» » » Карл Фридрих Беккер - Мифы Древнего мира


Авторские права

Карл Фридрих Беккер - Мифы Древнего мира

Здесь можно купить и скачать "Карл Фридрих Беккер - Мифы Древнего мира" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Проза, издательство Литагент1 редакция0058d61b-69a7-11e4-a35a-002590591ed2, год 2016. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Карл Фридрих Беккер - Мифы Древнего мира
Рейтинг:
Название:
Мифы Древнего мира
Издательство:
неизвестно
Жанр:
Год:
2016
ISBN:
978-5-699-84616-0
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Мифы Древнего мира"

Описание и краткое содержание "Мифы Древнего мира" читать бесплатно онлайн.



«Мифы Древнего мира» – отчасти сокращенный перевод книги немецкого писателя и педагога Карла Фридриха Беккера (1777–1806), сделанный в 1843 году выдающимся русским просветителем, филологом, критиком и журналистом Николаем Ивановичем Гречем (1787–1867). Это подробный обзор истории Древнего мира – от мифов о сотворении Вселенной до распада Западной Римской империи, – наполненный живыми подробностями быта различных времен и народов, занимательными историческими анекдотами, неожиданными выводами и параллелями с современностью.






2. Иранские арийцы, или зендский народ

Народ этот переселился из Тибета в Иран, на плоскогорье между Индом и Тигром, в особенности – в его плодородную часть, и основал там жреческое государство. О судьбах этого государства в древнейшие времена до нас не дошло почти ничего исторически достоверного. Гораздо лучше известно его культурное состояние. Сохранились большие отрывки из собрания священных книг, заключающих в себе систему религиозных, нравственных и правовых понятий.

Это собрание книг называется «Авеста» и написано на зендском языке. Составителем «Авесты» считается Заратустра (Зороастр). Учение его возникло приблизительно за 1000 лет до н. э. в стране Бактрии, откуда постепенно и распространило господство. Основные начала воззрений Заратустры заключаются в том, что существуют два царства: света и тьмы. Бог света зовется Ормузд; он стоит во главе добрых духов, помогающих в управлении вселенной. Ормузд сотворил мир словом своим. Но в самый день сотворения мира против него выступил злой бог тьмы Ариман, чтобы с помощью греха и преступления нарушить гармонию вселенной. Ему служат злые духи. Но стоит твердо противостоять этим вредным разрушительным демонам, чтобы побеждать их могущество. Происходит это с помощью жертвоприношений, совершаемых жрецами. В конце концов могущество злого духа будет совершенно уничтожено, смерть уступит место жизни, тьма – свету. Ариман вынужден будет признать первенство Ормузда, и после долгой жестокой борьбы между этими силами наступит гармония и во вселенной воцарится всесовершенство.

Ормузд не имел ни статуй, ни даже святилищ или алтарей; лишь на вершинах возвышались так называемые пиреи – храмы огня, в которых из поколения в поколение жрецами-магами поддерживалось священное пламя. Главным жертвенным животным был олень; приносили в жертву также и рогатый скот, коз и овец. После того, как готовили и раздавали присутствующим хаому (род опьяняющего напитка), жрец убивал животное, клал части его перед священным огнем, но не в огонь, ибо подобное соприкосновение осквернило бы священное пламя. Церемония завершалась пиршеством, на котором вкушали жертвенное мясо.


Борьба Ахура-Мазды с Анхара-Майнью.

Барельеф из дворца Дария I. V в. до н. э. Персеполь


Тела людей после смерти не сжигались, не погребались и не бросались в реку: при этом осквернялись бы огонь, земля или вода. Имелось два способа освобождаться от трупов, не нарушая чистоты этих трех стихий. Можно было покрывать труп воском и затем предавать земле; при этом восковая оболочка уничтожала осквернение, которое произошло бы от непосредственного соприкосновения с землей. Можно было также выставлять труп на открытый воздух и оставлять на растерзание птиц или хищных зверей. Для этой цели кладбищами служили большие круглые башни. Пробыв три дня вблизи бренной оболочки, душа на рассвете четвертого дня покидала ее и отправлялась на место страшного суда. Гений Расну взвешивал на весах ее добрые и дурные дела и, смотря по тому, что перевешивало, объявлял ее свободною или осуждал. Потом душу приводили к мосту Цинват, ведшему в рай, но простиравшемуся над преисподней. Если душа была грешна, она не могла перейти мост и низвергалась в бездну, где доставалась в рабство Ариману. Если же она оказывалась непорочна, при помощи ангела Краосха переходила мост без труда. Там ее принимал ангел Вохумано, который ставил ее перед престолом Ормузда и указывал место, где ей следовало пребывать до воскресения мертвых. От восточно-иранских арийцев все эти религиозные представления и учреждения, в особенности поклонение огню и небесным светилам, перешли к соплеменным им мидянам, а от них – к персам.

