» » » Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен


Авторские права

Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен

Здесь можно купить и скачать "Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен
Рейтинг:
Название:
Образование. Историко-культурный феномен
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-359-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Образование. Историко-культурный феномен"

Описание и краткое содержание "Образование. Историко-культурный феномен" читать бесплатно онлайн.



Настоящий курс лекций вводит читателя в историческую, общекультурную, научную дискуссию об образовании в целом, о русской школе и путях ее развития.

Курс лекций предназначается для студентов высших учебных заведений (блоки гуманитарных, социально-экономических и общепедагогических дисциплин учебного плана), специалистов в сфере истории и философии образования, педагогов, а также широкого круга читателей, размышляющих о судьбах России, культуры и образования.






Три пары тектонических точек, от взаимодействия которых зависят погодные явления на земном шаре: Памиро-Гиндукушский высокогорный узел («Крыша мира») и остров Пасхи (аборигены называют его «Пуп Земли»); на экваторе располагается вторая пара узлов – острова Сан-Паулу и Новая Гвинея; третья пара противостоящих узлов находится вблизи полярных кругов – Берингов пролив (место «встречи» континентов и океанов) и остров Буве (Южная Атлантика).

Многолетние размышления о научной и практической педагогике, а особенно анализ диссертаций, монографий, учебных пособий, защищенных и опубликованных в последние годы, позволяют заметить высокую степень субъективизма, личных пристрастий, симпатий или антипатий, что приводит к довольно вольному обращению с содержанием и количеством таких важных категорий, как закономерности, принципы, и других педагогических понятий.

По нашему мнению, в деле образования каноническим подходом может и должна быть триединость. Работая со студентами, аспирантами и коллегами, мы пришли к выводу о самодостаточности триады для понимания истории образования, сегодняшнего его состояния и перспектив. В этом курсе лекций читатель познакомится с нашим представлением о трех уроках образования, о триаде «русской идеи», трех закономерностях, трех идеях, трех принципах, трех константах, трех ценностях русского образования, трех условиях развития образования в России.

Три урока российского образования

Один из постоянных вопросов человечества: что такое история? Обратимся к словарям.

Толковый словарь В. Даля. «История» – слово, принятое от древних почти во все европейские языки в значении того, что было или есть; бытописание, бытословие; описание происшествий, повесть о событиях, о быте и жизни народов.

СЭС (Советский энциклопедический словарь). История – от греческого – рассказ о прошедшем, об узнанном; процесс развития природы и общества; комплекс общественных наук, изучающий прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

ФЭС (Философский энциклопедический словарь). История – временная последовательность мировых событий, создающих определенную действительность, а также запись в форме обычного временно́го следования одного события за другим (т. е. в форме хроники).

И. Г. Гердер – крупнейший мыслитель Германии, оказавший влияние на деятелей славянского возрождения XIX в. и на славянофилов России, считал, что история общества, примыкая к истории природы, представляет собой естественный продукт человеческих способностей. Руководствуясь пониманием целостного, органического подхода к изучаемым явлениям, он создал удивительно гармоничную картину мироздания, на фоне всеобщей истории показал историю народов, особенности их интеллектуальной, бытовой, национальной жизни.

Для философско-эстетического мировоззрения Гердера характерны: понимание единства исторического процесса; пристальное внимание к особенностям отдельных наций; попытка определить их место и значение в развитии мировой культуры; сравнительный подход при рассмотрении исторического материала, относящегося к жизни отдельных народов; общая установка на единство чувственного и рационального в человеке; повышенное внимание к жизни души, ощущение ее таинственности и безграничности.

Один из основоположников славянофилов А. С. Хомяков предложил триаду изложения всемирной истории: первое – жизнь всех племен земного шара становится в надлежащее отношение; второе – славянскому племени возвращается подобающая ему часть; третье – вскрываются действия тех внутренних сил, которыми обусловливается ход исторического развития разных народов.

В основе философии истории Хомякова находятся две идеи: первая – движущим началом исторической жизни народов является вера; вторая – противоборство двух начал в истории человечества (свободы и необходимости, духовности и вещественности).

Итак, идеи Хомякова имеют философско-религиозный генезис. Вера, проявленная в энергии страсти конкретного народа, воодушевляла и направляла его на определенную деятельность. Излагая всемирную историю, Хомяков неоднократно проводит мысль о том, что мера просвещения, характер просвещения, источники просвещения определяются мерой, характером и источниками веры. Эта идея Хомякова чрезвычайно важна для нас, ибо она вкупе с другими идеями позволяет утверждать, что существует онтологическая связь истории, веры и образования.

