Николай Чижов - Очаг. Экологическая история

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Очаг. Экологическая история"
Описание и краткое содержание "Очаг. Экологическая история" читать бесплатно онлайн.
Книга Николая Чижова – попытка осмысления современного жизнеустройства, основанного на «экономизме», который быстро ведет белую расу к деградации и вымиранию. Сто лет – один миг в жизни планеты, но за последние сто лет мы многократно увеличили негативное воздействие на среду нашего обитания, да и сам человек стал наиболее вредоносным видом млекопитающего для биосферы нашей прекрасной планеты.
Современный капитализм, вынужденно углубляя рынок сбыта, создал одноразовый мир. Бессмысленная переработка ограниченных природных ресурсов в отходы ради текущей прибыли и тщеславного сверхпотребления, стремительно уничтожает среду обитания человека. Наши потомки беззащитны перед алчностью и подлостью нашего поколения.
Художественный замысел возможного экологически более разумного жизнеустройства с отказом от современной городской «торговой и глянцевой бесовщины» приведен в этой книге.
Особое место отведено Городецкой старообрядческой, лесной общине. К великому сожалению, их уже почти не осталось, хотя общая численность старообрядцев всех согласий в России оценивается приблизительно в два миллиона человек. Внутри русского этноса образовывались и сохранились традиционные субэтносы: казаки, поморы, старообрядцы, молокане и прочие. Старообрядцы, по моему мнению, являются духовной элитой Русской православной церкви. Твердость Веры изумляет, себя сжечь за правильную Веру – дело плевое, но богопротивное, а вот детей вместе с собой сжечь… Наверное, именно старообрядцы воспитаны в лучших традициях русского православия, как идеологии несмирения со злом. Постоянные преследования, гонения сплотили приверженцев старой веры, когда любая помощь друг другу дело богоугодное, а значит обязательное.
Так общими страданиями сплочен еврейский народ и сплочен армянский народ. Ненавижу, когда в разговоре, походя, оскорбляют армян. Почитайте «Раны Армении» Х. А. Абовяна, может, в головах немного прояснится, но такие, наверное, вообще ничего не читают.
Во многом благодаря старообрядцам сохранились древние иконы, особо ценилась иконопись Андрея Рублева. Пожалуй, первое сравнительное иконописное исследование – «Поморские ответы» протопопа Аввакума. Старообрядцы были главными, вероятно, единственными экспертами в иконописи и иконографии в конце XIX и начале XX века, когда собственно и состоялось «открытие иконы» как шедевра художественного искусства. Велик их вклад в духовную культуру России, сохранение памятников Средних веков – рукописей, старопечатных книг, икон, церковной утвари. Главное – сохранение и построение жизненного общинного уклада, обязательность подчинения соборным решениям, удивительное мужество и непреклонность в своих убеждениях. В то же время – постоянные обсуждения, размышления над христианскими догмами и Священным писанием, диспуты и споры, поиск глубоких смыслов в обрядах и традициях. Старообрядческие общины, несмотря на постоянные гонения, проявляли редкостную стойкость, завидное трудолюбие и предприимчивость. Знаменитый фарфор Матвея Сидоровича Кузнецова, Третьяковы, Савва Морозов, Сироткин, Кокорев, Бугров, Платонов Матвей Иванович – всех не перечислишь, сколько славных имен и дел, сколько культурного и архитектурного наследия оставлено ими России. Конечно, идеализирована и приукрашена, особенно в части воинских традиций, лесная община, но как хочется оказаться в такой ясной, чистой, спокойной и безопасной общинной, лесной жизни, где жизнь и смерть естественны!
Все же после заброшенных привольных полей Подмосковья, зарастающих бурьяном и кустарником или дачами и коттеджами, проезжаешь по дороге на Ковернино или в Приузолье Городецкого района и видишь, что даже мелкие неудобья, площадью 3–4 гектара, между перелесками с изломанными границами, вспаханы и засеяны, из последних сил бьются мужики, но землю не бросают. Сохраняется, видимо, где-то глубоко внутри старообрядческий стержень трудолюбия, хотя сами люди этого могут и не понимать, инстинктивно генетически сохраняется и передается в поколениях. Помнится, как однажды удивилась дочь: на автобусной остановке старушке с тяжело груженой тележкой молча помог молодой мужик, просто, без всяких слов, подхватил тележку и занес в автобус, и воспринято это бабушкой было просто и естественно, «Спаси Христос». Именно молчаливая простота и естественность помощи и ее принятия поразила доченьку, выросшую в Москве. Мелкие черточки поведения и житейские эпизоды все-таки порождают надежды на то, что не все еще потеряно и утрачено в сохранении русских старообрядческих традиций и укладов.
Все что относится к истории моего рода, жизни прадедов, дедов, бабушки Марьи Ивановны, прекрасных моих родителей, является полной правдой. Старательно расспрашивал, вспоминал, перебирал в памяти все эпизоды и события – слава Богу, есть, что помнить. Грустно от мыслей, что же мы сотворили: неужели навсегда утратили традиции русского общинного крестьянства, основанные на православной вере, которые попытались реализовать в виде «русского коммунизма», под вывеской советского социализма со всеми его недостатками?
