Александр Черных - Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ – середины ХХ века. Часть IV. Местные праздники

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ – середины ХХ века. Часть IV. Местные праздники"
Описание и краткое содержание "Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ – середины ХХ века. Часть IV. Местные праздники" читать бесплатно онлайн.
«Книга «Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX – середины XX века. Часть IV. Местные праздники» продолжает цикл монографических исследований календарной обрядности русских Пермского Прикамья и является четвёртой книгой в данной серии.
В отличие от предыдущих исследований народного календаря, в центре внимания которых был анализ годового «общего» цикла праздников и обрядов, характеризующих русскую региональную прикамскую традицию в целом, основным предметом исследования в данной работе стали местночтимые праздники, отмечавшиеся в том или ином поселении: селе, деревне, заводском посёлке, а иногда и в отдельной части большого поселения. Подготовка отдельного исследования по местным праздникам, в первую очередь, обусловлена необходимостью системного и полного анализа региональной календарной традиции, предпринятого в серии «Русский народный календарь в Прикамье», так как без изучения данного комплекса характеристика праздничной культуры была бы не полной. Кроме того, имеющийся в нашем распоряжении источниковый материал, раскрывающий особенности местных праздников, позволяет провести монографическое изучение феномена местных праздников в русской праздничной культуре региона…»
Достаточно распространённым вариантом был такой, когда только один из престольных праздников совпадал с престолом местного храма. В селе Печмень Бардымского района с однопрестольным Свято-Троицким храмом отмечали два праздника: «У нас в Печмене – Егорьев день осенью (16.11) и Троица»; в селе Русский Сарс Октябрьского района с однопрестольным Христорождественским храмом – Рождество и Покров; в селе Петропавловск Октябрьского района с однопрестольным Петропавловским храмом – Петров (12.07) и Савватиев день (10.10); в селе Мостовая Октябрьского района с однопрестольной Введенской церковью – Введение (4.12) и Николин день весенний (22.05); в селе Большой Талмаз Куединского района с однопрестольной Александро-Невской церковью престольными считались три праздника: «Егорьев день, Александров день и Покров»; в селе Голубята Добрянского района с однопрестольной Успенской церковью отмечали три престольных праздника: «А в Голубятах вот будет 10 декабря Знаменье, потом, а летом у них 12 июля Петровка и 28 августа Успенье. Вот это три престольных праздника у них были…».
Известны и примеры, когда престольные праздники села не совпадали с храмовыми престолами. Престольными праздниками в селе Старый Шагирт Куединского района с Вознесенской единоверческой церковью считались Михайлов день, Крещение и Троица[96].
Престольные праздники, связанные с посвящением часовен. Сложно соотнести престольные праздники в деревнях с праздниками и святыми, которым были посвящены деревенские часовни. Достаточно редко официальные епархиальные источники указывают на деревенские часовни (в отличие от храмов) и посвящение их тому или иному празднику или святому[97]. Информаторы также достаточно часто указывают: «Часовня никак не называлась, а икон много было. Зайдёшь в часовню – как в такую церкву. Но не говорили, какому она празднику или святому. Священник приезжал в Фомино. А так во все большие праздники молились в ней» (Ординский район, д. Денисовка). Скорее всего, система соотношения престольных праздников в деревнях и часовен выглядела схожим образом с храмовыми праздниками: в некоторых случаях праздники совпадали с часовенными, в других – лишь один из престольных праздников совпадал с часовенным. О сложной и многоплановой системе престолов и их соотношении с храмами и часовнями в Чердынском уезде в конце XIX века, например, писали исследователи: «Народ больше всего уважает свои храмовые праздники.
Храмовым праздником называется день того святого, имени которого посвящена церковь в селе или часовня в деревне, но есть деревни, и их большинство, где нет часовен, но тем не менее там храмовые праздники есть и то не один, а два-три в году»[98].
В крупных православных сёлах Сылвенско-Иренского поречья, в которых кроме храма имелись и часовенки, и поклонные кресты – «крестики», каждому престольному празднику был поставлен «крестик». В селе Сыра Суксунского района со Свято-Троицкой церковью стояло ещё четыре «крестика», каждый одному из престольных праздников села: «В Сыре у нас четыре престольных праздника отмечалось: Преображенье, Степанов день, Спасов день… Четыре праздника было, и четыре креста стояло по деревне. Крест как на плите или постаменте, цветочки там, оградочка вокруг, на замок запирается. Какой праздник – к такому кресту и идут. Народ нарядится, службу у креста служит. Потом оградку снова запирают до следующего года. Гости приедут на праздник». Схожая система соотношения «крестиков» и престольных праздников отмечена в селе Торговище Суксунского района (см. ниже).
Престольные праздники «по обету». Немало примеров, когда престольным, с гуляньями и приёмом гостей, становился праздник, установленный «по обету». В деревне Берёзовка Суксунского района обетное происхождение имел праздник Кирики и Улиты (28.07), один из трёх престолов, отмечаемых в деревне: «У нас Вознесение, Кирика-Улита 28 июля, Кирики и Новый год по-старому, 14 января. Гости приезжали, праздновали, угощали. Кирика-Улита один день праздник, кто-то один день ночует, кто-то два». Его установление в качестве престольного ещё на памяти старшего поколения: «Когда отец был маленьким, праздник Кирики не праздновали, потому что сенокос, праздновать некогда было. Но в один год всё сбило градом, с тех пор стали. Приезжали гости» (Суксунский район, д. Берёзовка). Такой же по происхождению характер имел престольный праздник Николы Заблудящего в деревне Тана Октябрьского района. По преданию, когда основывалась деревня, весной мужиков отправили за семенами в далёкое село. На обратном пути они заблудились и вернулись в деревню только к Николину дню, в честь чего и был определён престольный праздник и поставлен «крестик», а сам праздник получил название Никола Заблудящий. Такой же характер имели престольные праздники Богомолье, Новый праздник, описанные выше и также установленные по обету.
