А. Телепнева - Государственный финансовый контроль в системе управления государством

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Государственный финансовый контроль в системе управления государством"
Описание и краткое содержание "Государственный финансовый контроль в системе управления государством" читать бесплатно онлайн.
Монография представляет углубленное исследование причин и факторов, влияющих на устойчивое социально-экономическое развитие страны и регионов. В научной работе раскрыты механизмы подсистемы финансового контроля, входящие в общую систему управления государства, дана обоснованная система качественных критериев оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности экономических субъектов региона, положенная в основу методики ревизии деятельности государственных учреждений, организаций и предприятий.
Монография сопровождается системными иллюстрациями, интерпретирующими научные подходы в решении проблемы формирования концепции государственного финансового контроля как одного из механизмов системы управления государством.
В период административно-командной системы управления страны были внесены изменения в систему государственного контроля. По решению июльского (1940 г.) Пленума ЦК ВКП(б) Комиссия советского контроля и Главный военный контроль реорганизуется в Народный комиссариат государственного контроля СССР. В этот период роль государственного финансового контроля усиливается. Особое значение придается укреплению финансово-бюджетной дисциплины, пресекаются тенденции решения государственных вопросов с позиции местнических интересов. Возникла необходимость перестройки государственного финансового контроля.
Но вскоре оказалось, что инспекция себя изжила. И перед правительством был поставлен вопрос о ее замене Контрольно-ревизионным управлением НКФ СССР[47].
Положение о Контрольно-ревизионном управлении было утверждено в мае 1938 г. Правительство возложило на Контрольно-ревизионное управление НКФ СССР следующие обязанности:
– проверку соблюдения законов о бюджетных правах союзных и автономных республик и Советов депутатов трудящихся как республиканскими и местными органами, так и наркоматами и учреждениями Союза ССР;
– контроль за исполнением государственного и местных бюджетов бюджетными учреждениями; правильным и экономным расходованием отпускаемых по бюджету средств; соблюдением установленных штатов, должностных окладов и фондов заработной платы; за правильным образованием и использованием внебюджетных (специальных) средств;
– контроль за своевременным выполнением государственными и кооперативными организациями своих обязательств перед бюджетом;
– проверку работы финансовых органов, органов государственного страхования и гострудсберкасс, а также банков долгосрочных вложений и их филиалов;
– проверку соблюдения учреждениями Государственного банка СССР правил исполнения государственного и местных бюджетов;
– проверку постановки внутриведомственного финансового контроля в наркоматах, учреждениях и организациях;
– проверку осуществления главными и старшими бухгалтерами возложенных на них законом прав и обязанностей[48].
Для решения задач, возложенных на Контрольно-ревизионное управление, ему были предоставлены определенные права. Оно имело право проводить документальные ревизии всех наркоматов, ведомств, организаций, предприятий и требовать от ревизуемых учреждений и организаций представления всех денежных документов, бухгалтерских книг, планов, смет и прочих форм отчетности о состоянии их финансового хозяйства, объяснения и справки по вопросам, возникающим при проведении ревизии, а в необходимых случаях и от других учреждений и организаций справок и копий с документов по операциям и расчетам с ревизуемыми учреждениями и организациями, о состоянии счетов и оборотов по ним, о кредитах, открытых ревизуемыми учреждениями и организациями, и т. д. Контрольно-ревизионному управлению было дано право давать руководителям ревизуемых учреждений и организаций указания об устранении выявленных при проведении ревизии нарушений финансовой дисциплины.
Контрольно-ревизионное управление имело контрольно-ревизионный аппарат во всех республиках, АССР, краях, областях и крупных городах.
Аппарат ревизоров назначался и увольнялся Контрольно-ревизионным управлением НКФ СССР. Руководители главных контрольно-ревизионных управлений союзных республик назначались и увольнялись народным комиссаром финансов СССР. Контрольно-ревизионные управления подчинялись непосредственно Наркому финансов СССР. С централизацией ревизионного аппарата важное значение приобрело решение вопроса о взаимоотношении контрольных органов НКФ СССР на местах с местными руководителями финансовых органов, которые в целом решали одни и те же задачи.
Деятельность контрольно-ревизионных органов и местных финансовых органов была подчинена решению одних и тех же задач – дальнейшему укреплению рубля, финансово-бюджетной дисциплины, соблюдению законности в финансовой сфере. Контрольно-ревизионные органы Наркомфина проводили ревизии независимо от контроля, осуществляемого местными финансовыми органами. Финансовые органы продолжали проводить контроль как в ходе планирования и финансирования, так и непосредственно на местах.
