» » » Елена Лазо - Условность как способ существования искусства. Условность в литературе


Авторские права

Елена Лазо - Условность как способ существования искусства. Условность в литературе

Здесь можно купить и скачать "Елена Лазо - Условность как способ существования искусства. Условность в литературе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Антология»b4e2fc56-2c4e-11e4-a844-0025905a069a, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Елена Лазо - Условность как способ существования искусства. Условность в литературе
Рейтинг:
Название:
Условность как способ существования искусства. Условность в литературе
Автор:
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-94962-224-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Условность как способ существования искусства. Условность в литературе"

Описание и краткое содержание "Условность как способ существования искусства. Условность в литературе" читать бесплатно онлайн.



Учебное пособие предназначено для учителей русского языка и литературы, ведущих предпрофильную и профильную подготовку учащихся 9–11 классов.

Содержание программы – анализ художественных произведений русских и зарубежных писателей с точки зрения жанра, направления, композиции…

Курсы помогут расширить и углубить знания учеников о художественных приемах, законах построения поэтических и прозаических текстов; объяснить взаимосвязь между формой и содержанием, временем и идеей художественного произведения; воспитать умного, грамотного читателя, способного рассмотреть художественное произведение в контексте мирового литературного процесса.

Полученные знания и умения будут востребованы при подготовке к гуманитарным олимпиадам, выпускным экзаменам, а также для общего культурного развития.






Дружеское, любовное, философское, дидактическое, сатирическое, шуточное послание.

Александр Пушкин

К сестре

Ты хочешь, друг бесценный,
Чтоб я, поэт младой,
Беседовал с тобой
И с лирою забвенной,
Мечтами окриленный,
Оставил монастырь
И край уединенный…

1814

Послание к Галичу

Один в каморке тесной
Вечерней тишиной
Хочу, мудрец любезный,
Беседовать с тобой…

1815

К Дельвигу

Послушай, муз невинных
Лукавый клеветник!
В тиши полей пустынных,
Природы ученик,
Поэтов грешный лик
Умножил я собою…
И я главой поник
Пред милой суетою.
Жуковский, наш поэт,
На то мне дал совет
И с музами сосватал.
Сначала я играл,
Шутя стихи марал,
А там переписал,
А там и напечатал,
И что же – рад не рад —
Но вот уже я брат
Теперь тому, другому,
Что делать, виноват!..

1815

К ней

Эльвина, милый друг, приди, подай мне руку,
Я вяну, прекрати тяжелый жизни сон;
Скажи, увижу ли… на долгую ль разлуку
Любовник осужден?
………………………………

1816

К Каверину

Забудь, любезный мой Каверин,
Минутной резвости нескромные стихи.
Люблю я первый, будь уверен,
Твои счастливые грехи.
Все чередой идет определенной,
Всему пора, всему свой миг;
Смешон и ветреный старик,
Смешон и юноша степенный…
…………………………

1817

К Жуковскому

Благослови, поэт!.. В тиши парнасской сени
Я с трепетом склонил пред музами колени:
Опасною тропой с надеждой полетел,
Мне жребий вынул Феб, и лира мой удел.
Страшусь, неопытный, бесславного паденья,
Но пылкого смирить не в силах я влеченья…
………………………………………….

1816

Друзьям

Богами вам еще даны
Златые дни, златые ночи,
И томных дев устремлены
На вас внимательные очи.
Играйте, пойте, о друзья,
Утратьте вечер скоротечный;
И вашей радости беспечной
Сквозь слезы улыбнуся я.

1816

Вопросы к теме:

1. Что значат в жизни Пушкина 1811–1817 годы?

2. Что вы знаете об адресатах его посланий?

3. К кому еще обращался Пушкин в стихах?

Молитва

Молитва – стихотворение, являющееся обращением лирического героя к божеству. Обязательные элементы композиции: обращение к божеству, его восхваление, покаяние, просьба или жалоба; благодарность за возможное выполнение просьбы.

Высокий стиль, употребление церковнославянской лексики, доверительность, интимность. Серьезные и шутливые молитвы.

Михаил Лермонтов

***

Не обвиняй меня, всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю;
За то, что редко в душу входит
Живых речей твоих струя;
За то, что в заблужденье бродит
Мой ум далеко от тебя;
За то, что лава вдохновенья
Клокочет на груди моей;
За то, что дикие волненья
Мрачат стекло моих очей;
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж приникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, боже, не тебе молюсь.

Но угаси сей чудный пламень,
Всесожигающий костер,
Преобрати мне сердце в камень,
Останови голодный взор;
От страшной жажды песнопенья
Пускай, творец, освобожусь,
Тогда на тесный путь спасенья
К тебе я снова обращусь.

