» » » Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен


Авторские права

Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен

Здесь можно купить и скачать "Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен
Рейтинг:
Название:
Образование. Историко-культурный феномен
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-359-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Образование. Историко-культурный феномен"

Описание и краткое содержание "Образование. Историко-культурный феномен" читать бесплатно онлайн.



Настоящий курс лекций вводит читателя в историческую, общекультурную, научную дискуссию об образовании в целом, о русской школе и путях ее развития.

Курс лекций предназначается для студентов высших учебных заведений (блоки гуманитарных, социально-экономических и общепедагогических дисциплин учебного плана), специалистов в сфере истории и философии образования, педагогов, а также широкого круга читателей, размышляющих о судьбах России, культуры и образования.






В русских православных монастырях послушники следовали правилам духовного совершенствования, поднимаясь по ступеням этой «лествицы». Пример их жизни был перед глазами простых русских людей не одно столетие. Идея духовно-нравственного совершенствования глубоко проникла в жизнь русского крестьянства и укоренилась в ней. Этот факт отмечен был славянофилами и такими художниками слова, как Гоголь, Толстой, Лесков, и религиозными философами XIX-ХХ вв. Е. Трубецким, Н. Лосским, Н. Бердяевым и др. Православное учение выковывало целостный характер народной морали.

Кратко остановимся на особенностях понимания христианской морали в различных вероисповеданиях (конфессиях). В католицизме источник поврежденности нравственности усматривается в теле. В протестантизме считается, что с грехопадения Адама и Евы «образ Божий» в человеке утерян. Православие не видит в теле источника нашей моральной слабости и отвергает мысль о потере человеком «образа Божия». Связь нравственного воспитания с физическим основана на восточно-христианском учении о теле как о храме, жилище духа. Тело подчинено духу – значит и физическое воспитание должно быть подчинено духовному. Именно в ходе духовно-нравственного восхождения человека обретается им качество «воздержания» в удовлетворении телесных потребностей.

Через непрерывный духовный труд, внутреннюю нравственную работу по «очищению сердца» и, как любил говорить преподобный Серафим Саровский (1759–1831), по «стяжанию святого Духа», – человек просветляется, просвещается и нравственно преображается. Восхождение по ступеням духовного совершенствования, как считают православные христиане, в конечном счете ведет к «обожению». Итак, суть системы христианской морали – в свободном следовании человеком евангельским заветом по пути, указанному Христом[67].

Ценностные ориентиры, или идеалы, человека можно, с известной долей условности, выстроить в три своеобразных ряда. В первый входят идеалы, связанные с личной жизнью: семья, дом, счастье, благополучие, карьера. Второй составляют идеалы общественные: нация, государство, определенный социальный строй. И, наконец, идеалы, которые принято называть высшими. Человеческое сознание связывает их происхождение с Божественной силой, что конкретизируется в ряд понятий нравственного характера, которые символизируют собой духовное совершенство каждого индивида, народа, человеческого общества в целом. Образно эти понятия можно назвать Добро, Красота, Любовь, установка на которые пронизывает собой всю многовековую историю отечественного любомудрия.

Значимость нравственных идеалов изучалась в разное время многими исследователями. В 1996 г. вышла в свет монография А. В. Кирьяковой «Теория ориентации личности в мире ценностей» (Оренбург, 1996). По мнению автора, «нравственный идеал выполняет роль высшей духовной ценности, следовательно, он выступает в роли объективного критерия оценки (входит компонентом оценочной деятельности в качестве сопоставления идеала и реальных людей, идеала и образа «Я»), обусловливает выбор партнера для общения, референтной группы, лидера, определяет цель саморазвития.

Отражение мира в науке всегда осуществляется в соответствии с исторически складывающимися идеалами и нормами исследовательской деятельности. Выделяются три основные группы идеалов: 1) идеалы объяснения и описания; 2) идеалы доказательности и обоснования знаний; 3) идеалы строения (организации) знаний. Эти идеалы меняются от эпохи к эпохе. Идеал изложения знаний как набора рецептов решения задач, принятый в математике Дальнего Востока, в греческой математике, был заменен идеалом организации знаний как дедуктивно развертываемой системы, в которой из исходных посылок – аксиом – выводятся следствия (воплощением и наиболее яркой реализацией этого идеала была первая теоретическая система в истории науки – евклидова геометрия). Такого рода идеалы близки к философским, вернее, к идеалам научной философии, опирающейся на данные частных наук. И все же они остаются в пределах частнонаучного знания, выступая идеалами тех или иных сфер научного познания – естественнонаучного, общественно-научного или гуманитарного. Что касается философии, то она включает в свою систему понятие «истина», равнозначное для всех сфер познавательной деятельности человека, в том числе для обыденного, повседневного познания. Разрабатывая понятие истины, философия тем самым обосновывает гносеологический идеал, в качестве которого и выступает истина. К истине как цели и стремится познание, прежде всего научное познание.

