Татьяна Терещенко - Симфония по творениям преподобных оптинских старцев. Том I. А–О

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Симфония по творениям преподобных оптинских старцев. Том I. А–О"
Описание и краткое содержание "Симфония по творениям преподобных оптинских старцев. Том I. А–О" читать бесплатно онлайн.
Серия «Симфония веры» создана в помощь людям, обращающимся к творениям святых отцов в поиске их высказываний по различным темам. Это может быть и священник, готовящийся к проповеди, и семинарист, пишущий реферат, и любой верующий человек, ищущий ответ на свой насущный вопрос. Оптина пустынь и оптинские старцы – удивительное явление русской истории, культуры и духовности. Двухтомник «Симфония по творениям преподобных оптинских старцев» во всей полноте вместил в себя их душеспасительное учение. В нем собраны советы и наставления преподобных старцев, извлеченные из их бесед, поучений и писем.
Прочел все твои писания и скажу тебе о действиях твоих, которые ты считаешь благодатными, мы не признаем их такими. Отец Амвросий и мы все не видели примеров таких у святых отцов и у всех благоугодивших Богу. Хорошо бы, если бы и ты понимала их в худую сторону, все эти действия, твердо знаем, что не прогневался бы на тебя за это Господь, если бы это было бы и благодатное и ты сочла бы его за неблагодатное и отвергла бы его. Потому ты сделала бы это так из страха, боялась бы, чтобы не прельститься, и ты это твердо знаешь, что не велено верить самому себе (прп. Иларион, 20).
* * *Несомненно веруем, что… всем православным христианам при Крещении дана благодать Божия, но действует и обнаруживается благодать сия по мере исполнения заповедей Божиих, из коих главная – смирение. Сказано: По плодам ихузнаете их (Мф. 7,16), и смотри на плоды, особенно свои, каковы они (прп. Амвросий, 1).
* * *Иногда Господь поддерживает осязательно Своею благодатью, но за пренебрежение или невнимание к таковым проявлениям благодати оставляет нас, Сам заповедавший не метать бисера пред… (прп. Иосиф, 19).
Не усилия наши, не труд, не время избавляют нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным. Это всегда помни и никогда не полагайся на себя, хотя бы и много лет не тревожит тебя страсть, ибо и чудотворцы, и великие постники внезапно были побеждаемы и низвергаемы страстью, но всегда между страхом и надеждой провождай свое жительство, призывая на помощь Господа и смиряя себя всячески (прп. Иосиф, 19).
* * *Написала ты, что благодатное состояние перешло, и опять молитва стала с рассеянностью. – Этим не смущайся. Так бывает со всеми желающими жить благочестно. Господь порадует человека Своею благодатью, а потом оставляет человека при его немощных силах, чтобы, во-первых, он видел свое ничтожество, а во-вторых, чтобы не обленивался, а трудился с самопонуждением, ища и прося благодати (прп. Иосиф, 19).
* * *Ты спрашиваешь, где те дни, когда все были ангелы, или, лучше сказать, когда все тебе казались ангелами? – Те дни были временем, когда Господь утешал тебя, как мать утешает младенца; давал тебе даром вкусить той сладости, которая уготована Им за труды и подвиги, давал затем, чтобы ты, вкусив ее, стал усердно искать ее. Дал вкусить и паки взял от тебя, оставил тебя как бы одного, чтобы ты потрудился над собой, над своим сердцем, своими страстями. И если будешь трудиться, будешь искать ее и просить у Господа, тогда по милости Господней получишь и вечное наслаждение сей благодати. Но до этого далек путь… старайся считать себя грешнее и последней всех в обители, всегда помни, что ты хуже всех; никогда и никого не осуждай и ни за что; имей смирение перед всеми; будь послушен к настоятелю и братии; избегай вольности и празднословия; свободное время проводи за чтением книг, читай аввы Дорофея книгу и «Лествицу». Если будешь вести себя так, то и Господь не оставит тебя Своею милостью (прп. Иосиф, 19).
* * *Одна мысль постоянно стоит передо мной; как спасти мне свою душу? Нет во мне ничего доброго. Вам все известно: получаю благодарственные письма, да и лично получаю благодарности. Но я тут ни при чем. Это действует на них через меня благодать Божия по вере их, а я лично ни при чем (прп. Варсонофий, 32).
* * *Чтобы не потерять благодати Божией, особенно старайся к приобретению памяти Божией. Нужно соблюдать слово Божие, или заповеди, как и Сам Господь сказал: то имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21). Таким же образом достигается искреннее служение Богу всем сердцем (прп. Нектарий, 25).
* * *Когда священник, благословляя, произносит молитву: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», – тогда совершается тайна: благодать Святого Духа нисходит на благословляемого человека. И когда какой-либо человек только устами произносит отречение от Бога, благодать отходит от него, все его понятия изменяются, он делается совсем другим (прп. Никон, 21).
* * *Сначала необходимо для испытания веры и произволения пережить в подвиге томление и тяготу, а затем уже даруется утешение Духа Святого. Дары благодати, полученные с трудом и болезнью сердца, тщательно должны храниться получившим. Трудность и болезненность подвига научают ценить и хранить дар (прп. Никон, 21).
