Александр Черных - Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ – середины ХХ века. Часть IV. Местные праздники

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ – середины ХХ века. Часть IV. Местные праздники"
Описание и краткое содержание "Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ – середины ХХ века. Часть IV. Местные праздники" читать бесплатно онлайн.
«Книга «Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX – середины XX века. Часть IV. Местные праздники» продолжает цикл монографических исследований календарной обрядности русских Пермского Прикамья и является четвёртой книгой в данной серии.
В отличие от предыдущих исследований народного календаря, в центре внимания которых был анализ годового «общего» цикла праздников и обрядов, характеризующих русскую региональную прикамскую традицию в целом, основным предметом исследования в данной работе стали местночтимые праздники, отмечавшиеся в том или ином поселении: селе, деревне, заводском посёлке, а иногда и в отдельной части большого поселения. Подготовка отдельного исследования по местным праздникам, в первую очередь, обусловлена необходимостью системного и полного анализа региональной календарной традиции, предпринятого в серии «Русский народный календарь в Прикамье», так как без изучения данного комплекса характеристика праздничной культуры была бы не полной. Кроме того, имеющийся в нашем распоряжении источниковый материал, раскрывающий особенности местных праздников, позволяет провести монографическое изучение феномена местных праздников в русской праздничной культуре региона…»
Немало примеров, когда в селе или деревне отмечали по три престольных праздника в году: «Две Николы были и Ильин день» (Куединский район, с. Верхняя Сава); «У нас три праздника в году престольные – Иванов день 7 июля, Всех скорбящих радость 6 ноября, Власий 24 февраля» (Ординский район, с. Вторые Ключики); «У нас был праздник Егоревский, была Донска. Донски были, когда они, в сентябре. 6 мая, Егоревска была весной, Егоревска была осенью. В Парфёново [соседняя деревня] другие праздники – Маремьяны, Сергиевы дни. Сейчас Сергиевы, 18-го. Маремьяны 1-го, 2-го. Да в октябре 8-го, Сергиевы» (Кудымкарский район, д. Ракшина); «У нас престольные праздники 21 июля – Прокопьев день, 21 ноября – Михайлов день и 31 января – Афанасьев день. Питино, Кырдымово, Морозково все эти три праздника праздновали» (Кишертский район, д. Заборье).
Обычными можно назвать примеры бытования большего числа престольных праздников. Четыре престольных праздника отмечали, например, в округе села Советная Суксунского района: «29 июня – Тихонов день, 8 августа – Макарий летний, 31 октября – Лукьянов день, 1 февраля – Макарий зимний – это всё престольные» (Суксунский район, д. Опалихино); «Лукьянов день, Макарий зимний и летний, Тихонов день – это наши, а Пасха, Крещение, Рождество – это у всех было» (Суксунский район, с. Советная). Жители деревни Денисовки Ординского района также указывали на бытование в их деревне четырёх престольных праздников: «А у нас в Денисовке четыре было, чё-то четыре. У нас был Покров, Офонасьев день, Фомино и Богородицын день в июле». О четырёх престольных праздниках вспоминали жители села Сыра Суксунского района: «В Сыре у нас четыре престольных праздника отмечалось: Преображенье, Степанов день, Спасов день… Четыре праздника было и четыре креста стояло по деревне. Крест как на плите или постаменте, цветочки там, оградочка вокруг, на замок запирается. Какой праздник – к такому кресту и идут. Народ нарядится, службу у креста служит. Потом оградку снова запирают до следующего года. Гости приедут на праздник». Четыре престольных праздника отмечали в селе Спасо-Барда Кишертского района и некоторых деревнях округи: «Афанасьев зимний, весенний, Кириллов день, Последной Спас – это наши престольные праздники. Гости собиралися из других деревень, гуляли, выпивали, в церковь ходили. А в Савино – Духов день, Прокопьев, Сергиев, Богородицын день зимой. Там только часовня была». Четыре престольных праздника имело село Русский Таз Берёзовского района и округа: «Два Иванова и два Николина дня».
Примеры большего числа престолов, когда таковыми считались пять или шесть праздников, хотя и немногочисленны, но также встречаются в регионе. Так, в селе Алтынное Октябрьского района отмечали шесть праздников, считавшихся престольными.
Календарные даты престольных праздников
Выбор календарных дат, отмечаемых как престольные праздники, был достаточно широк. В Пермском крае в качестве престолов были включены распространённые и составляющие основу календаря двунадесятые переходящие[85] – Вознесение, Троица – и непереходящие праздники – Крещение, Сретение, Благовещение, Преображение, Успение и Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Рождество. Исключение из этого списка составляли лишь Вход Господень в Иерусалим и Пасха, не отмеченные в качестве престольных. Как престольные известны и великие праздники православного календаря – Память святителя Василия Великого, Рождество Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Покров Пресвятой Богородицы. Самое большое число праздников связано с днями почитания святых православной церкви – День почитания благоверного великого князя Александра Невского (6.12); День почитания равноапостольного царя Константина и матери его царицы Елены (3.06); День почитания Апостола Андрея Первозванного (13.12); День почитания святителей Афанасия и Кирилла, архиепископов Александрийских (31.01); День почитания святителя Афанасия, архиепископа Александрийского (15.05) и т. д. Многочисленны примеры установления престолов в честь событий в истории христианства: Обновление храма великомученика Георгия в Лиде (16.11); День освящения церкви великомученика Георгия в Киеве (9.12); День перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар (22.05). Отдельную группу престолов составляют праздники в честь икон Божией Матери Владимирской, Грузинской, Донской, Казанской, Тихвинской, Неопалимой купины и др.
