» » » » Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика


Авторские права

Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика

Здесь можно купить и скачать "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Философия, издательство ЛитагентНаучная библиотекаad55c2f8-d71b-11e5-bc44-0cc47a545a1e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика
Рейтинг:
Название:
Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2014
ISBN:
978-5-906660-22-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика"

Описание и краткое содержание "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика" читать бесплатно онлайн.



В первый том вошли работы доктора философских наук, локтора экономических наук, профессора РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, научного сотрудника Института философии РАН, депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации III созыва Х. А. Барлыбаева, посвященные анализу генезиса, сущности и содержания концепции устойчивого развития, ее взаимосвязи с различными аспектами глобализационных процессов, исследованию сфер, направлений и форм последних в современных условиях. Раскрываются многообразные проявления указанных проблем путем совмещенного использования междисциплинарных методологических приемов философской и научно-отраслевой антропологии, глобалистики и концепции устойчивого развития.

Рекомендуется специалистам разных профессий, научным работникам, преподавателям, аспирантам, магистрантам и студентам бакалавриата, всем интересующимся вопросами устойчивого развития и глобальными проблемами современности.






Представляется, что до сих пор из названных функционалов в полную силу задействованы производительный и биологический, лишь частично – умственный и коммуникабельный. Почти бездействует духовный функционал, особенно в сфере взаимоотношений человека с природой. Очевидно, что без приведения в действие, обеспечения комплексного сочетания и взаимодействия всех функционалов человека невозможно преодоление его отчуждения от природы, переход от нынешнего неустойчивого мира в устойчивый. Особо необходимым шагом является выведение на ведущее место духовного и умственного функционалов.

В целом, все названные нами рецепты и выдающиеся концептуальные идеи Б. Прыкина являются научными предположениями, которые экономическая практика вряд ли сможет обойти. В то же время практика внесет свои коррективы в эти предположения, создаст все новые и новые предпосылки формирования экономической теории устойчивого развития.

В целом будущее экономической теории и экономики связано с рассмотрением всемирного хозяйства вместе с биосферой как единого целого в качестве детерминирующей, системо образующей основы хозяйственной деятельности человечества на Земле. Тем самым термин «экономика» (по Аристотелю: «наука о домашнем хозяйстве») приобретет свое адекватное содержание как наука, изучающая законы ведения человечеством хозяйства в своем доме – планете Земля. Пока же термин «экономика» изучает и отражает чужой предмет, предмет «хремастики»: отношения торговли между раздробленными хозяйствами – «атомами». А торговлю Аристотель определял термином «хремастика».

Глава 4. Реструктуризация и ограничение потребностей – принципиальное условие перехода к устойчивому развитию

Жизнь каждого человеческого индивидуума от рождения до смерти управляется его внутренними биологическими, психологическими и социальными осознанными и неосознанными побудительными мотивами, потребностями, стремлениями, ценностными установками, ориентирами и склонностями, которые действуют и проявляются в сочетании с охарактеризованными выше внешними условиями и ограничениями жизнедеятельности человека как биосоциального существа. Эти вопросы довольно глубоко и широко исследованы соответствующими науками. Здесь можно ограничиться использованием результатов этих исследований в анализе проблем устойчивой экономики.

В исследовании названных проблем обычно используется теория А. Маслоу, располагающая потребности человека по восходящей линии от «низших» к «высшим». Отталкиваясь от этой теории и других научных концепций можно установить следующую, более расширенную, чем у них, всеохватывающую, систематизированную структуру потребностей современного человека (см. табл. 2)



Указанные группы потребностей и стремлений можно разграничить на те, которые являются объективно необходимыми и оптимальными для реализации видовой сущности человека, воплощения его божественного предназначения во Вселенной, и на те, которые выходят за рамки такого оптимума, не соответствуют сущности человека, разрушают его душу и делают самого человека разрушителем окружающей природы. Сокращенно такое разграничение можно обозначить как рациональные и иррациональные потребности.

Пристрастный анализ названных положений теории потребностей показывает, что они имеют сугубо анропоцентристский, замкнутый только на человеке, на его потребностях характер. Назвав себя «венцом природы», человек монополизировал право единоличного обитания на земном шаре, эгоистически ставя в центр внимания только свои потребности, не соотнеся их с потребностями жизнедеятельности земной биосферы. Более того, немалое число людей, каждый в отдельности, считает первостепенными только свои потребности и потребности своих близких, отделяя их от потребностей других лиц и тем более – окружающей природы.

Очевидно, удовлетворение насущных физиологических потребностей на оптимальном уровне является справедливой претензией каждого жителя земли. Однако достижение этой цели затрудняется объективными и субъективными обстоятельствами. Во-первых, объективно пока еще невозможно обеспечить все человечество равномерно на необходимом уровне продуктами питания и предметами первой необходимости. По имеющимся данным ежегодно около 20 % населения земного шара недоедает или голодает. Значительная часть людей в развивающихся странах имеет доходы ниже прожиточного минимума.