В 1956 г. было утверждено новое Положение о Контрольно-ревизионном управлении Министерства финансов СССР.
Контрольно-ревизионные управления просуществовали и в период перестройки, и в период образования новой России.
В 1965 г. в целях улучшения контрольной деятельности и вовлечения в нее широкого круга населения Указом Президиума Верховного Совета СССР от 09.12.1965 был принят Закон «Об органах народного контроля СССР». Этим Законом органы партийно-государственного контроля были преобразованы в органы народного контроля. Были также созданы комитеты народного контроля СССР, союзных республик, в автономных республиках, краях и областях, в сельских и поселковых Советах. На основании этого Закона в декабре 1968 г. Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР было утверждено Положение об органах народного контроля в СССР[49].
Постановления органов народного контроля имели силу юридических актов, исполнение которых в необходимых случаях могло быть обеспечено с помощью государственного принуждения, что придавало этим мерам достаточную эффективность. Руководители комитетов народного контроля избирались соответствующими Советами и утверждались партийными органами, члены групп и постов народного контроля на предприятиях, в учреждениях, организациях избирались коллективами.
Государство поднимало авторитет народных контролеров, подчеркивая их значимость, принимало меры к их защите. Например, в марте 1980 г. Пленум Верховного Суда СССР принял специальное постановление о квалификации фактов преследования народных контролеров и признал их преступлениями, связанными со злоупотреблениями властью, установив, что виновные должны привлекаться к уголовной ответственности по ст. 170 УК РСФСР, предусматривающий наказание до 10 лет лишения свободы[50].
Следует отметить, что группы и посты народного контроля создавались и действовали также в органонах прокуратуры, в судах, органах МВД РФ. Разумеется без права вмешательства в их непосредственную деятельность, в решении конкретных дел, способствуя совершенствованию работы упомянутых органов[51].
Поднятию авторитета органов народного контроля способствовало и то, что их статус был закреплен в Конституции СССР 1977 г, а затем и в специально принятом 30.11.1979 Законе СССР «О народном контроле в СССР»[52].
Главный недостаток государственного финансового контроля 1980–1990 гг. состоял в том, что он перестал активно бороться с показухой, приписками, неэффективным управлением государственными финансами и собственностью. Экономика стала затратной и почти не переходила на передовые технологии. Неэффективное распределение государственной собственности и государственных финансов приводит к развалу экономики страны и как следствие к разрушению политической и государственной системы.
Принятая в 1993 г. Конституция Российской Федерации провозгласила построение демократического общества. Начались коренные преобразования структуры государственного управления. В частности, Конституцией Российской Федерации закреплены государственная и муниципальная форма собственности, а также разделение государственной собственности на государственную собственность Российской Федерации и государственную собственность субъектов Российской Федерации (п. «д» ст. 71; п. «г» ст. 72). Однако вопросы государственного финансового контроля не нашли должного отражения в Конституции Российской Федерации.
Например, в Конституции Российской Федерации отсутствуют вопросы парламентского контроля, очень кратко и фрагментарно отражены вопросы организации контроля исполнения федерального бюджета (ст. 101–103). Практически ничего не сказано об организации государственного финансового контроля в субъектах Российской Федерации.
В этих условиях реальный государственный финансовый контроль осуществлял Минфин России, но это был внутриведомственный контроль исполнительной власти, ему подлежали лишь денежные средства Российской Федерации. Региональные органы исполнительной власти, которые согласно Конституции Российской Федерации получили право самостоятельно распоряжаться государственной собственностью субъектов Российской Федерации, стали создавать собственные финансовые органы управления и органы государственного финансового контроля. Но это также был контроль органов исполнительной власти. Деятельность же самой исполнительной власти в финансово-материальной сфере, особенно в условиях масштабной приватизации, оставалась абсолютно бесконтрольной.
Вместе с тем в соответствии со ч. 5 ст. 101 Конституции Российской Федерации «для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом», имела огромное значение для создания органа парламентского контроля. В соответствии с Конституцией Российской Федерации 11.01.1995 был принят Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации», согласно которому была создана Счетная палата РФ – единственный орган государственного финансового контроля законодательной власти.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Государственный финансовый контроль в системе управления государством"
Книги похожие на "Государственный финансовый контроль в системе управления государством" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "А. Телепнева - Государственный финансовый контроль в системе управления государством"
Отзывы читателей о книге "Государственный финансовый контроль в системе управления государством", комментарии и мнения людей о произведении.