Карл Фридрих Беккер - Мифы Древнего мира

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Мифы Древнего мира"
Описание и краткое содержание "Мифы Древнего мира" читать бесплатно онлайн.
«Мифы Древнего мира» – отчасти сокращенный перевод книги немецкого писателя и педагога Карла Фридриха Беккера (1777–1806), сделанный в 1843 году выдающимся русским просветителем, филологом, критиком и журналистом Николаем Ивановичем Гречем (1787–1867). Это подробный обзор истории Древнего мира – от мифов о сотворении Вселенной до распада Западной Римской империи, – наполненный живыми подробностями быта различных времен и народов, занимательными историческими анекдотами, неожиданными выводами и параллелями с современностью.
Тиглат-хабал-азар II с радостью воспользовался этим случаем, чтобы завладеть Палестиной. Северные и восточные колена, и прежде наполовину разоренные сирийцами, в 734 г. были совершенно уничтожены ассирийцами, и бо’льшая часть народа была уведена в Ассирию. Затем Тиглат-хабал-азар двинулся против Дамаска. После двухлетней осады город был взят, Рецин умерщвлен, 8000 жителей уведено в плен, а Сирия обращена в ассирийскую провинцию. Среди 25 царей, вынужденных посылать дань завоевателю, находился и Ахаз, который, кроме того, должен был почитать ассирийского царя как избавителя.
В 727 г. в Калахе умер Тиглат-хабал-азар. Сразу же во всех только что завоеванных странах вспыхнуло восстание. Израильское царство с царем Осией также попыталось сбросить с себя ассирийское иго. Но когда энергичный преемник Тиглата Салманассар V (726–721) вновь подчинил себе Финикию и Сирию, и Осия перестал сопротивляться и отказываться платить дань. Рассчитывая, что Египет должен с беспокойством смотреть на приближение ассирийцев к его границам, Осия вступил в тайные переговоры с египетским царем Сабаком в надежде встретить у него понимание и не ошибся. Царь Сабак обещал ему помочь, причем дал себя убедить, что было бы целесообразно противопоставить полчищам ассирийцев оплот из маленьких государств – финикийского, иудейского и филистимлянского. Но переговоры с Египтом не укрылись от зоркого взгляда Салманассара V. Он потребовал Осию к себе, приказал бросить его в темницу, где тот и умер. Затем ассирийское войско наводнило царство Израильское и осадило Самарию. Сабак оставил израильтян на произвол судьбы. Только тирский царь Лулий поднялся против ассирийцев. Оставив у Самарии часть войска, Салманассар с остальною частью направился против него. Но г. Тир, находившийся на острове, насмехался над всеми его усилиями. Осада Тира и Самарии продолжалась почти 2 года. Салманассар умер. Его преемник Сарукин лично явился со свежими войсками в стан под Самарией и принудил город сдаться (721): тот был разграблен, а все жители уведены в неволю в Ассирию. На их место явились новые поселенцы – пленные халдеи и сирийцы. Из оставшихся там израильтян и новых переселенцев образовался смешанный народ – самаритяне.
С падением царства Израильского уничтожилась последняя преграда, разделявшая между собой великие державы того времени, Ассирию и Египет, и неизбежность кровавого столкновения между ними составляла только вопрос времени.
9. Падение Ассирийского царства. Царства Ново-Вавилонское и Индийское
Ассирийское царство гигантскими шагами достигло вершины могущества. Сарукину наследовал сын его, могущественный Санхериб (704), ему – сын его Ассаргаддон (681), который именовался царем Ассура и повелителем Вавилона. Столицами его одновременно были Ниневия, Калах и Вавилон. Военные успехи Ассаргаддона превзошли даже успехи его предшественников. Он не только отвоевал потерянную Санхерибом Сирию, но и возобновил войну с Египтом, где в то время в Фивах господствовали эфиопы, а в Дельте (Нижнем Египте) боролись между собой за власть Саиская и Танаисская династии. Постоянно возраставшие успехи эфиопского царя Тиргака (693–666), подчинившего своей власти дельтские династии, беспокоили ассирийского властителя, и он решил сам начать против него наступательную войну. Тиргак, войдя в союз с правителями финикийскими и Иудеей, стал у Аскалона. Здесь напал на него Ассаргаддон и одержал над ним победу (673). В союзе с аравитянами, обязавшимися держать в готовности вдоль всего пути запасы воды, Ассаргаддон так же счастливо перешел Аравийскую пустыню, преследовал эфиопов через перешеек, разбил их еще раз и вступил победителем в Мемфис. Он завладел тамошними сокровищами и направился далее к Фивам, которые также разграбил. Затем, по ассирийскому обычаю, поставил наместниками 20 незначительных правителей, а царя Нехао I из Саиса назначил главою этого союзного государства, обязанного платить ему дань. В память о победе Ассаргаддон повелел вырезать на скале рядом с победоносным изображением Рамзеса II пространную надпись. В надписи этой, насколько позволяет разобрать ее изувеченный вид, повествуется о победе его над Тиргаком и взятии приступом Мемфиса; самого себя он именует царем Египта, Фив и Эфиопии. По примеру предшественников Саргона и Санхериба Ассаргаддон также воздвиг в Ниневии и Калахе величественные здания.