Остается надеяться на Промысел Божий, Русское Чудо, Природу планеты, которую не обманешь, и возрождение Русского Духа, способного порождать идеалы для всей белой расы и для остального, пока ею ведомого мира. Хорошо сказал в своей книге: «Эти 20 убийственных лет» Валентин Григорьевич Распутин: «Но вспоминаешь, что самая мрачная пора – перед рассветом. Солнце-то над Россией отменить нельзя, Бога тоже в ссылку не отправить». Единственное, что хочется добавить: Совесть в землю не зароешь, ее когтистая лапа достанет до сердца каждого русского, пока мы остаемся русскими, не по крови, а по самоопределению и миропониманию.
Глава 1
Россия как территория борьбы традиционного образа жизни и западного постмодернизма
Теплый августовский вечер неторопливо таял в прозрачном, без единого облака, закате. Заканчивалось и одно из любимых дел, переборка и чистка грибов, традиционно проходившая каждое лето на открытой веранде. Удивительно приятное занятие, когда спокойно, не торопясь, перебираются трофеи утренней, тихой лесной охоты. Осматривается и сортируется каждый гриб. Сначала из корзины перекладываются по отдельным тазам белые, подосиновики, подберезовики и маслята, отделяются попавшие «солонухи» – волнушки и малиновые грузди. Вообще-то это неправильно: одновременно брать и настоящие, «прайские» трубчатые грибы, и пластинчатые для соления. Увы, сейчас все перемешалось, вот и попадают в корзину полсотни волнушек, а потом не знаешь, что и делать с ними. Такие красавицы, что в лесу мимо не пройдешь, а вот вымачивать и солить такую малость – только хлопоты одни. В нашей семье принято традиционное для Городца вымачивание грибов для засола. Оттого в Нижегородской области и сохранилось название «малиновый груздь», а в Московской и других близких к ней областях – чернушка. Отваривают перед засолкой, вот и чернеет замечательный гриб, вида зимой у него нет. Совсем другой вид у груздя, который трое суток вымачивают, вода меняется три раза в день, да еще если это ключевая вода, то результат отменный: гриб становится темно-малинового цвета, сохраняет форму, не передать красоту. После вымачивания грибы рядками укладываются в осиновую шести- или восьмиведерную кадочку, четвертый-пятый рядок перекладываются укропом, смородиновым листом, дольками чеснока, черным перцем и солью. Основной слой приправ укладывается сверху под осиновый кружок, на который водружается основательный гнет, обычно хорошо пропаренный с можжевельником гранитный камень.
Особливо идет белый гриб, его всегда считают штучно. В семье почтительно помнили рекорд матушки, когда в конце 60-х годов она за утро нашла 496 белых. Тогда мы лет десять ездили на экспедиционном ГАЗ-69, а с 1970 года на УАЗ-426 («буханке»), в свое место за деревню Руя, через ручей и заболоченности, туда «Волги», «Москвичи», «Победы» и «Жигули» не проходили и грибников из Горького, Заволжья и Городца не было. А лес там был хорош, березы и осины на плавных гривках, изредка ель, подлеска почти нет. Чистый, прозрачный, утренний лес, что может быть лучше, одно из ярких впечатлений юности. Водитель служебного ГАЗ-69 отца, Николай Гаврилович, также был заядлым грибником, выезжали в четыре утра, с тем, чтоб к восьми быть на работе, отец всегда, несмотря на протесты водителя, покупал талоны на бензин, да и стоил он тогда восемь копеек за литр. К сожалению, в середине 70-х годов подошел черед порубочных делянок, и пропало грибное место. Оно было невелико, 15–20 гектаров, а сколько давало ценнейшего, натурального дикороса!
Общая тенденция явная: мои прадеды по линии матушки, Федор Николаевич из Мысова и Иван Николаевич из Угрюмихи и мой дед Михаил Федорович, ездили за грибами на лошади с телегой, куда ставили короб на 10 ведер или на 15 ведер. Отец и матушка ездили с тремя или четырьмя плетеными корзинами на 2 ведра, а мы с женой в Подмосковье ходили с пластиковыми ведерками на 8 литров.
К грибам в начале XX века в деревнях Приузолья отношение было серьезное и уважительное. По рассказам мой бабушки, Марии Ивановны, прожившей почти 90 лет, но до самой смерти сохранившей изумительную память, хождение за грибами пешком считалось полезным баловством для детишек и старушек. Исключение – это разведка на своих грибных местах в сезон, да и среди деревенских новостей «грибы пошли» была и есть одна из главнейших новостей. Выражение «грибы пошли» непереводимо прямо на другие языки, не воспринимает рациональное логическое сознание, как это грибы могут ходить, но для каждого русского это понятно и притягательно. В те времена за грибами ездили более осмысленно и целенаправленно: за белыми и подосиновиками, за маслятами, за волнушками и груздями. Брали сколько нужно для семьи на зиму, иногда, в грибные годы, делали запас сушеных грибов на 2–3 года, но вкус у таких «многолетников» уже не тот. Традиции бережного отношения к лесным дарам и лесам в деревнях Приузолья воспитывались и соблюдались строго.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Очаг. Экологическая история"
Книги похожие на "Очаг. Экологическая история" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Николай Чижов - Очаг. Экологическая история"
Отзывы читателей о книге "Очаг. Экологическая история", комментарии и мнения людей о произведении.