Андрей Низовский - 500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО"
Описание и краткое содержание "500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО" читать бесплатно онлайн.
Египетские пирамиды и Тадж-Махал, Великая Китайская стена и Лондонский Тауэр, водопад Виктория и руины Баальбека… Что объединяет эти известные на весь мир шедевры природы и человеческого искусства? Все они (всего их 911) принадлежат к числу памятников культурного и природного наследия, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Это говорит о том, насколько важны сохранившиеся до наших дней эти уникальные в своем роде объекты и насколько необходимы их защита и сохранение для будущих поколений. Мы расскажем о наиболее выдающихся произведениях человеческого гения, заповедных островках природного ландшафта, религиозных и культурных традициях прошлых тысячелетий.
Королевский монастырь девы Марии Гваделупской
Монастырь Девы Марии в Гвадалупе – вершина испано-мавританского стиля мудехар. Его ансамбль– это впечатляющий лабиринт крепостных, храмовых и жилых помещений, раскинувшийся на площади 22 000 кв. м. Помимо большого готического собора (рубеж XIV–XV вв.) со знаменитой ризницей, крепостных стен и башен, в его ансамбль входят часовни Санта-Ана (XV в.), Санта-Каталина (XV в.), Сан-Грегорио (XV в.), Семи Алтарей (XVII в.), три крытые галереи (XV–XVI вв.), библиотека (XV в.), церковь Святой Троицы (XVIII в.) и целых три музея: вышивки, книжной миниатюры и средневековой скульптуры. Все эти постройки относятся к самым разным стилям: мудехар, готика, ренессанс, барокко. Снаружи монастырь выглядит как неприступная крепость. Он имеет нерегулярный план и окружен одной линией мощных стен с башнями, построенными в технике смешанной кладки из камня и кирпича.
История монастыря начинается в конце XIII в., когда пастух по имени Хиль Кордеро обнаружил вблизи реки Гвадалупе, у подножия гор Альтамира, изображение Девы Марии, которое много веков назад было спрятано здесь христианами из Севильи, спасавшимися от арабского вторжения. Пастух построил на месте находки часовню, в которой поместил святой образ. Его почитание быстро распространилось на все районы страны. После победы над маврами при Саладо король Альфонсо XI (1312–1350) в благодарность за заступничество Девы Марии начинает строить на месте часовни величественный собор, окружив его мощными крепостными стенами. В 1389 г. монастырь перешел к монашескому ордену иеронимитов. К этому периоду относится оформление фасадов собора и других важнейших построек в стиле испано-мавританской готики мудехар и сооружение большой крытой «галереи Чудес» (1380–1405 гг.). Весь ансамбль был в основном завершен к началу XV столетия.
Под королевским патронатом влияние монастыря быстро росло. С ним самым тесным образом связаны два важнейших события 1492 г., имевшие огромное значение не только в испанской, но и во всей мировой истории: полное освобождение Пиренейского полуострова католическими королями, ознаменовавшее окончание эпохи Реконкисты, и открытие Колумбом Америки. По настоянию Христофора Колумба, назвавшего Гваделупой один из первых обнаруженных им в Карибском море островов, первые принявшие христианство индейцы крестились в монастыре Девы Марии в Гвадалупе. Позднее Дева Мария Гваделупская стала небесной покровительницей Америки.
Более четырех веков монастырь, получивший наименование Королевского, оставался в руках иеронимитов, став одним из крупнейших в Испании центров религии и культуры. В разные времена при нем действовали скрипторий, библиотека, певческая школа, госпиталь, аптека, медицинское училище. Десятки прославленных мастеров – Сурбаран, Пачеко, Энрике Эгас, Лука Джордано и др. – создали для монастыря сотни произведений живописи, скульптуры и ювелирного искусства.
В 1835 г. в связи с развернувшейся в Испании кампанией по секуляризации монастырь был упразднен. В 1879 г. он был признан национальным памятником, но это не могло спасти древнюю обитель от упадка. В 1908 г. в стены монастыря вернулась жизнь: он был передан ордену францисканцев, которому было поручено восстановить не только монашескую жизнь, но и здания, учреждения и произведения искусства. В XX в. ансамбль монастыря был расширен, его пополнили новые сооружения и просторная площадь для паломников.
Пальмовый лес Эльче
Южная испанская провинция Андалусия, где дольше всего сохранялось владычество арабов, известна своими прославленными творениями арабского зодчества – такими как Альгамбра в Гранаде или Кордовская мечеть. Однако мавры (как называли арабов в эпоху Средневековья) оставили после себя не только всемирно известные шедевры архитектуры, но и удивительные ландшафты, благодаря которым некоторые районы Испании сегодня выглядят подобно цветущим оазисам.
Пальмовый лес Эльче
Оазис в центре Испании
Жаркая сухая погода для Западного Средиземноморья – обычное дело, в то время как дожди – нечастые гости на этой иссушенной солнцем земли. Чем дальше на юг, тем суше и жарче. Вода здесь величайшая драгоценность. И очень рано жители этих мест научились бережно распределять те крохи влаги, которые им отпускала скупая на подарки природа. Так возникла чрезвычайно богатая и разнообразная культура орошаемых полей, важнейшую роль в которой стала играть… пальма!