История русского народа по своим масштабам, духовно-нравственному значению не может быть понята (да и не понимается) на уровне только рационалистического познания. Вот почему вопросы религиозного осмысления истории русского народа приобретают сегодня острую актуальность.

«Религиозный смысл русской истории выходит далеко за рамки национального значения», – пишет Высокопреосвященнейший Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский.

«На протяжении десяти веков соответствие внешней судьбы страны внутреннему состоянию народного духа заставляло русских людей с сугубым вниманием относиться к поучениям, предсказаниям и пророчествам об особой судьбе России, тщательно и благоговейно доискиваясь, в чем же неповторимый смысл русской истории, какое служение уготовил Господь для русского народа? Результаты этого кропотливого, осененного молитвами труда могут быть кратко изложены в виде нескольких положений, определяющих церковный взгляд на родную историю. Вот они:

1. Понимание русской судьбы – истории России с ее взлетами и падениями, благодатными прозрениями и соблазнами богоборчества – возможно лишь в рамках исторического осмысления извечной борьбы, ведущейся падшим духом против человеческого рода. Оторвать душу человека от спасительной церковной благодати, исказить евангельские истины, уничтожить Православную церковь и ее ограду – русскую государственность – эти богоборческие порывы сатаны были теми внутренними толчками, которые на поверхности русской жизни отражались войнами и смутами, революциями и «перестройками».

2. Русская история – лишь часть общей истории человечества, начавшейся с момента грехопадения первых людей и изгнания их из рая. Концом ее станет второе славное пришествие Христово с последующим Страшным Судом и преображением мира. Главное событие истории – воплощение Иисуса Христа, сына Божия, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася», основавшего на земле с целью усвоения людьми дарованного Им спасения «едину святую соборную и апостольскую Церковь».

3. Отношение людей и народов к дару спасения (принятие или отвержение) в конечном счете определяет судьбу как отдельного человека, так и целого народа. В своем отношении к Церкви, хранящей дар спасения, человек свободен. Свобода заключается в выборе между добром и злом, добродетелью и страстью, Законом Божиим и беззаконием, христианским долгом служения и своеволием, произволом. «Поток истории» есть лишь реализация этого религиозно-нравственного выбора в событиях и поступках.

4. Народы, как и люди, неповторимы. Дарование Божие каждому из них определяет его роль и место в истории человечества. Русскому народу определено Богом особое служение, составляющее смысл русской жизни во всех ее проявлениях. Это служение заключается в обязанности народа хранить в чистоте и неповерженности нравственное и догматическое вероучение, принесенное на землю Господом Иисусом Христом. Этим русский народ призван послужить и всем другим народам земли, давая им возможность вплоть до последних мгновений истории обратиться к спасительному, неискаженному христианскому вероучению.

5. Понятие «русский» в этом смысле не является исключительно этнической характеристикой. Соучастие в служении русского народа может принять каждый, признающий богоустановленность этого служения, отождествляющий себя с русским народом по духу, цели и смыслу существования, независимо от национального происхождения.

6. История русского народа есть история его призвания к этому служению, история осознания и добровольного вступления в служение, история борьбы народа с искушениями, соблазнами и гонениями, грозившими извратить идею служения или воспрепятствовать ему. Нашу историю можно разделить на три периода.

Первый этап – становление русского самосознания, охватывающий период со времени крещения Руси до эпохи Иоанна IV. В это время оформилась и закрепилась религиозная основа национального самосознания. Приняли окончательную форму понятия о смысле существования народа, его идеалах в жизни личной, семейной, общественной и государственной.

Второй этап – период борьбы русского самосознания с многочисленными богоборческими и материалистическими, антинациональными соблазнами. Его хронологическими рамками являются Смута XVII в., с одной стороны, а с другой – Революция 1917 г. и ее последствия. Временной точкой, завершающей этот этап русской жизни, можно (с известной долей условности) признать 1988 г. – дату тысячелетия Крещения Руси.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Образование. Историко-культурный феномен"

Книги похожие на "Образование. Историко-культурный феномен" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Белозерцев

Евгений Белозерцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен"

Отзывы читателей о книге "Образование. Историко-культурный феномен", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.