Престольные праздники устанавливались и в честь явленных и обретённых икон, даты явления и обретения которых становились престолами в сёлах и деревнях. Такой характер имел, например, праздник Николин день Заблудящий в селе Кольцово Пермского района, отмечавшийся 24 июля, в день обретения чудотворной иконы Святителя Николая.
Другой многочисленной группой престольных праздников были те, что устанавливались сельским обществом. При этом учитывались не только статус праздника, но и его место в системе престольных праздников соседних деревень, с которыми поддерживались родственные связи. В некоторых деревнях, видимо, решение об установлении престольных праздников принималось на сходе или на собрании старейшин. В ходе полевых исследований нам удалось получить редкую информацию о том, как был установлен престольный праздник во вновь образованной деревне Кама Куединского района: «На Каму переехали – собрание делали по домам. У нас дома собрание было, какие праздники престольные делать. Мужики решали, а у бабушки спрашивали у моей, какой праздник больше. Ерёма сделали весной, а осенью – Михайлов день» (Куединский район, с. Верхняя Сава). Установление сельским обществом праздников, не связанных с храмовыми и часовенными, известно и в других российских регионах[99]. Праздники, установленные местным сообществом, вписывались в общую локальную систему престольных праздников. Позднее в некоторых случаях в деревнях возводились часовни или храмы, посвящённые уже чтимым в поселении святым или праздникам.
Исследование престольных праздников в локальной традиции невозможно и без изучения истории формирования прихода, возведения часовен и храмов в том или ином селе. Исторический контекст также позволяет раскрыть некоторые особенности в выборе и установлении того или иного праздника и функционировании системы престолов.
Распространённым явлением было сохранение преемственности в посвящении храмов и их престолов. В селе Дуброва Осинского уезда (ныне – Еловский район), отмечавшем два престола – Троицу и Крещение, первая Свято-Троицкая церковь была построена в середине XVII века. Посвящение ещё трёх деревянных храмов XVIII – XIX веков, возведённых в селе друг за другом, неизвестно. Однако заложенный в 1837 году пятый каменный храм также был посвящён «во имя Святыя и Живоначальныя Троицы с приделом Богоявления Господня»[100]. Преемственность в посвящении престолов отмечались и в селе Спасо-Барда Кунгурского уезда (ныне – Кишертский район): «Настоящая каменная церковь, уже третья с основания прихода, построена 1859 г. ‹…› вследствие обветшалости прежней деревянной церкви… Престолов в ней два: в летнем холодном – во имя Нерукотворного образа Спасителя, освящённый 29 июня 1861 г., и в тёплом придельном – в честь святителей Афанасия и Кирилла, патриархов Александрийских, освящённый 29 июня 1859 г.»[101]. Приход села Спасо-Барды образован во второй половине XVII века, престолы деревянных храмов села XVIII – первой половины XIX века также посвящались Нерукотворному образу Спасителя и святителям Афанасию и Кириллу, патриархам Александрийским[102].
Преемственность наблюдалась и в установлении престольных праздников и посвящении храмовых престолов в деревнях, в которых раньше располагались часовни. В селе Култаево Пермского уезда в первой половине XIX века находилась часовня с чтимой иконой Иоанна Предтечи[103]. Как отмечают епархиальные источники, в 1870 году в селе была построена деревянная однопрестольная Предтеченская церковь[104], на смену которой в 1904–1917 годах построен каменный Иоанно-Предтеченский храм[105].
Другим вариантом развития престольных праздников является пример многослойной системы их формирования и взаимодействия с храмовыми престолами, особенно наглядно раскрывающийся на материалах по селу Алтынному Октябрьского района. Село – одно из старожильческих русских поселений в южной части Сылвенско-Иренского поречья, известное с начала XVIII века[106]. Здесь зафиксированы шесть престольных праздников: Ильин день (2.08), два Егорьева дня (6.05 и 9.12), отмечаемые всем селом, а также Преображенье (19.08), Успение (28.08) и Приплавушки (Приплавление), отмечаемые отдельными частями села. Уже в начале XVIII века в Алтынном была построена Спасо-Преображенская деревянная церковь, сгоревшая через несколько лет после постройки[107]. Вторым храмом в середине XVIII века стала Георгиевская церковь, по названию которой село получает и второе название: «село Егорьевское, Алтынное тож»[108]. К этому периоду относится, видимо, и установление в селе Егорьевых дней. На смену Георгиевскому храму в 1839 году была построена каменная трёхпрестольная Успенская церковь[109], второй из престолов которой посвящается празднику Преображения, третий – пророку Илии[110]. Возведение нового храма и посвящение храмовых престолов Успению и Преображению дополнили существовавшую систему престолов. Успение и Преображение стали праздниками разных частей большого села.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ – середины ХХ века. Часть IV. Местные праздники"
Книги похожие на "Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ – середины ХХ века. Часть IV. Местные праздники" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Черных - Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ – середины ХХ века. Часть IV. Местные праздники"
Отзывы читателей о книге "Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ – середины ХХ века. Часть IV. Местные праздники", комментарии и мнения людей о произведении.