Алексей Кусков - Основы туризма

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Основы туризма"
Описание и краткое содержание "Основы туризма" читать бесплатно онлайн.
Рассматриваются вопросы концептуального определения туризма, его ресурсной и инфраструктурной составляющих, пространственной, отраслевой и функциональной его организации, ведения туроператорского и турагентского бизнеса. Повышенное внимание уделено вопросам регулирования туристской деятельности, а также анализу современного состояния и тенденций развития международного и внутреннего туризма.
Соответствует содержанию и требованиям ФГОС ВПО третьего поколения.
Для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению «Туризм», также может быть использован по направлениям «Сервис», «Гостиничное дело», «География».
предмет туристики – туристский продукт. Специально организованная туроператором программа рекреационной деятельности и обслуживания, реализуемая на туристском рынке как самостоятельный продукт.
Рис. 1.3. Гносеологическая модель туристики
Каждый из элементов гносеологической модели туристики вступает в отношения с другими ее элементами. Так, например, турист имеет систему рекреационных потребностей, которые должен учитывать туроператор при производстве туристского продукта (связь «турист —> турпродукт»). С другой стороны, турист проявляется в отношениях с индустрией туризма характером своей рекреационной деятельности и как потребитель услуг в месте их производства (связь «турист —> индустрия туризма»).
Индустрия туризма характеризуется отношениями с туристом как потребителем туристских услуг (связь «индустрия туризма —> турист») и с туристским продуктом как с технологией производства услуг (связь «индустрия туризма —> турпродукт»). Туристский продукт предусматривает отношения выбора эксклюзивных производителей туристских услуг (связь «туристский продукт —> индустрия туризма») в целях оптимизации туристской программы и ее анимации в отношениях с туристом (связь «туристский продукт —> турист»).
Продолжая данный тезис, Ю.А. Худеньких писал, что туристскую сферу можно представить в виде системы взаимодействия трех основных субъектов: туристов, туристских предприятий и туристских территорий (интересы населения и местных властей). При взаимодействии субъектов между собой возникает целый ряд внутренних противоречий[15]:
– между потребностями туристов и возможностями их реализации («турист – туристское предприятие»);
– между туристами и местными сообществами в связи с изменением традиционного образа жизни населения («турист – территория»);
– между различными категориями туристов, в зависимости от социодемографических характеристик и целевых установок туристской деятельности («турист – турист»);
– между туристским бизнесом и местными сообществами в связи с использованием ресурсов территории («туристское предприятие – территория»);
– между туристскими предприятиями в форме конкуренции внутри туристской отрасли («предприятие – предприятие»);
– между отдельными группами местных сообществ, выражающих различные социально-экономические интересы («территория – территория»).
Как полагает В.А. Квартальнов, формирование умений и навыков, знаний и конкретного опыта для столь многогранной отрасли, как туризм, должно опираться на базовые и проверенные педагогической и туристской практикой стандарты профессионального туристского образования, систему концепций, моделей и представлений, образующих единое понятие – «туристика».
По его мнению, в состав туристики как науки входят: экономика и социология туризма; туристский менеджмент (правовой, кадровый, финансово-экономический, экологический и технологический); туристское ресурсоведение; региональная политика; теория и практика туристской деятельности; туристская индустрия и туристская инфраструктура; туристский мониторинг и информационные технологии туризма.
В туристике выделяется семь основных концептов туризма – точек зрения на сущность и содержание туристской деятельности[16].
1. Концепция менеджмента: туризм осуществляется, как правило, туристскими организациями по туристским маршрутам. Существуют многочисленные виды и формы туризма: внутренний, международный, самодеятельный, организованный, ближний, дальний, познавательный, водный, горный, автомобильный, пешеходный, спортивный и т.д. (официальная терминология ЮНВТО).
2. Концепт, развивающий экономическую константу «турист»: временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания (из Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»).
3. Миграционный аспект: временный выезд людей с постоянного места жительства в целях вакационных, оздоровительных, познавательных или профессионально-деловых без занятий оплачиваемой деятельностью в месте временного пребывания.
