Екатерина Пустынникова - Основы менеджмента
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Основы менеджмента"
Описание и краткое содержание "Основы менеджмента" читать бесплатно онлайн.
Рассматриваются базовые концепции менеджмента. Основное внимание уделено таким вопросам, как выработка целей и стратегии в менеджменте, процесс принятия и реализации управленческих решений, формирование коммуникаций в системе управления, построение организационных структур. Важное место в работе занимают проблемы управления персоналом, а именно, разработка и проведение кадровой политики в фирме, оплата и стимулирование труда, групповое управление, социально-психологические аспекты управления.
Для студентов, обучающихся по специальности «Управление персоналом».
Е. В. Пустынникова
Основы менеджмента
Введение
В современных условиях интенсивного экономического и технологического развития, в условиях глобализации и интеграционных процессов необходимо уделять особое внимание управлению бизнесом. Неэффективные управленческие решения причиняют бизнесу непоправимый ущерб.
В культуре развитых капиталистических стран с понятием «бизнес» соседствует понятие «менеджмент». Бизнес – это коммерческая или предпринимательская деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Управление бизнесом (business management) – это управление коммерческими, хозяйственными организациями. Наряду с этим практически как синоним применяется термин «business administration», который можно перевести как деловое администрирование. Термин «менеджмент» применим к любым типам организаций, но, если речь идет о государственных органах любого уровня, более правильно использовать термин «public administration» – государственное управление.
Управление организациями – это адаптация, приспособление их к меняющимся условиям рынка. Таков краеугольный камень современной методологии менеджмента. Ничто в управлении не происходит немотивированно, все имеет свою причину, все определяется сложнейшим влиянием многих переменных внешней и внутренней среды организации.
Проблемы менеджмента все более усложняются в процессе интеграции и глобализации экономики, их решение ориентировано на наивысшую эффективность производства или услуг. Причем эффективность менеджмента в одинаковой мере волнует руководителей как малых, так и средних и крупных предприятий, проблемы которых во многом похожи: это выбор правильной стратегии, построение эффективной структуры организации, подбор и подготовка персонала, мотивация его работы.
В настоящее время принято считать, что потенциал знаний – один из источников конкурентоспособности предприятия. Причем управление знаниями по сути является интегрирующим элементом менеджмента, пронизывающим все другие его элементы, запускающим и поддерживающим постоянный процесс изменений и преобразований. Таким образом, управление знаниями становится связующим процессом, посредством которого предприятие извлекает прибыль, опираясь на системное, всестороннее использование интеллектуального капитала.
В настоящем учебном пособии основное внимание уделено таким вопросам, как выработка целей и стратегии в менеджменте, процесс принятия и реализации управленческих решений, формирование коммуникаций в системе управления, планирование, построение организационных структур, осуществление мотивации, контроля, руководства, управление рисками, проведение антикризисного управления. Рассмотрены также вопросы управления персоналом, а именно разработка и проведение кадровой политики в фирме, оплата и стимулирование труда, групповое управление, социально-психологические аспекты управления. Представленные тестовые задания позволяют на примерах увидеть, как на практике можно применить изложенный материал.
Глава 1. История менеджмента
1.1. Управление организацией и исторические тенденции его развития
Практика управления организацией столь же стара, как и сами организации, а это означает, что она действительно очень древняя. На глиняных табличках, датированных третьим тысячелетием до нашей эры, записаны сведения о коммерческих сделках и законах в древней Шумерии, по археологическим раскопкам можно проследить и более древние доказательства существования организаций: даже доисторические люди часто жили организованными группами.
С развитием общества управление некоторыми организациями становилось все более четким и сложным, а сами организации – более сильными и устойчивыми, как, например, армия, которая завоевывала и подчиняла территории и государства, собирала налоги и подавляла восстания.
Сравнение старой и современной организации[1]Таблица 1.1
Характер и структура управления в прежние времена отличались от сегодняшних (табл. 1.1). Например, пропорция между численностью руководителей и неруководителей была гораздо меньшей; было меньше руководителей среднего звена. Часто руководство осуществлялось одним человеком, поэтому успех организации напрямую зависел от него.
1.2. Условия и факторы возникновения и развития менеджмента
В 1911 г. Фредерик У. Тейлор впервые опубликовал книгу об управлении под названием «Принципы научного управления», что послужило началом научного исследования. Концепция систематизированного управления организацией развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины XIX в. до 20-х гг. XX в. Считается, что именно Северная Америка оказалась родиной современного управления организацией. Этому послужило следующее: железнодорожное сообщение способствовало более динамичным деловым отношениям; невмешательство государства позволяло предпринимателям добиваться успеха в самом начале развития своего бизнеса, становиться монополистами; имелся большой рынок рабочей силы; поддерживалось образование.
Появление и оформление управления как науки, как области научных исследований частично было ответом на потребности большого бизнеса, попыткой воспользоваться преимуществами техники, а также открыть самые эффективные способы выполнения работы.
В развитии управления как научной дисциплины выделяется несколько подходов, таких как: школы в управлении (1885–1950), подход научного управления (1885–1920), административный подход (1920–1950), подход с точки зрения человеческих отношений (1930–1950), поход с точки зрения науки о поведении (с 1940 г. – по настоящее время), поход с точки зрения количественных методов (с 1950 г.), подход к управлению как процессу (с 1885 г.), системный подход (с 1950 г.) и ситуационный подход (с 1960 г. – по настоящее время), которые, как видно, совпадают. Основные объекты управления – это техника и люди. Теория управления имеет тесную связь с другими науками, такими как математика, инженерные науки, психология, социология. Исследования в области управления помогают специалистам находить новые подходы к управлению. Рассмотрим подробнее некоторые из них, наиболее распространенные в настоящее время.
Процессный подход
Эта концепция, означающая крупный поворот в управленческой мысли, широко применяется и в настоящее время. Процессный подход был впервые предложен приверженцами школы административного управления, которые пытались описать функции менеджера и были склонны рассматривать такие функции как независимые друг от друга. Процессный подход рассматривает функции управления как взаимосвязанные, как процесс, работу по достижению целей с помощью других целей. Это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий, каждое из которых само по себе является процессом, очень важным для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления – общая сумма всех функций.
Анри Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, управлять – означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать.
Обзор современной литературы позволяет выявить следующие функции:
• планирование;
• организация;
• распорядительство (или командование);
• мотивация;
• руководство;
• координация;
• контроль;
• коммуникация;
• исследование;
• оценка;
• принятие решений;
• подбор персонала;
• представительство, переговоры, заключение сделок и т. д.
Системный и ситуационный подходы к управлению развивались в 1970-е гг. и рассматриваются как интегративные перспективы, дополняющие существующие школы управленческой мысли.
Системный подход
Системный подход, применяемый в биологии, психологии, социологии и информационной теории, рассматривает организацию как интегрированную систему.
Первым крупным специалистом в области системного подхода был Честер И. Барнард (1886–1961), который был также тесно связан с поведенческой школой управления. Барнард стал известен с 1938 г. после опубликования книги «Функции руководителя», в которой представлен его подход к социологическим концепциям управления и предложен сравнительный анализ организационных структур. Его основная предпосылка состояла в том, что организация – это система сознательно скоординированных действий, в которой руководитель является самым важным стратегическим фактором. Особое внимание он уделял изучению окружающей среды управления. По Барнарду, руководитель может достигнуть превосходных результатов в своей работе, только если:
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Основы менеджмента"
Книги похожие на "Основы менеджмента" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Екатерина Пустынникова - Основы менеджмента"
Отзывы читателей о книге "Основы менеджмента", комментарии и мнения людей о произведении.