Аналогичным образом обстоит дело и с понятиями «добро», «справедливость», «красота», в соответствии с ними находятся нравственные, социальные, эстетические идеалы. Все они являются соответственно мировоззренческими идеалами. Они входят как ценность и в общественное сознание (философское и религиозное мировоззрение), и в групповое (натуралистическое), и в индивидуальное (повседневное, обыденное мировоззрение).

По-видимому, можно считать некоторые идеалы относительными в своей мировоззренческой значимости. Так, для индивидуального мировоззрения в качестве идеалов выступают идеалы семьи, супруга (или супруги), родителей, детей, трудовой деятельности, индивидуального образа жизни.

В идеалах синтезируются осмысленные личностью ведущие ценности прошлых поколений, ее оценка настоящего и представления о будущем. Особенностью идеалов является их большая индивидуализированность по сравнению с другими формами ценностей. Нравственные нормы, принципы личности представляют собой в той или иной степени усвоенные ею сформулированные общественные требования – в должной морали. Поэтому они по форме и содержанию «присваиваются» личностью уже готовыми. Идеалы же, особенно идеалы-цели, личность всегда «формулирует» сама, опираясь, конечно, на ценности системы общества. Исходя из этих общих положений, можно выделить основные функции и роль идеала в духовном мире личности.

Поскольку идеал есть представление о совершенном образце, о желаемом, то он теснейшим образом связан с целями, которые ставит человек перед собой. Идеал является тем ориентиром, который и определяет направленность целей. В этом смысле он представляет собой проекцию настоящего на будущее и, наоборот, перенос будущего в настоящее.

С другой стороны, идеал, как в той или иной степени сформированное личностью понятие совершенного, выступает в качестве критерия для оценки существующей действительности. И в данном случае он – проекция будущего на настоящее.

В идеале бытие «включается» освобожденным от своих негативных сторон, в нем воплощается стремление человека к преодолению противоречий между должным в его понимании и сущим, к гармонии внешнего мира и внутренних своих устремлений. Важной особенностью нравственного идеала является то, что он, будучи высшей по степени обобщенности ценностью, предопределяет выбор практически всех других ценностей личности. В этом смысле нравственный идеал определяет общую идейно-ценностную направленность сознания и поведения человека, как бы цементирует его целостность.

«Идеал» тесно связан с «идеальным». Идеальное неотрывно от целеполагания и деятельности, направленной на осуществление цели. Идеальное как форма человеческой деятельности и существует только в деятельности, а не в ее результатах, ибо деятельность и есть это постоянное, длящееся «отрицание» наличных, чувственно воспринимаемых форм вещей, их изменение, их «снятие» в новых формах, протекающее по всеобщим закономерностям, выраженным в идеальных формах. Когда предмет создан, потребность общества в нем удовлетворена, а деятельность угасла в ее продукте, – умерло и самое идеальное.

Идеал – идеальное – идея – это необходимые категории ориентации, в изучении проблем которой неизбежно встает вопрос о том, как происходит приобщение человека к идеальному, идеям, как, формируясь, ценностное отношение преобразуется в ориентир, ориентацию на привлекательную цель, идею, идеал. Как идеальное приобретает новую побудительную функцию?

Весь комплекс проблем этого сложного пути представлен в научном направлении, плодотворно разрабатываемом в исследованиях Т. К. Ахаян и ее научной школы. Исследование Т. К. Ахаян, посвященное процессу формирования убеждений школьников в общественно-трудовой деятельности, предлагает концептуальный подход к изучению проблемы присвоения личностью знаний, синтезированных в мировоззренческой идее. В адекватной идее деятельности прослеживаются этапы функционального обогащения знаний, приобретения знаниями побуждающей силы мотива, возникновения на основе знаний нравственных убеждений.

Разработка этой концепции подводит к чрезвычайно важному выводу о том, что при всей непохожести и оригинальности подходов к способам организации различных видов деятельности есть главное условие – деятельность должна выступать как явление, значимое для ее субъектов. А предметом заботы воспитателя является актуализация мотивов и обогащение смыслообразующих мотивов деятельности.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Образование. Историко-культурный феномен"

Книги похожие на "Образование. Историко-культурный феномен" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Белозерцев

Евгений Белозерцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен"

Отзывы читателей о книге "Образование. Историко-культурный феномен", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.