» » » Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен


Авторские права

Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен

Здесь можно купить и скачать "Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Воспитание детей, педагогика, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2004. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен
Рейтинг:
Название:
Образование. Историко-культурный феномен
Издательство:
неизвестно
Год:
2004
ISBN:
5-94201-359-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Образование. Историко-культурный феномен"

Описание и краткое содержание "Образование. Историко-культурный феномен" читать бесплатно онлайн.



Настоящий курс лекций вводит читателя в историческую, общекультурную, научную дискуссию об образовании в целом, о русской школе и путях ее развития.

Курс лекций предназначается для студентов высших учебных заведений (блоки гуманитарных, социально-экономических и общепедагогических дисциплин учебного плана), специалистов в сфере истории и философии образования, педагогов, а также широкого круга читателей, размышляющих о судьбах России, культуры и образования.






Отсюда постоянство темы идеала в трудах отечественных любомудров, стремление к правде, свободе, красоте, что принимало религиозно-мифологическую окраску, когда желание построения рая на земле оказывалось важнее повседневной (и часто трудной) жизнедеятельности.

Многие современные авторы справедливо отмечают, что идея построения коммунизма в России имела скорее мифологическую направленность, рождающуюся из понимания особой исторической миссии России и из представлений о возможностях устроения рая на земле.

Давно замечено, что в отличие от мыслителей Запада (которые усердно размышляли о правах и обязанностях граждан своих стран) в трудах российских любомудров преобладала тема нравственного идеала. Отношения в российском обществе преимущественно строились не столько на правовых (внешних) обстоятельствах, сколько на нравственных, духовных (внутренне присущих человеку) основаниях.

Вот почему в России всегда уделялось огромное внимание идее любви. Любовь к Богу, любовь к старшим, любовь к людям, любовь к Отечеству – вот что проповедовалось в повседневной жизни.

Однако надо признать, что тема идеала, являясь сильнейшим свойством русского народа, оставалась как бы до конца не осознанной и не востребованной. Русские мыслители XIX в., размышляя о судьбе и призвании России, постоянно указывали, что эта потенциальность, невыраженность, неактуализированность сил русского народа и есть залог его великого будущего.

Что такое идеал и другие слова, от него происходящие? Вот как объясняет их В. И. Даль:

«Идеал, мысленный образец совершенства чего-либо, в каком-либо роде; первообраз, прообраз, началообраз; представитель; образец-мечта.

Идеаловый, к идеалу относящийся.

Идеальный, воображаемый, думный, мысленный; первообразный, прообразный или началообразный.

Идеальность противоположна реальности, мыслимый первообраз насущному.

Идеалист, тип, умствователь, кто увлекается несбыточными на деле выдумками; мечтатель, мнитель.

Идея, понятие о вещи; умопонятие, представление, воображение предмета; умственное изображение.

Идеализм, философия, основанная не на явлениях вещественного мира, а духовного или умственного.

Идеология, мыслесловие, часть метафизики или психологии, рассуждающая о мышлении и мысли».

Философский энциклопедический словарь (М., 1997) дает свое толкование идеала, идеализма, идеальности: «Идеал – образец, прообраз, понятие совершенства, высшая цель стремлений; идеализировать – значит мысленно освобождать несовершенную действительность от ее несовершенства, уподоблять ее идеалу, формировать нечто сообразно идее, как это делают поэты и художники. Идеалы, живые и действенные высокие представления и цели, могут приобретать большую практическую силу; по Канту, они дают необходимую образцовую правильную меру разуму, который нуждается в понятии того, что в своем роде является полностью совершенным, чтобы согласно этому оценивать и измерять степень и недостаток совершенства. „Мы знаем, что идеалы не могут существовать в действительном мире; мы лишь утверждаем, что по ним должно судить о действительности и последняя изменяется теми, которые чувствуют в себе силы для этого“ (Фихте). Идеальный – образцовый, совершенный, соответствующий идеалу или стремящийся к нему; а также идеальный, существующий лишь как идея, не реальный, не действительный, идеальное бытие.

Идеализм – в широком смысле слова всякое мировоззрение или образ жизни, определяемые подлинными идеалами и их практическими следствиями, особенно в виде неэгоистических, самоотверженных поступков (практический идеал); противоположность – материализм. В метафизическом смысле идеализм – это воззрение, определяющее объективно действительное как идею, дух, разум, рассматривающее даже материю как форму проявления духа, причем склоняющееся больше или на сторону идеи – объективный идеализм (Платон, Шеллинг, Гегель), или на сторону разума – субъективный идеализм (Декарт, Мальбранш, Фихте). В теоретико-познавательном смысле идеализм – это точка зрения, рассматривающая вещи как комплексы представлений, признающая бытие лишь как осознанное бытие (сознание), которое тождественно процессу восприятия (Лейбниц, Беркли, Шопенгауэр); противоположность – реализм. „Магическим идеализмом“ называют картину мира: 1) романтизма, 2) первобытного человека, поскольку идея, представление мыслятся как чудодейственный фактор.

