Елена Лазо - Условность как способ существования искусства. Условность в литературе

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Условность как способ существования искусства. Условность в литературе"
Описание и краткое содержание "Условность как способ существования искусства. Условность в литературе" читать бесплатно онлайн.
Учебное пособие предназначено для учителей русского языка и литературы, ведущих предпрофильную и профильную подготовку учащихся 9–11 классов.
Содержание программы – анализ художественных произведений русских и зарубежных писателей с точки зрения жанра, направления, композиции…
Курсы помогут расширить и углубить знания учеников о художественных приемах, законах построения поэтических и прозаических текстов; объяснить взаимосвязь между формой и содержанием, временем и идеей художественного произведения; воспитать умного, грамотного читателя, способного рассмотреть художественное произведение в контексте мирового литературного процесса.
Полученные знания и умения будут востребованы при подготовке к гуманитарным олимпиадам, выпускным экзаменам, а также для общего культурного развития.
Александр Сергеевич Пушкин «Тень Фон-Визина» – свод сатирических характеристик ряда писателей, бывших предметом осмеяния в «Арзамасе». Образцы сатир аналогичного построения (комический писатель возвращается из загробного мира, чтобы утвердить дух истинной поэзии) есть во французской литературе («Тень Мольера»).
Вопрос и задания к теме:
1. Сравни отрывок из сатиры Пушкина о Хвостове с эпиграммой Баратынского на Хвостова:
В своих стихах он скукой дышит,
Журчаньем их наводит сон.
Не говорю: зачем он пишет,
Но для чего читает он?
2. Найдите в сатире Пушкина следующие художественные приемы:
а) Парафраз(а); б) Реминисценция
3. Какой из монологов Чацкого можно назвать сатирой? Докажите.
Лирическая сатира
Марина Цветаева «Крысолов». 1925 год. Условность обращения с сюжетом средневековой легенды.
Поэма написана на сюжет средневековой немецкой легенды, которая гласит, что летом 1284 года в городе Гаммельне появился странствующий музыкант и предложил жителям избавить их от нашествия крыс. Повинуясь звукам флейты, крысы вслед за музыкантом вышли из города, вошли в реку Везер и утонули. Не получив обещанной награды, Крысолов жестоко отомстил жителям города. В воскресный день, во время обедни, когда все взрослые были в церкви, он вновь заиграл на флейте, выманил из домов всех детей и отвел их на гору Коппенберг, которая разверзлась и поглотила их.
Условность использования средневековой легенды. В сознании средневековья крысолов, властитель крыс, – дьявол, который увел детей, лишив людей будущего. У Цветаевой Крысолов – спаситель, который спасает души детей от пошлости. Дети уходят не в гору, а в воду. Гора – дом бога. Вода – стихия. Творчество – стихия.
Вопросы и задания к теме:
1. В чем суть событийного и лирического конфликта «Крысолова»?
2. Почему сюжет представлен не в описании, а через диалог действующих лиц?
3. Что символизирует образ бюргера?
4. Почему так много внимания уделяется пуговице? Объясните:
Коли с ангелами в родстве,
Муж, – застегнись на все! —
Коли с демонами в родстве —
Бард! – расстегнись на все!
5. Крысы и бюргеры – одно и то же?
6. Гаммельн – рай-город?
7. «Ведь не в луже, а в звуке – мрут» – как понимаете содержание высказывания?
8. Дети в «Крысолове» обрели свободу или стали жертвой очарования музыки и стиха?
9. Что такое музыка, с точки зрения бюргеров?
10. Почему по легенде Крысолов был одет в черно-красный, а у Марины Цветаевой – в зеленый?
11. Докажите, что «Крысолов» – лирическая сатира.
12. Чем необычен язык Марины Цветаевой? Какие средства художественной выразительности вы заметили? В чем особенности стиха? Строфы?
13. Сформулируйте основную идею поэмы, используя записи Марины Цветаевой:
Охотник – дьявол-соблазнитель – поэзия.
Бургомистр – быт.
Дочка бургомистра – душа.
Крысы – земные заботы, от которых Охотник освобождает город («Не совсем, с лица, на крыс-то…
Да уж крысы ли впрямь?..
В красном!»).
Быт не держит слово Поэзии, Поэзия мстит.
14. Что вы знаете о жизни Марины Цветаевой? Как связана поэма «Крысолов» с современностью?
15. Прочитайте рассказ В. Набокова «Катастрофа», подумайте, что общего с произведением Марины Цветаевой.
Лиро-эпические жанры. Баллада
Лиро-эпические жанры – синтез эпического сюжета и лирической оценки: поэма, баллада – жанры романтизма; роман в стихах.
Баллада (от фр. ballar – плясать) – первоначально фольклорная любовная плясовая песня с рефреном. Народную балладу «открыли» романтики. В романтизме – лиро-эпический жанр с трагическим, фантастическим сюжетом. (Романтическая баллада — сюжетное стихотворение о роковой судьбе.)
Баллады строятся на чем-то чудесном. Это либо действие сверхъестественной силы, либо ужасный случай, либо непредвиденное событие и происшествие, рассказанное совершенно серьезно. Чудесное – нечто исключительное, не поддающееся логическому объяснению. Внешне баллада проста и даже примитивна и наивна, но внутренне она насыщена смыслом.
Гёте принадлежит мысль, что баллада представляет собой синтез трех начал: эпического (сюжет), драматического (диалог), лирического (переживания). Соотношение их подвижно и меняется на протяжении баллады. Эпическая баллада – «Песнь о вещем Олеге», драматическая – «Лесной царь», лирическая – «Воздушный корабль» Лермонтова.