* * *Когда благодать коснется человека, в нем появляется ревность к богоугождению. Если он не подавит ее, то появятся дела. И эти дела он будет совершать легко, ибо собственно не он, а благодать за него будет совершать их. Эту легкость телесных деланий испытал на себе и я, но я ничего не понимал: ни сущности этих деяний, ни цели, ни причины. Не заметить изменения было невозможно, но я или приписывал это себе, или не обращал на это внимания. Теперь я вижу, что я был под особым действием благодати в миру до приезда в Оптину в первый раз, во время всего нашего пребывания в Оптиной, затем, во время нашего пребывания в миру после Оптиной. Не знаю, как хранила меня благодать, только бывали заметные расслабления. Наконец, при поступлении в Скит Божия благодать опять воздействовала. Быть может, в миру благодать и более помогала мне, но ее действие было только охранительное, дабы я не погряз совсем, а внешних, видимых проявлений, кажется, не было. И теперь Господь хранит меня, но начинает отнимать от меня благодать, дабы испытать силу и твердость моего произволения. Теперь я кое-что понял, прозрел немного, чем я обязан батюшке [прп. Варсонофию] и чтению книг святоотеческих по его благословению. Я понял, что монашество есть непрерывная борьба, непрестанное умерщвление плоти, и я, помня это, должен готовиться к борьбе и скорбям (прп. Никон, 32).
Благодушие
И видим, что еще вас Всепремилосердый Господь посещает, и Себе в любовь призывает, и хочет вас одарить драгоценными дарованиями, но только просим и молим вашу любовь благодушествовать и с Божией помощь да положим, сколько возможно, потерпеть и Премилосердого Господа просить с благодарением и благохвалением. Просить Всемогущего Господа, дабы Своей всесильной десницей даровал вам терпение и мужественно переносить все неприятности. – А кроме этих средств избавиться невозможно ни от мысленного врага, ни от искушений попустительных для искусу убогим душам (прп. Лев, 20).
* * *Продолжай свое безропотное терпение находящих неприятностей с благодарением, и когда с помощью Божией будешь стараться благодушно переносить находящее искушение и будешь приписывать все это своим грехам, а при получении в сердце скорбей молитесь по заповеди Господней за творящих вам напасть, тогда явственно ощутишь в сердце своем радость и утешение неизреченное, и мир помыслов, и любовь к Богу и ко всем, не только живущим с тобой, но и прочим (прп. Лев, 20).
* * *Вы упоминаете об отце Аароне, что он нездоров и имеет род лихорадки, – мы ему желаем быть здоровым и благодушным. Это мы, как человеки, по человечеству и рассуждаем, но Премилосердый Господь, как истинный наш Отец и Попечитель, видно, лучшее устрояет, попуская все для нашего назидания; а потому мы должны все приключения принимать со всяким терпением и благодарением (прп. Лев, 30).
* * *Все мы на оселке[14], показывающем нашу веру и все сокровища сердца. Все встречи, касающиеся оного, дают ведение о нас другим и нам самим о себе. Без случаев находящих мы точно не знали бы самих себя и без скорбных обстоятельств не могли бы обрести спасения души, указанного в терпении. Терпи, любезный, все с благодушием в чувстве любви Бога и ближнего, и все послужит к твоей пользе (при. Моисей, 20).
* * *Да помилует тебя всеблагой Господь и всех живущих с тобою и да поможет тебе вперед не принимать так горячо к сердцу встречающиеся скорби и неприятности, которые едва тебя не приближают к смерти, тогда как ты нужна еще для духовной пользы сестер N. общины или обители. Не буду тебя убеждать к благодушию и великодушию словами Писания, которые я многократно тебе повторял, а только приведу теперь пословицу или поговорку одного веселого и благодушного человека, который имел обычай в подобных случаях повторять: «Сидор да Карп в Коломне проживает, а грех да беда с кем не бывает». И этот человек, как помню, при многих переменах и переворотах его жизни оставался всегда благодушен и весел, и он был мирской, а мы – монахи, обрекшие себя на всякую скорбь. Знаю, что тебя оскорбляют не скорби, а те случаи, о которых и святой апостол Павел пишет так: то соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?(2Кор. И, 29). Но возверзем печаль свою на Господа, и Он силен утвердить и успокоить нас и устроить полезное и спасительное о всех сущих с нами. Если бы и случились такие обстоятельства, о которых пишет апостол: Аще ли неверный отлучается, да разлучится (1 Кор. 7, 15)[15], предадим все и всех таковых воле Божией и собственной их воле (прп. Амвросий, 3, ч. 2).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Симфония по творениям преподобных оптинских старцев. Том I. А–О"
Книги похожие на "Симфония по творениям преподобных оптинских старцев. Том I. А–О" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Татьяна Терещенко - Симфония по творениям преподобных оптинских старцев. Том I. А–О"
Отзывы читателей о книге "Симфония по творениям преподобных оптинских старцев. Том I. А–О", комментарии и мнения людей о произведении.