Андрей Низовский - 500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО"
Описание и краткое содержание "500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО" читать бесплатно онлайн.
Египетские пирамиды и Тадж-Махал, Великая Китайская стена и Лондонский Тауэр, водопад Виктория и руины Баальбека… Что объединяет эти известные на весь мир шедевры природы и человеческого искусства? Все они (всего их 911) принадлежат к числу памятников культурного и природного наследия, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Это говорит о том, насколько важны сохранившиеся до наших дней эти уникальные в своем роде объекты и насколько необходимы их защита и сохранение для будущих поколений. Мы расскажем о наиболее выдающихся произведениях человеческого гения, заповедных островках природного ландшафта, религиозных и культурных традициях прошлых тысячелетий.
За громадой собора несколько теряется главное сокровище Леона – романская базилика Сан-Исидро, одна из первых христианских церквей города. Она принадлежит к числу самых известных и наиболее значимых историко-культурных памятников средневековой Европы. В 1063 г. сюда были торжественно перенесены мощи св. Исидора, епископа Севильи, спасенные в годы арабского нашествия и вывезенные на север Испании. Благодаря этому церковь Сан-Исидро быстро превратилась в одну из самых почитаемых святынь Леона. А крипта – подземный этаж – храма стала местом упокоения королей Астурии и Леона и членов их семей. Сегодня крипта церкви Сан-Исидро носит почетное наименование Королевского Пантеона: здесь находятся гробницы 23 монархов. В 1160 г. стены и своды Пантеона были расписаны великолепными фресками, благодаря которым церковь Сан-Исидро получила еще одно название: «Сикстинская капелла романского искусства Испании».
Пройдя через мост Сан-Маркос на реке Бернесга, паломники покидают Леон. Широкие равнины, расстилающиеся вокруг, повсеместно изборождены оросительными каналами. Впереди на пути лежат несколько маленьких городков, в одном из которых, Орбиго, сохранился старинный каменный мост Пасо-Онросо, буквально – «место Благородного Столкновения». По преданию, на этом мосту в 1434 г. состоялся рыцарский поединок, поводом для которого, как водится, стала любовь соперников к одной и той же даме.
Архитектурным центром города является великолепнейший готический ансамбль епископского дворца и кафедрального собора Санта-Мария. Глядя на прихотливый, затейливый силуэт этих могучих и вместе с тем изящных зданий, трудно поверить, что перед нами постройки довольно позднего времени. Строительство собора началось лишь в 1471 г., хотя его облик выдержан в позднеготическом стиле. Что касается епископского дворца, то это уже почти наше время: 1889–1913 гг. Но строил дворец не кто иной, как великий испанский архитектор Антонио Гауди! Его блистательные постройки в Барселоне имеют всемирную известность, в то время как дворцу в Асторге повезло гораздо меньше. Облик этого неоготического здания, совершенно не похожего на причудливые церковь Саграда Фамилия и дворец Каса Мила в Барселоне, как нельзя лучше свидетельствует о широком диапазоне творчества Антонио Гауди.
Путь от Асторги ведет все выше и выше в горы. С перевала (1517 м над уровнем моря) открывается вид на плодородную долину реки Бьеса (Бьерса), за которой поднимаются здания Понферрады – старинного испанского города, ранняя история которого теряется в глубинах веков. Его современное название связано с тем, что в XI столетии епископ Асторги Осмундо выстроил через реку Сил, впадающую в Бьесу железный мост – по-латыни Pons Ferrat. Прекрасно сохранившийся замок тамплиеров с двенадцатью башнями напоминает о том, что в XII в. Понферрада служила одним из оплотов рыцарей этого ордена. Другим памятником, относящимся к этим временам, является скульптура «Кристо де лас Маравильяс» – «Христос тамплиеров», хранящаяся в городской церкви Сан-Андрес.
Следуя далее по долине Бьесы, Путь Св. Иакова минует городок Какабелос с интересным археологическим музеем и старинной церковью Нуэстра Сеньора Ла Пласа и приводит пилигримов в Вильяфранка-дель – Бьерсо – важный пункт на долгом паломническом пути. По традиции, если кто-либо из странствующих пешком богомольцев к этому времени был уже изнурен или болен, он мог завершить свое странствие в Вильяфранко-дель-Бьерсо: считается, что для них все совершенные здесь таинства и ритуалы вполне эквивалентны тем, что совершаются в Сантьяго-де-Компостела. Специально для этих целей в городе была сооружена большая романская церковь Сантьяго с Вратами Прощения («Пуэрта дель Пердон») – непременная часть всех паломнических церквей, расположенных на Пути Св. Иакова. Прибывающие в город пилигримы могли остановиться на отдых в монастыре Сан-Франсиско, где до сих пор производится вино собственного разлива, либо в многочисленных паломнических гостиницах.
Те из пилигримов, кто исполнен решимости идти дальше, переходят по мосту бурную реку Валькарсе и вступают в суровые горные области Галисии. На их пути лежит небольшое селение О-Себрейро, где сохранилось множество низких, сложенных из плитняка домов с соломенными крышами – традиционные жилища галисийцев, так называемые «пальосас». Сегодня в них, правда, уже никто не живет: эти дома являются своеобразным историко-архитектурным заповедником.