1830

Юнкерская молитва

Царю небесный!
Спаси меня
От куртки тесной,
Как от огня.
От маршировки
Меня избавь,
В парадировки
Меня не ставь.
Пускай в манеже
Алехин глас
Как можно реже
Тревожит нас.
Еще моленье
Прошу принять —
В то воскресенье
Дай разрешенье
Мне опоздать.
Я, царь всевышний,
Хорош уж тем,
Что просьбой лишней
Не надоем.

1832

Молитва

Я, матерь Божия, ныне с молитвою
Пред твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного;
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира холодного.
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.

Срок ли приблизится часу прощальному
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела душу прекрасную.

1837

Благодарность

За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и клевету друзей;
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был…
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.

1840

Вопросы к теме:

1. Как вы думаете, почему молитв больше у Лермонтова, а посланий – у Пушкина?

2. Что вы знаете о жизни и творчестве этих поэтов?

Романс. Стансы. Дума. Гимн

Романс – небольшое лирическое стихотворение песенного типа, чаще о любви. К романсной лирике относятся многие положенные на музыку стихотворения. «Черная шаль» Пушкина.

Стансы – в поэзии XVIII–XIX веков небольшое элегическое стихотворение (чаще медитативного содержания, реже любовного) с обязательным строфическим строением. Каждый станс – законченная мысль. Замкнутость, целостность, одинаковая форма строф. четырехстопный ямб как наиболее частый размер. Единая схема чередования рифм для всего стихотворения. После чтения каждого станса предполагается пауза для осмысления. Впервые в России – Сумароков. Пушкин: «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «В надежде славы и добра», «Во глубине сибирских руд». Стансы Пушкина и Лермонтова.

Дума – большое по объему стихотворение; возникло в украинском фольклоре; в XIX веке – размышления поэта на философско-социальные темы. Поучительность. Жанр не получил большого распространения. Рылеев. Шевченко. Лермонтов «Печально я гляжу на наше поколенье».

Гимн античный – похвальная песнь богам; европейский – одическое стихотворение на возвышенную тему. Изменение жанра от божественного до патриотического. Сатирический гимн. Ломоносов «Гимн бороде». Маяковский «Гимн взятке».

Сатира

Сатира (от лат. satira – всякая всячина, смесь) – 1. Вид комического (юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск). 2. Жанр лирики, большое стихотворение, посвященное осмеянию какого-либо лица или явления. Сатира всегда служит общественному идеалу. Обличение пороков, пропаганда нравственных норм – основное содержание сатиры. Непереходимая граница между собственным миром и предметом обличения: сатирик испытывает чувство превосходства над предметом смеха. Сатира возникла в литературе Древнего Рима как жанр лирики. Гораций, Ювенал. Никола Буало. Кантемир. Пушкин «Тень Фонвизина», «Лицинию», «Сказка о попе…». Цветаева «Крысолов» (лирическая сатира). Идеал в сатирическом произведении утверждается как бы от противного, через обличение антиидеала. Сатира возможна без смеха, но невозможна без остроумия.

Три основных момента, присущих сатире:

– современность и злободневность;

– неожиданность сопоставления;

– противопоставление данного явления высоким эстетическим идеалам.

Сатира связана с рядом художественных средств: гипербола, гротеск (чрезмерное преувеличение и заострение отдельных сторон изображаемого предмета), парадокс, алогизм, аллегория. Имеет отношение к понятию «комическое», юмору, иронии, сарказму (негодующая насмешка; соотношение планов подразумеваемого и выражаемого).

Парафраз(а) – сатирическое использование строк других авторов.

Реминисценция – воспоминание, напоминание о других литературных произведениях через использование характерных для них мотивов, образов, речевых оборотов. Рассчитана на память и ассоциативное восприятие. Например:

Я вас любил. Любовь еще (возможно,
Что просто боль) сверлит мои мозги.

И. Бродский Фонвизин Денис Иванович

«Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (отрывок)

– Я мысль мою скажу, – вещает мне Петрушка, —
Весь свет, мне кажется, – ребятская игрушка;
Лишь только надобно потверже то узнать,
Как лучше, живучи, игрушкой той играть.
Что нужды, хоть потом и возьмут души черти,
Лишь только б удалось получше жить до смерти.

Александр Сергеевич Пушкин «Тень Фон-Визина» – свод сатирических характеристик ряда писателей, бывших предметом осмеяния в «Арзамасе». Образцы сатир аналогичного построения (комический писатель возвращается из загробного мира, чтобы утвердить дух истинной поэзии) есть во французской литературе («Тень Мольера»).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Условность как способ существования искусства. Условность в литературе"

Книги похожие на "Условность как способ существования искусства. Условность в литературе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Елена Лазо

Елена Лазо - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Елена Лазо - Условность как способ существования искусства. Условность в литературе"

Отзывы читателей о книге "Условность как способ существования искусства. Условность в литературе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.