3. Индийские арийцы, или индусы

При расселении арийцев по роскошным и богатым всевозможными тропическими плодами равнинам Инда и Ганга часть первобытных жителей, называвшихся «шудра», отступила в южные области п-ва Декан и в дикие неприступные горы. Другая часть покорилась победителям и, хотя сохранила жизнь и свободу, должна была терпеть всякого рода унижения. Эта часть первобытных жителей имела темный цвет кожи, поэтому светлокожие пришельцы с самого начала переселения стали обращаться с ними не только дурно, но и с презрением. Тем самым образовавшиеся 2 класса населения заняли в отношении друг друга определенное и совершенно различное положение: арии с одной стороны и шудра – с другой. В свою очередь, арии распределились на 3 сословия: воинов, жрецов и земледельцев. Шудра оказались совершенно исключенными из всякого общения с этими тремя сословиями. Высшим сословием были жрецы – их называли браминами. Они ближе всех стояли к Браме – душе света, совершенному существу. С помощью священнодействий, жертвоприношений и молитв брамины являются как бы посредниками между небом и землей. По учению браминов, из Брамы – безличной души света, произошел личный Брама – высшее божество. А уже от него пошли другие боги: Индра – бог грозы и бури, Агни – дух огня, Яма – бог ночи и смерти, Баруна – бог океана, Рудра – отец ветра, затем духи воздуха, далее святые и чистые люди и местности в том порядке, в каком они находились близ святости Брамы. За людьми следовали различные породы животных, деревья, растения, камни и т. д.

Такой отвлеченный, добытый философским умозрением бог не мог долго удовлетворять народную массу. Поэтому живое воображение индусов, старавшееся представить видимый и осязаемый образ божества и найти объяснение действующим силам природы, создало рядом с Брамой еще двух главных богов: Вишну и Шиву. Вишну считался богом света; он проявляется в солнце, молнии, огне и приносит счастье. От него зависит зарождение и размножение: он производит в определенное время дожди и разливы рек. Напротив, Шива воплощает разрушительную силу природы. Поэтому он носится в урагане и опустошительной грозе. После его гнева Вишну посылает оплодотворяющие ливни, которые возвращают к жизни растения и радуют людей после нестерпимой засухи.

Жрецы объясняли, что Брама сначала выпустил из уст жрецов; потом из рук его вышли кшатрии (воины, высшие чиновники), из бедер – вайшьи (земледельцы) и, наконец, из ног – шудра. Подобное толкование не позволяло противиться такому разделению сословий – это было бы сопротивлением божественному порядку вещей. Поэтому никакой переход из одного сословия в другое и никакое смешение между ними были невозможны. Сословия застыли и превратились в касты. Совершенно отверженными и глубоко презираемыми остались потомки темнокожих первобытных жителей – парии, найденные переселившимися арийцами в диком состоянии. От них, вероятно, происходят и цыгане.

Однако жрецам потребовалось много времени, чтобы утвердить преимущества над 2 другими кастами. Для этого они прибегали к страшным угрозам: в самых ярких красках изображали народу муки, ожидающие каждого, кто не повинуется их предписаниям. Кроме низвержения в ад и адских мучений, самое глубокое впечатление производила угроза переселения душ и непрестанного воплощения в телах животных и людей. Совершив незначительный проступок, человек рождался вновь слоном, шудрой, львом, тигром, птицей или плясуном. Совершивший страшное злодеяние, в зависимости от степени виновности промучившись сто или тысячу лет в аду, должен был пройти 21 возрождение от разных животных, прежде чем увидеть свет. Проливший кровь брамина осуждался в аду на растерзание хищными зверями на столько лет, скольких пылинок коснется пролитая кровь. Душа человека, убившего брамина, возрождалась в телах самых презренных животных: собаки, осла, козла.

Около 1350 г. до н. э. жрецы собрали постановления религии, общежития и права в книге, которая называется «Веды» (знания). В ней прежде всего излагались богослужебные и жертвенные обряды. В жертву богам главным образом приносились: сома – по-особому приготовленный сок горного растения, которому индусы придавали таинственное значение; рис, молоко и масло. Всякое правильно совершаемое жертвоприношение должно было производить магическое действие настолько, насколько приносящий жертву приобретал при этом божественную сущность.

Затем следовали подробнейшие предписания относительно чистоты и выбора кушаний и напитков. Все предметы, которых касается человек, могут быть нечистыми, поэтому перед употреблением все должно быть очищено. В особенности тягостны были постановления о кушаньях. Поскольку в каждом животном могла находиться душа какого-нибудь умершего, даже друга, родственника или предка, брамины вообще запрещали мясную пищу. Но они не могли вполне укоренить это в народном сознании, потому ограничились строгим запретом есть мясо рогатого скота: корова почиталась священным животным, и ее молоко и масло должны были приноситься в жертву богам. Брамины рекомендовали есть молочную и растительную пищу, за исключением лука и чеснока. Таким образом они могут считаться родоначальниками вегетарианства.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Мифы Древнего мира"

Книги похожие на "Мифы Древнего мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Карл Фридрих Беккер

Карл Фридрих Беккер - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Карл Фридрих Беккер - Мифы Древнего мира"

Отзывы читателей о книге "Мифы Древнего мира", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.