Идеальность – бытие как голая идея или представление, в противоположность реальности – бытию в объективной действительности».

Митрополит Иоанн связывает идеалы с историей нашего государства и традиционной культурой народа. Не разобравшись в том, каково действительное, непридуманное содержание тысячелетней русской истории, в том, чем была Русь в собственных глазах и пред «образом Божиим», – не устраним и нынешний пагубный разброд в среде русских патриотов.

Святоотеческая и религиозно-философская литература довольно подробно освещает проблему духовно-нравственного восхождения человека. В религиозной жизни ступени духовно-нравственного восхождения в христианской литературе часто обозначают словом «лествица». Классическим выразителем этого христианского образа-символа являлся средневековый богослов, византийский подвижник Иоанн Лествичник (ум. в 536 г.). Он развил и обосновал идею поэтапного духовного развития и нравственного совершенствования воспитания, прежде всего монаха-аскета. По его мнению, в целях духовного восхождения человеку необходимо сконцентрировать свою волю на любви к Богу, выбрать самому себе духовного отца-наставника, научиться «со смирением» овладеть техникой управления своими страстями. Главным условием такого восхождения, образования и нравственного совершенствования является внутреннее желание, мотивы, направленные по пути духовного совершенствования, «обожения». Иоанн Лествичник называет уже ставшие к времени его жизни традиционные средства этого восхождения – молитва и покаяние, которые очищают душу, просветляют и просвещают изнутри. Это святоотеческая «азбука» духовного восхождения.

На русской почве эта идея была осмыслена и развита преподобным Нилом Сорским (XV в.), учение которого вобрали и растворили в своих религиозно-философских построениях А. С. Хомяков, В. В. Зеньковский, С. Л. Франк, П. А. Флоренский, Г. В. Флоровский и др. Составленный Нилом Сорским «Устав о скитской жизни» дает нам полное представление о «лествице» духовного восхождения русских монахов, в главных чертах дошедшей до XX в. Основным методом духовно-нравственного воспитания он считал многократную молитву, соединяющую монаха-послушника с источником нравственного просвещения – богом. Молитва необходима, чтобы «блюсти сердце», и тот, кто овладел этим умением, взошел, по словам Нила Сорского, на первую ступень «лествицы» духовного совершенствования.

Вторая ступень восхождения – овладение умением управлять («умертвлять») своими страстями и заключается в многократных упражнениях, в духовной работе по очищению и возвышению души к источнику истины и любви – Богу. В основной перечень упражнений им включалось: чтение духовных книг, рукоделие, пение псалмов, служение (занятия из послушания), всенощное стояние и т. д.

Третья ступень – овладение искусством «ум блюсти в сердце», что достигалось средствами непрерывной безмолвной молитвы, рассматриваемой как «умное делание» (исихия). Послушник должен был уметь соединить умственную образованность с духовно-нравственной воспитанностью («собрать ум в сердце»). Эта третья ступень Нилом Сорским называлась «высшим чином делания духовного». Далее – на вершине «лествицы» – достижение благодати Святого Духа, того совершенного состояния, которое достигали лишь величайшие христианские подвижники. Это – «горняя» высота духовного восхождения по христианским воззрениям.

На каждой ступени духовного восхождения воспитанник должен вести борьбу с главными страстными помыслами. Средства этой борьбы различаются по мере и степени нравственного совершенства. Нил Сорский называет восемь «страстных помыслов»: 1) чревообъединение; 2) блуд; 3) сребролюбие; 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние; 7) тщеславие; 8) гордость. Лишь преодоление их позволяет идти по пути духовного совершенствования. Первые две страсти – телесные, последующие – душевные. Для телесных страстей Нилом Сорским предлагался контроль за мерой пищи, временем пищи, соблюдение постов, подчинение тела духу. Для искоренения душевных страстей предлагалось оживить в себе «образ Божий» и собственное обещание пребывать в целомудрии и чистоте, размышлять о себе самом, о том образе и звании, в каком находишься, призывать в молитвах на помощь тех знаменитых святых и подвижников, которые поднялись на вершину духовной «лествицы», не желать никаких стяжений (вещей, богатств и пр.), не гневаться и не творить зла ближнему, изгонять из сердца скорбь молитвой, чтением, общением и беседами с людьми духовной жизни; самый серьезный духовный акт подвижника – преодоление уныния. В традициях святоотеческого предания Нил Сорский учил, что благодушное перенесение скорбей возводит к высшему совершенству, что постоянные аскетические упражнения снимают негативные воздействия на душу лести, похвалы, чествования и пр., учат ставить себя ниже всех, любить молчание, не выставлять себя, быть в трудах, бороться с собственным высокосердием, кичливостью и т. п.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Образование. Историко-культурный феномен"

Книги похожие на "Образование. Историко-культурный феномен" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Евгений Белозерцев

Евгений Белозерцев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Евгений Белозерцев - Образование. Историко-культурный феномен"

Отзывы читателей о книге "Образование. Историко-культурный феномен", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.