Елена Терехова - Правовые основы бухгалтерского учета и аудита в РФ

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Правовые основы бухгалтерского учета и аудита в РФ"
Описание и краткое содержание "Правовые основы бухгалтерского учета и аудита в РФ" читать бесплатно онлайн.
Изложены все темы курса «Правовые основы бухгалтерского учета и аудита в Российской Федерации»: предмет, методология, нормативные акты, регулирующие отношения в этой области, а также правовые основы налогового и бюджетного учета, аудита. Пособие соответствует государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования Российской Федерации и содержит основные вопросы, которые включаются в билеты для экзаменов, зачетов, семинаров.
Для студентов, аспирантов и преподавателей юридических и экономических вузов.
Бухгалтерская отчетность – единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам.
Общие правила ее формирования содержатся в главе 3 Закона о бухгалтерском учете (ст. 13 «Состав бухгалтерской отчетности», ст. 14 «Отчетный год», ст. 15 «Адреса и сроки представления бухгалтерской отчетности») и в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (раздел 3)[30]. Более детально отношения по формированию и представлению бухгалтерской отчетности урегулированы Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)[31].
Отчетность (в совокупности с балансом) представляет собой систему показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансово-хозяйственную деятельность организации за определенный период и на отчетную дату. Эти показатели используются для анализа финансового состояния организации, подготовки, а также обоснования и принятия соответствующих управленческих решений и для оценки положения организации на рынке. Бухгалтерская отчетность состоит из соответствующих форм и документов, перечень которых представлен, в частности, в ст. 13 Закона о бухгалтерском учете.
Так, бухгалтерская отчетность состоит из следующих форм:
♦ Бухгалтерский баланс (форма № 1);
♦ Отчет о прибылях и убытках (форма № 2);
♦ Приложения к формам № 1 и № 2: Отчет об изменении капитала (форма № 3); Отчет о движении денежных средств (форма № 4);
♦ приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);
♦ Отчет о целевом использовании полученных средств.
Кроме того, в состав бухгалтерской отчетности входят:
♦ пояснительная записка;
♦ аудиторское заключение (для организаций, подлежащих обязательному аудиту);
♦ сопроводительное письмо бухгалтерской отчетности.
Бухгалтерский баланс (параграф 2.9) должен характеризовать финансовое положение организации по состоянию на отчетную дату.
Отчет о прибылях и убытках должен характеризовать финансовые результаты деятельности организации за отчетный период (параграф 2.8).
В отчете о прибылях и убытках доходы и расходы должны показываться с подразделением на обычные и чрезвычайные. Он должен содержать следующие данные:
1) выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг за вычетом НДС, акцизов и т. п., налогов и обязательных платежей (нетто-выручка);
2) себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг (кроме коммерческих и управленческих расходов);
3) валовая прибыль:
♦ коммерческие расходы,
♦ управленческие расходы;
4) прибыль/убыток от продаж;
♦ проценты к получению,
♦ проценты к уплате,
♦ доходы от участия в других организациях,
♦ прочие операционные доходы,
♦ прочие операционные расходы,
♦ внереализационные доходы,
♦ внереализационные расходы;
5) прибыль/убыток до налогообложения: налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи;
6) прибыль/убыток от обычной деятельности;
♦ чрезвычайные доходы,
♦ чрезвычайные расходы;
7) чистая прибыль (нераспределенная прибыль, непокрытый убыток).
Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать сведения, относящиеся к учетной политике организации, и обеспечивать пользователей дополнительными сведениями для реальной оценки ее финансового положения и его изменений, а также финансовых результатов ее деятельности.
В бухгалтерской отчетности должны быть раскрыты данные о движении денежных средств в отчетном периоде, характеризующие наличие, поступление и расходование денежных средств в организации.
Отчет о движении денежных средств должен содержать показатели, перечисленные ниже.
1. Остаток денежных средств на начало отчетного периода.