Практика создания искусственных оазисов быстро распространилась по всему Востоку. А между VII и VIII вв. она достигла Испании – вместе с арабскими завоеванием. Арабы и берберы, обосновавшиеся на Иберийском полуострове после 711 г., принесли с собой новые сельскохозяйственные культуры – рис, хлопок, цитрусовые, баклажаны, артишоки, сахарный тростник – и новые методы ирригации, разработанные специально для условий водного дефицита. От нехватки воды особенно страдали юго-восточные области Испании. И именно здесь, в окрестностях города Эльче, способ создания искусственных оазисов дал самые блестящие результаты.
Среднегодовое количество осадков в Эльче составляет менее 300 мм в год. Нехватка воды для полива полей здесь во все времена была настолько ощутима, что драгоценную влагу даже приходилось продавать с аукциона. Без орошения здесь могут расти только устойчивые к засухе растения, наподобие оливы. Но переселенцы с севера Африки добились того, что превратили эту полупустыню в настоящее чудо, цветущий сад, который иностранные путешественники сравнивали с райским. А совершилось это чудо при помощи пальм.
Пальмы стали символом города. Средневековая рукопись «Illuminators Cantigas Santa Magna», шедевр кастильской литературы, написанная королем Альфонсо X Мудрым, называет Эльче городом пальм. Арабский географ Ибн Саид сравнивал Эльче с «городом Пророка», Мадинат-аль-Наби (современной Мединой). Город окружали пальмовые рощи; ряды пальм были аккуратно и весьма рационально высажены вдоль ирригационных каналов. Под их защитой росли рис, пшеница и хлопок, зрели апельсины, лимоны и гранаты, цвели розы и гвоздики. Этот волшебный сад, окруженный иссохшими, истощенными землями, воспринимался как мираж в пустыне. И тем не менее это была реальность!
Испанцы, изгнавшие арабов из Эльче, сумели не только сохранить этот уникальный райский уголок, но и расширить его пределы, переняв арабские традиции орошаемого земледелия. К началу XVIII столетия вокруг Эльче уже поднимался целый пальмовый лес – более 200 000 деревьев!
В XIX в. быстрые экономические изменения поставили под угрозу существование пальмовых лесов и рощ в Эльче и окрестностях. Однако горожане всегда помнили, какую важную роль «море пальм» играет в их повсе дневной жизни. И хотя на смену традиционным пришли новые методы хозяйствования, основная часть пальмового леса была бережно сохранена. В 1933 г. «Эль Палмерал», как называют его горожане, получил статус природного памятника, охраняемого государством, в 1943 г. был объявлен историческим парком.
Сегодня все пальмовые посадки в окрестностях Эльче находятся под неусыпной охраной городских властей. Основной массив пальмового леса – 61 454 дерева, растущих на площади 148,9 га, – находится в черте города и служит живописным городским парком, главной здешней достопримечательностью. В окрестностях Эльче разбросано множество пальмовых рощ – в совокупности 119 684 дерева, занимающих территорию в 358,5 га. Часть из них по-прежнему играет важную роль в деле орошения сельскохозяйственных земель – прогресс прогрессом, а воды местным крестьянам по-прежнему не хватает. Но главная ценность «Эль Палмерала» прежде всего состоит в том, что он формирует уникальный исторический ландшафт, созданный совместным трудом природы и человека. Без сомнения, лучше сохранившиеся и даже большие по масштабам пальмовые рощи можно встретить на Иранском плато, Аравийском полуострове или в Северной Африке. Но в Европе больше ничего подобного нет.
Италия
Наскальные рисунки в Валь-Камонике
Валь-Камоник – горная долина в Итальянских Альпах, в Ломбардии. Она тянется по берегу реки Ольо, между отрогами вершины Адамелло (3554 м) и Брешианскими Альпами. Здесь, в районе Капо-ди-Понте, на площади 81 кв. км, находится уникальная галерея древнего искусства – более 130 тысяч петроглифов позднего времени, относящихся к бронзовому и железному веку. Наскальные изображения – бытовые, хозяйственные, культовые сюжеты – сообщают важные сведения об образе жизни и религиозных представлениях местного населения на протяжении по крайней мере последних 5 тысяч лет.
Петроглиф из Валь-Камоника
Первые петроглифы появились здесь, по оценкам специалистов, еще 8000 лет назад. Художники высекали их с помощью острых и твердых камней на отшлифованных ледниками песчаниковых глыбах. Самые древние из рисунков были найдены в середине 1950-х гг. в пещерах и на каменных глыбах вокруг Капо-ди-Понте возле поселка Накуан. Выгравированные в скалах сцены из жизни первых поселенцев долины Камоника украшают скалу «Большой камень»: доисторические художники оставили на ее поверхности более 900 рисунков. Чаще всего они посвящены сценам охотничьего быта. Когда в период неолита человек перешел к оседлому образу жизни, на скалах появились сцены из жизни земледельцев.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО"
Книги похожие на "500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Низовский - 500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО"
Отзывы читателей о книге "500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО", комментарии и мнения людей о произведении.