Во-вторых, многие люди не удовлетворяются оптимально необходимым уровнем потребления материальных благ, а движимые жаждой бесконечного потребления стремятся к сверхпотреблению разнообразных потребительских товаров. Показателем этого являются, например, сотни излишних квадратных метров жилья, множество дорогих автомобилей или бесчисленное количество предметов обихода на одного человека в определенных слоях населения. В то время как нормальной человек, ведущий содержательную жизнь, мог бы обойтись оптимальным для своей жизнедеятельности объемом материальных благ.

В-третьих, имеется немало людей, одержимых комплексом престижности, желанием «выделиться» потреблением нестандартных благ. В потреблении продуктов питания это относится к употреблению в пищу редких и ценных видов животных, птиц, рыб, растений и т.д.; в одежде, обуви и предметах домашнего обихода – к использованию мехов, шкур, костей, рогов и иных принадлежностей исчезающих зверей; в жилище, товарах длительного пользования, украшениях и т.п. – к стремлению к чрезмерной дороговизне, роскоши и количеству площадей, экземпляров и объемов.

В-четвертых, к неконструктивным, иррациональным потребностям относится также стремление к власти над людьми, нацеленное на их организацию не для положительных деяний, а для разрушительных действий. Такой потребностью является желание властвовать над людьми путем вооруженного, насильственного и авторитарного их подавления. Эта потребность, приобретая общественные масштабы, приводит к расточительной гонке вооружений, к бесплодному и разорительному отвлечению гигантских средств на нужды уничтожения человека человеком, создает угрозу самоуничтожения человечества, подавляет творческую инициативу и личную свободу людей.

Приведенная градация потребностей и жизненных ценностей человека отражает современное их состояние и характер. Естественно, содержание каждого из направлений и их сочетание были различными, скажем, 100, 1000 или 2000 лет тому назад, чем сегодня. За всю историю человечества потребности и ценностные ориентации человека значительно видоизменились во взаимодействии с изложенными выше возрастанием и расширением способностей и возможностей человечества в удовлетворении своих потребностей. Они эволюционируют сегодня, будут претерпевать изменения и в будущем. Задача науки состоит в том, чтобы раскрыть характер и возможные последствия этих процессов и нормативно указать желательные направления их развития. Первопричина экологических бедствий кроется в росте и распространении иррациональных потребностей, которые, возникая у отдельных лиц, по закону толпы, в соответствии со стадным инстинктом приобретают затем общественный характер, возбуждают всеобщее потребительство и расточительство. Поэтому данную выше характеристику потребностей, потребления, спроса и предложения следует развернуть в более конкретный анализ исходных причин вредного влияния человека на окружающую природу, кроющихся во внутренних биологических, психологических и социальных предпосылках, мотивах и ориентирах человека.

В биологическом плане человек не является таким уж ненасытным существом. Научные расчеты показывают, что при разумном использовании продовольственных и иных потребительских товаров, ресурсы земли позволяют спокойно и долго сосуществовать нескольким десяткам миллиардов человек.

Задача усложняется, когда к биологической предпосылке подключаются психологический и социальный факторы. Психологический мотив возбуждает в человеке стремление к сверхпотреблению, обусловливаемому взаимным общением людей, демонстрационным эффектом, общественными нормами, престижем и модой. Таким образом, психологический фактор порождает потребности, превышающие биологически необходимый их уровень.

Еще более замысловатыми становятся потребности людей под влиянием факторов социального характера. Социальное начало детерминирует как иррациональные, так и рациональные потребности. С одной стороны, во-первых, общение между людьми, обусловленное тем, что они наделены сознанием, как социальное явление выступает одним из побудителей действия отмеченного выше психологического фактора, выступает детерминатором взаимного потребительского возбуждения людей.

Во-вторых, социальные институты (государство, нации, религия, общественные организации), также являющиеся продуктами сознательного начала в деятельности человека, увеличивают потребности человечества до гигантских размеров, выходящих за рамки биологических, интеллектуальных, духовных и иных видовых потребностей человека. Содержание распространенных государственных институтов, особенно гонка вооружений, обеспечение армии и полицейского аппарата, ведение межгосударственных, межнациональных, межрелигиозных и иных войн порождают больше расходов и наносят больше вреда природе, чем видовые потребности человека[56].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика"

Книги похожие на "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Халиль Барлыбаев

Халиль Барлыбаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Халиль Барлыбаев - Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика"

Отзывы читателей о книге "Избранные труды. Том I. Устойчивое развитие. Глобалистика", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.