Народные названия престольных праздников не выделяются из общего состава хрононимов народного календаря, обычно соотнесены с народными названиями этих дней православного календаря, известными повсеместно. Например, Никола, Микола, Николин день, Афанасьев день, Егорьев день, Петровка, Петров день и т. д.[86]
Отдельную группу престольных праздников составляют те, почитание и названия которых не были связаны с распространёнными повсеместно названиями. К таким можно отнести престолы, отмечаемые в одно из воскресений после праздника Пасхи – Пятое, Девятое, Десятое, Одиннадцатое воскресенье: «Пятое воскресенье после Пасхи у нас был престольный праздник» (Уинский район, с. Уинское); «Престол у нас был, называлось Девято. Через две недели после Троицы. Девято воскресение, девятое от Пасхи» (Суксунский район, д. Сызганка); «Десятое воскресенье после Христова дня престольный у нас» (Суксунский район, д. Усть-Лог); «В Ивановке отмечали Десятое воскресенье после Пасхи, это престольный праздник» (Уинский район, с. Суда); «Престольные у нас после Пасхи Одиннадцатое воскресенье, Иванов день в октябре и Миколин 19 декабря» (Уинский район, с. Воскресенское). В нескольких деревнях Чайковского района в качестве престольного праздника было известно Весёлое воскресенье, приходящееся на одно из воскресений после Троицы: «Весёлое воскресение, его назвал так старик, у него было много детей, и они все приезжали по-разному. Он решил созвать всех в воскресение, когда делать нечего. Бражку варили в этот день, одевались по-праздничному»; «Весёлое воскресенье в начале лета, после Троицы, когда всё посеют. Гости приезжали, брагу пили, по улицам ходили» (Чайковский район, д. Моховая).
Праздник Пасхи как центральный праздник христианского и народного календаря не отмечен в качестве престольного в локальных традициях, даже в тех селениях, где главные престолы храмов посвящались празднику[87]. Православная церковь рекомендовала перенос престольного праздника Воскресенским храмам: «Если престольный праздник случится… в 1-й день Святой Пасхи – на понедельник или вторник Светлой седмицы (храмовые главы 30–32, 45–47 Устава)»[88]. В прикамской традиции престольные праздники в сёлах с Воскресенскими храмами обычно отмечали в Десятое воскресенье после Пасхи. В селе Воскресенское Уинского района с Воскресенским храмом отмечали престольные праздники Десятое воскресенье, Иванов и Николин день: «Престольные у нас после Пасхи Десятое воскресенье, Иванов день 9 октября и Миколин день 19 декабря, Десятое летом празднуют. Это съезжие праздники. Все съезжалися родня» (Уинский район, с. Воскресенское). В селе Посад Кишертского района с Воскресенским храмом также «Десятое воскресенье от Пасхи справлялось, гости без приглашений приезжали…».
Известны и другие даты престолов в сёлах с Воскресенскими храмами. Например, в селе Воскресенск Карагайского района престольный праздник получил название Сход и отмечался в одно из воскресений ноября: «Сход-праздник. Это он не в числе живёт, дак в воскресенье, он около 22 ноября, в воскресенье, помню. Это наш праздник».
Не всегда храмовый праздник Воскресенского храма считался престольным в селе. В селе Ключи Суксунского района с Воскресенской трёхпрестольной церковью с приделами Святителям Николаю Чудотворцу и Иоанну Златоусту[89] общим сельским праздником считалось Рождество. Отдельные части большого села, каждая из которых имела своё название, отмечали и свои престольные праздники. Центральная часть села с храмом и часть села с названием Мостовая [в прошлом – отдельная деревня, слившаяся с селом] «признавали» три престола, в другой части села отмечали свои праздники: «Рождество, оно общее, во всех Ключах. А вот 9 февраля Златоустов день – наш мостовской праздник, и вот Ильин день, 2 августа. В Петухово только один свой, Преображенье, праздник был, 19 августа, и всё».
Однако дни на неделе после праздника Пасхи тоже избирались в качестве местных престолов. В селе Пянтег Чердынского района престольным праздником считался третий день Пасхи: «Третий день Пасхи был престол. У нас престольный праздник был Третий день почему-то. Это всё свой праздник. А у нас престольный, потом они к нам шли в праздник Третий день». Праздник, получивший в местной традиции название Третий день, известен как день почитания Иверской иконы Божией Матери[90]. Пятница на Пасхальной неделе, день почитания иконы Божией Матери «Живоносный Источник»[91], отмечалась как престольный праздник в деревне Маслаевка Ординского района: «На Пасхе в пятницу – Божьей Матери. На Пасхальной неделе в пятницу, после Пасхи».
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ – середины ХХ века. Часть IV. Местные праздники"
Книги похожие на "Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ – середины ХХ века. Часть IV. Местные праздники" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Александр Черных - Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ – середины ХХ века. Часть IV. Местные праздники"
Отзывы читателей о книге "Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца ХIХ – середины ХХ века. Часть IV. Местные праздники", комментарии и мнения людей о произведении.