Одновременно строительству Тиргак вновь вторгся в Египет и отнял Мемфис. Ассаргаддон передал правление сыну Ассур-бан-хабалу, который немедленно выступил против Египта (667). Он встретился с египетским войском при Карбаните и обратил его в бегство. Введенное Ассаргаддоном государственное устройство восстановилось, и Ассур-бан-хабал вернулся в Ассирию. Но сын Тиргака Урд-Амен вторично овладел Мемфисом и приказал казнить Нехао. Тогда Ассур-бан-хабал лично явился в Египет и истребительной войной положил конец завоеваниям эфиопов. Фиванское население увели в рабство; золото, серебро, драгоценные ткани как военную добычу увезли в Ниневию. Урд-Амен спасся бегством и бесследно исчез. Так Египет стал государством, подвластным ассирийцам.
Но едва спокойствие восстановилось в одной части государства, его нарушили в других. Уртаки, правитель Элама, находившегося к востоку от Тигра (столицей Элама был г. Суза), и родной брат Ассур-бан-хабала Сауд-массал-иукин – наместник вавилонский – восстали против него (650) Тотчас же поднялись и другие подвластные правители: аравитян, сирийцев, лидийцев. Лидийский царь Гигес (680–645) перед этим добровольно присягнул ассирийскому царю. «Именно этот самый Гигес, – говорит Ассур-бан-хабал в одной клинописной надписи, – послал помощь Псамметиху, царю Египта, сбросившему с себя иго моей власти». Из этой надписи видно, что и Египет при Псамметихе был среди государств, примкнувших к обширному восстанию против ассирийского царя. Но Ассур-бан-хабар разбил соединившихся вавилонян, эламитов и аравитян и разграбил их города. Вавилон после долгой блокады был вынужден к сдаче голодом: жители уже ели мясо своих детей. Саул-массад-иукин попал в руки царя и был по его приказанию сожжен. Один из вавилонских военачальников, Набу-бель-суме, чтобы не попасть живым в руки царя, приказал вознице себя умертвить. Но труп его был выдан ассирийскому царю. Тот велел его обезглавить, голову засолить и подвесить на дереве в царском саду в Ниневии. На одном из барельефов, хранящихся в Британском музее, можно видеть Ассур-бан-хабала: он окружен женами и пирует перед этим страшным трофеем. Ассирийцы долго и беспощадно опустошали Элам. В 645 г. до н. э. сама Суза, прозванная великим городом и местопребыванием богов, была уничтожена, изображения богов и статуи эламских царей увезли в Ассирию, а жителей Элама расселили по всему государству. Так исчез с исторической сцены Элам – древнейшее государство Передней Азии. Так как Ассур-бан-хабалу не удалось вновь завоевать Египет, Псамметих, благодаря своей энергии, мог теперь на развалинах древнего Египта воскресить новый. В Ассур-бан-хабале отразились все хорошие и дурные качества ассирийских правителей: деятельность и мужество с одной стороны, и жестокость – с другой. Из-за такого сочетания ассирийское государство, вознесшись на недосягаемую высоту, круто низринулось в бездну.
В 626 г. Ассур-бан-хабал умер, и после непродолжительных беспорядков ему наследовал сын его Ассур-идиль-или. Против него восстал Киаксар, объединивший в горной стране Иране мидийские племена и освободивший Мидию от вторгшихся в нее скифов. Затем Киаксар соединился с вавилонским наместником Набо-полассаром и заключил с ним наступательный и оборонительный союз. Вследствие такой измены ассирийский царь вернулся в Ниневию и, не видя более никакого спасения, чтобы не попасть в руки врагов, сжег себя в своем укрепленном замке (625). Ниневия была разрушена, и ассирийское государство прекратило существование. Киаксар взял себе собственно Ассирию, а Наболассар – Вавилон, Месопотамию, Сирию и Палестину. Так на развалинах Ассирии возникло два великих государства: Ново-Вавилонское и Мидийское. Их главными городами были Экбата на, Газа, Фраата и Бактра.
10. Падение царства Иудейского
Царство Иудейское было счастливее царства Израильского тем, что вообще имело более способных правителей. Вследствие этого падение Иудеи задержалось более чем на 130 лет. Среди иудейских царей выделяются: Иосафат (909–884), уничтоживший идолопоклонство, устроивший правильный и справедливый суд и отбивавшийся от нападений моавитян и аммонитян, а также сирийцев; и Азария (810–758), современник Иеровоама II. В свое долгое правление Азария возвел царство Иудейское к такому благоденствию, что пророки не могли вознести достаточной хвалы великолепию городов и дворцов, величественным крепостям, изобилию золота и серебра; но в то же время они выражали негодование роскошью одежд и женских украшений, излишествами в пище и питье, господствовавшими в его время.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Мифы Древнего мира"
Книги похожие на "Мифы Древнего мира" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Карл Фридрих Беккер - Мифы Древнего мира"
Отзывы читателей о книге "Мифы Древнего мира", комментарии и мнения людей о произведении.