под командой предводителя, экономить каждый глоток воды и пищи, так и все человечество, все больше оказываясь на превращающемся в пустыню земном шаре, будет вынуждено ввести строгий режим экономии потребления материальных благ и источников энергии путем установления соответствующих правил человеческого общежития по взаимному согласию или под предводительством созданных им органов международного управления.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика"
Книги похожие на "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика"
Отзывы читателей о книге "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика", комментарии и мнения людей о произведении.