В 1072 г. с разрешения короля Альфонсо VI в О-Себрейро поселились французские монахи, основавшие здесь аббатство Сан-Хиральдо де Аурильяк, на протяжении многих веков остававшееся одной из главных вех на паломническом Пути Св. Иакова. Колокол местной церкви Санта-Мария ла Реал, построенной еще во времена вестготов, служил пилигримам своеобразным «маяком»: когда туман окутывал горные перевалы – явление, частое в этих местах, – его звук помогал паломникам не сбиться с дороги. А старая монастырская гостиница начиная с XI в. является желанным приютом для пилигримов, изнуренных трудным переходом через горы.
Оставив позади селение Линарес с прекрасной церковью Санто-Эстево (XII в.), дорога подходит к перевалу Пойо (1335 м над уровнем моря), за которым начинается спуск в долину реки Урубио. Здесь, при слиянии двух рек, высится старинный замок Сарриа, основанный около 750 г., в самый разгар арабского нашествия, епископом Одоарио из Луго. Постепенно вокруг замка вырос небольшой город, являвшийся в эпоху Средневековья одним из центров испанской культуры.
Паломнический путь, обозначенный традиционными стрелками, пролегает по главной улице Сарриа – Калье-Майор, мимо церкви Санта-Мария, построенной уже в позднейшие времена на месте храма XII в. Зато другая приходская церковь города, Сан-Сальвадор, сохранившаяся со времен Средневековья, демонстрирует собой блестящий образец романского стиля в его местном, галисийском варианте.
С башни церкви Сан-Николас в Портомарине, следующем пункте на паломническом пути, в ясную погоду хорошо видны шпили Компостелы – желанной цели пилигримов. Сама церковь Сан-Николас выстроена в суровом романском стиле. Гладкую поверхность стен оживляют только изящные порталы, украшенные тонким скульптурным декором, и круглое окно-«роза». Галисия, северо-западная область Испании, практически не была затронута волной арабского завоевания, но в последующие годы этот последний оплот христиан на Пиренеях неоднократно подвергался набегам. Неудивительно, что облик средневековых галисийских монастырей и церквей мало чем отличается от облика рыцарских замков, напоминая о тех временах, когда крест и меч были союзниками.
Память о еще более древних временах сохраняется в названии следующего крупного населенного пункта на пути пилигримов – Палас-дель-Рей, «Королевский дворец». В V столетии здесь располагалась временная резиденции вестготского короля Витиса. В IX в. король Астурии и Леона Альфонсо III выстроил тут сохранившуюся до наших дней церковь Сан-Тирсо.
И снова вымощенный стертыми от времени камнями паломнический путь тянется через поля и деревни, минуя старинные мосты, башни древних церквей и руины замков. И вот впереди начинает отчетливо вырисовываться силуэт Сантьяго-де-Компостелы – цель устремлений паломников. Этот прекрасный город с тысячелетней историей является для них своеобразной наградой за трудности, перенесенные во время долгих странствий.
Помимо главного, Французского пути, существует еще несколько дорог в Сантьяго-де-Компостелу: Прибрежный, протянувшийся от Пиренеев вдоль побережья, через Страну басков и Астурию; Восточный, ведущий от Севильи через Мериду и Саламанку; Английский – этим путем попадали в Компостелу паломники из Англии и Ирландии, высаживавшиеся в испанском порту Ла-Корунья; Португальский, берущий свое начало в столице Португалии Лиссабоне. Пересекая со всех сторон Пиренейский полуостров, эти дороги стягиваются к одной точке – в Сантьяго-де-Компостеле, куда в наши дни ежегодно приходит и приезжает несколько миллионов человек – как паломников, так и туристов, привлеченных многочисленными историческими памятниками города. Недаром гласит старинная испанская пословица: «Все пути ведут в Компостелу».
Королевский монастырь девы Марии Гваделупской
Монастырь Девы Марии в Гвадалупе – вершина испано-мавританского стиля мудехар. Его ансамбль– это впечатляющий лабиринт крепостных, храмовых и жилых помещений, раскинувшийся на площади 22 000 кв. м. Помимо большого готического собора (рубеж XIV–XV вв.) со знаменитой ризницей, крепостных стен и башен, в его ансамбль входят часовни Санта-Ана (XV в.), Санта-Каталина (XV в.), Сан-Грегорио (XV в.), Семи Алтарей (XVII в.), три крытые галереи (XV–XVI вв.), библиотека (XV в.), церковь Святой Троицы (XVIII в.) и целых три музея: вышивки, книжной миниатюры и средневековой скульптуры. Все эти постройки относятся к самым разным стилям: мудехар, готика, ренессанс, барокко. Снаружи монастырь выглядит как неприступная крепость. Он имеет нерегулярный план и окружен одной линией мощных стен с башнями, построенными в технике смешанной кладки из камня и кирпича.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО"
Книги похожие на "500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Андрей Низовский - 500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО"
Отзывы читателей о книге "500 чудес света. Памятники всемирного наследия ЮНЕСКО", комментарии и мнения людей о произведении.