2. Поступило денежных средств – всего, в том числе:
♦ от продажи продукции, товаров, работ и услуг;
♦ продажи основных средств и иного имущества;
♦ авансы, полученные от покупателей (заказчиков);
♦ бюджетные ассигнования и иное целевое финансирование;
♦ кредиты и займы, полученные дивиденды, проценты по финансовым вложениям;
♦ прочие поступления.
3. Направлено денежных средств – всего, в том числе:
♦ на оплату товаров, работ, услуг;
♦ оплату труда;
♦ отчисления в государственные внебюджетные фонды;
♦ выдачу авансов;
♦ финансовые вложения;
♦ выплату дивидендов, процентов по ценным бумагам;
♦ расчеты с бюджетом;
♦ оплату процентов по полученным кредитам, займам;
♦ прочие выплаты, перечисления.
4. Остаток денежных средств на конец отчетного периода.
Отчет об изменениях капитала должен содержать следующие показатели, перечисленные ниже:
1. Величина капитала на начало отчетного периода.
2. Увеличение капитала – всего, в том числе:
♦ за счет дополнительного выпуска акций;
♦ переоценки имущества;
♦ прироста имущества;
♦ реорганизации юридического лица (слияние, присоединение);
♦ доходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно на увеличение капитала.
3. Уменьшение капитала – всего, в том числе:
♦ за счет уменьшения номинала акций;
♦ уменьшения количества акций;
♦ реорганизации юридического лица (разделение, выделение);
♦ расходов, которые в соответствии с правилами бухгалтерского учета и отчетности относятся непосредственно в уменьшение капитала.
4. Величина капитала на конец отчетного периода.
Итак, бухгалтерская отчетность призвана давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации и его изменении, а также финансовых результатах ее деятельности. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
При составлении бухгалтерской отчетности за отчетный год отчетным годом является календарный год с 1 января по 31 декабря включительно.
По каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности, кроме отчета, составляемого за первый отчетный период, должны быть приведены данные минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному.
Первым отчетным годом для вновь созданных организаций считается период с даты их государственной регистрации по 31 декабря соответствующего года, а для организаций, созданных после 1 октября, – по 31 декабря следующего года.
Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте Российской Федерации и подписана руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером) организации.
Таким образом, рассмотрев все элементы методологии бухгалтерского учета, мы можем сделать вывод, что задокументированные, оцененные и структурированные по соответствующим счетам аналитического и синтетического учета, а также скалькулированные надлежащим образом, в совокупности хозяйственные операции за определенный временной промежуток трансформируются в отчетность организации. Эта отчетность дает объективную картину деятельности экономического субъекта.
Очевидно, что все элементы метода бухгалтерского учета находятся во взаимозависимости и взаимосвязи и в целом их воздействие на предмет бухгалтерского учета (имущество, обязательства и хозяйственные операции) организации приводит к полному и всестороннему отражению как одной отдельно взятой хозяйственной операции, так и их совокупности.
Только надлежащее и качественное применение всех методов бухгалтерского учета приводит к достоверному отражению объектов учета, информация о которых является отправной точкой осуществления финансовой деятельности как отдельно взятой организацией, так и их совокупностью в масштабе государства. Результатом этого процесса является производство национального дохода страны, т. е. финансов государства, перераспределяемого в ходе его финансовой деятельности.
Все эти сложнейшие процессы должны быть надлежащим образом тщательно урегулированы на законодательном, подзаконном и методическом уровнях. При этом императивные нормы права следует гибко сочетать с диспозитивными – для достижения, с одной стороны, единообразия применения методологии бухгалтерского учета, а с другой – для предоставления необходимой меры самостоятельности организациям, осуществляющим самые разнообразные виды экономической деятельности.
Этой цели призвана служить учетная система как совокупность нормативных актов, устанавливающих общие правила ведения бухгалтерского учета.
Вопросы и задания для самоконтроля
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Правовые основы бухгалтерского учета и аудита в РФ"
Книги похожие на "Правовые основы бухгалтерского учета и аудита в РФ" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Елена Терехова - Правовые основы бухгалтерского учета и аудита в РФ"
Отзывы читателей о книге "Правовые основы бухгалтерского учета и аудита в РФ", комментарии и мнения людей о произведении.