4. Деятельность лиц, которые путешествуют и пребывают в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года, с целью отдыха, деловыми и прочими целями.
5. Деятельностный подход: путешествия, походы, спортивные или рекреационные мероприятия и другие формы отдыха.
6. Рыночное толкование концепта: «Туризм как процесс состоит из спроса (турист), предложения (туристская индустрия) и туристского продукта, на который направлен интерес туриста».
7. Индустриальный подход: «Человек путешествует с незапамятных времен, в то время как туризм, социально-экономический феномен, в большей степени ассоциируется с индустриальным периодом жизни человечества и отличается от путешествий и качественно, и количественно; путешествие является лишь элементом туризма и часто не самым важным».
Альтернативные науки о туризме. В ряде работ вообще отрицается существование комплексной науки о туризме, а также убедительно доказывается тезис, что выделение специфической науки о туризме не представляется возможным и в этом нет необходимости. Авторы настоящей работы придерживаются данной точки зрения.
Выделение специализированной науки о туризме и тем более многолетние споры о названии такого научного направления отчасти лишены рациональности и смысла. Так, при определении основного объекта научных исследований туристики, туризмоведения и прочих направлений все авторы однозначно указывают на туризм и туристскую деятельность. Однако следует заметить, что туризм по своей сути не научен, не имеет сформировавшегося научного и методологического аппарата. Его невозможно описывать как научное явление, нельзя смоделировать, описать системой определенных постулатов, закономерностей и принципов.
Тем не менее дискуссии на тему о необходимости формирования новой науки о туризме продолжаются и будут продолжаться. Это подтверждается еще и тем, что в последнее время предложено более десятка названий будущей науки о туризме – туризмоведение, туризмология, туризмометрия, турография, туризмография, туристика, туропедия, турология и др. Причем многие названия далеки от научности и порой даже абсурдны (например, туропедия и туризмометрия). Наиболее разработаны и часто используются в научной литературе – туристика и туризмоведение.
Туризмоведение, представляемое сегодня концептуальным видением туризма, отмечено в своем генезисе двумя основными этапами. Первый – в узкоспециализированном, методическом виде, второй – в широком социальном виде. Но поскольку туризм, выступающий объектом туризмоведения, чрезвычайно сложный, комплексный по своей сути, то и туризмоведение должно быть многоплановой наукой. При этом в нем как системе, отличающейся многоаспектностью и многомерностью, где можно встретить рекреационную, экологическую, технико-хозяйственную, экономическую, финансовую, правовую, информационную, социологическую, образовательную, психологическую и другие подсистемы, должны быть использованы соответствующие им языки и в целом науки, способствующие раскрытию природы и сущности указанных подсистем. Но поскольку они используются не сами по себе, а в контексте совершенствования возможностей и исследования туризма, то получают определенного вида конкретизацию своего знания в системе исследования туризма.
Термин «туризмоведение» впервые предложен и активно разрабатывается украинскими учеными. В частности, еще в 1980 г. вышла книга Н.П. Крачило «Основы туризмоведения». Некоторые отечественные специалисты также поддерживают такой вариант науки о туризме (к примеру, П.А. Окишев, опубликовавший в 2005 г. учебное пособие «Основы туризмоведения»).
Формирование и развитие турографии и туропедии как новых системных наук о туризме связывают с петербургской научной школой. В частности, активные разработки в области туристской теории и практики ведутся учеными Балтийского института туризма и предпринимательства. Если первое направление звучит относительно благозвучно, то второе, по мнению авторов, следует считать несколько абсурдным, хотя в науке приветствуются все точки зрения. Одна из крупных научных школ в области теории и практики туризма сложилась в Казахстане. Основная масса учебных и научных работ казахских ученых позиционируется в контексте разработки теоретических и прикладных основ туризмологии. Существование туризмологии также можно считать оправданным, так как многие специалисты из России, Белоруссии, ряда стран Европы часто используют данное обозначение науки о туризме в своих исследованиях.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы туризма"
Книги похожие на "Основы туризма" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Алексей Кусков - Основы туризма"
Отзывы читателей о книге "Основы туризма", комментарии и мнения людей о произведении.