Фрагментарная балладная композиция – отказ от деталей, только самое главное. Пропуски в сюжете создают атмосферу недосказанности, умалчивания, балладная тайна полумрака.
Развязка баллады неминуема катастрофична. Баллада устремляется к развязке с первой строки и, может быть, даже создана ради нее.
Своим рождением литературная баллада обязана немецкому поэту Бюргеру (баллада «Ленора»). В России – Жуковскому.
Перифраз – описательный оборот речи, заменяющий слово.
Александр ПушкинРуслан и Людмила
(отрывок)
песнь четвертая
Поэзии чудесный гений,
Певец таинственных видений,
Любви, мечтаний и чертей,
Могил и рая верный житель
И музы ветреной моей
Наперсник, пестун и хранитель!
Прости мне, северный Орфей,
Что в повести моей забавной
Теперь вослед тебе лечу…
Вопросы к стихотворению:
1. Докажите, что эти строки посвящены Жуковскому. Какие произведения вы можете привести в пример?
2. Найдите в этом отрывке перифраз. Для чего использован этот прием?
Эдгар По «Ворон». Тема одиночества и диалог с вестником судьбы. Архетипическое содержание образа ворона, его связь с образом мрака и мудрости (Минерва – Афина).
Ворон
Раз в тоскливый час полночный я искал основы прочной
Для своих мечтаний – в дебрях теософского труда.
Истомлен пустой работой, я поник, сморен дремотой,
Вдруг – негромко стукнул кто-то. Словно стукнул в дверь…
Да, да!
«Верно, гость, – пробормотал я, – гость стучится в дверь.
Да, да!
Гость пожаловал сюда».
Помню я ту ночь доныне, ночь январской мглы и стыни, —
Тлели головни в камине, вспыхивая иногда…
Я с томленьем ждал рассвета; в книгах не было ответа,
Чем тоска смирится эта об ушедшей навсегда,
Что звалась Линор, теперь же – в сонме звездном навсегда
Безымянная звезда.
Шорох шелковой портьеры напугал меня без меры:
Смяла, сжала дух мой бедный страхов алчная орда.
Но вселяет бодрость – слово. Встал я, повторяя снова:
«Это гость, – так что ж такого, если гость пришел сюда?
Постучали – что ж такого? Гость пожаловал сюда.
Запоздалый гость. Да, да!
Нет, бояться недостойно. И отчетливо, спокойно
«Сэр, – сказал я, – или мэдэм, я краснею от стыда:
Так вы тихо постучали, – погружен в свои печали,
Не расслышал я вначале. Рад, коль есть во мне нужда.
Милости прошу сюда».
Никого, лишь тьма ночная! Грозный ужас отгоняя,
Я стоял; в мозгу сменялась странных мыслей череда.
Тщетно из глухого мрака ждал я отклика иль знака.
Я шепнул: «Линор!» – однако зов мой канул в никуда,
Дальним эхом повторений зов мой канул в никуда.
О Линор, моя звезда!
Двери запер я надежно, но душа была тревожна.
Вдруг еще раз постучали, явственнее, чем тогда.
Я сказал: «Все ясно стало: ставни… Их порывом шквала,
Видимо, с крючка сорвало – поправимая беда.
Ставни хлопают и только – поправимая беда.
Ветер пошутил – ну да!»
Только я наружу глянул, как в окошко Ворон прянул,
Древний Ворон – видно, прожил он несчетные года.
Взмыл на книжный шкаф он плавно и расселся там державно,
Не испытывая явно ни смущенья, ни стыда,
Там стоявший бюст Минервы оседлал он без стыда,
Словно так сидел всегда.
Я не мог не удивиться: эта траурная птица
Так была невозмутима, так напыщенно-горда.
Я сказал: «Признаться надо, облик твой не тешит взгляда;
Может быть, веленьем ада занесло тебя сюда?»
Ворон каркнул: «Никогда!»
Усмехнулся я … Вот ново: птица выкрикнула слово!
Пусть в нем смысла и немного, попусту белиберда,
Случай был как будто первый, – знаете ль иной пример вы,
Чтоб на голову Минервы взгромоздилась без стыда
Птица или тварь другая и в лицо вам без стыда
Выкрикнула: «Никогда!»
Произнесши это слово, черный Ворон замер снова,
Как бы удовлетворенный завершением труда.
Я шепнул: «Нет в мире этом той, с кем связан я обетом,
Я один. И гость с рассветом улетит бог весть куда,
Он, как все мои надежды, улетит бог весть куда».
Ворон каркнул: «Никогда!»
Изумил пришелец мрачный репликой меня удачной,
Но ведь птицы повторяют, что твердят их господа,
Я промолвил: «Твой хозяин, видно, горем был измаян.
И ответ твой не случаен: в нем та, прежняя беда,
Может быть, его терзала неизбывная беда
И твердил он: «Никогда!»
Кресло я придвинул ближе: был занятен гость бесстыжий,
Страшный Ворон, что на свете жил несчетные года,
Конец ознакомительного фрагмента.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Условность как способ существования искусства. Условность в литературе"
Книги похожие на "Условность как способ существования искусства. Условность в литературе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Лазо - Условность как способ существования искусства. Условность в литературе"
Отзывы читателей о книге "Условность как способ существования искусства. Условность в литературе", комментарии и мнения людей о произведении.