» » » » Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи


Авторские права

Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи

Здесь можно купить и скачать "Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «ЦГИ»2598f116-7d73-11e5-a499-0025905a088e, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи
Рейтинг:
Название:
Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-98712-175-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"

Описание и краткое содержание "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи" читать бесплатно онлайн.



В том вошли фундаментальные монографии и небольшие работы, значимость которых в научном наследии Э. С. Маркаряна весьма высока. Именно в этих работах были заложены основы отечественной культурологии как самостоятельной интегративной дисциплины, обладающей особым статусом в структуре гуманитарных наук. В работах ученого был выявлен и проанализирован не только теоретический, но и практический потенциал интегральных знаний об обществе и мире культуры, намечены перспективы перехода от технократически ориентированного типа развития человечества к гуманистически направленному типу, нацеленному на его самосохранение.






Следует иметь в виду, продолжает он, что не всякий вид идей и ценностей может служить основой различения культур. К таковым относятся преимущественно такие идеи и ценности, которые находят свое выражение во многих сферах человеческого поведения и различных элементах культуры. К ним прежде всего относятся чувства и представления о человеке и взаимоотношениях между людьми, о природе и сверхъестественном, о пространстве, времени и причинности, общие принципы поведения и морали, общие эстетические принципы и т. д.[83]

Все это Бэгби называет основными или же фундаментальными идеями и ценностями культуры[84].

Заключая свою мысль, он пишет: «Мы можем сказать, что они выражают общие аспекты поведения, элементы или качества, которые являются общими для большинства специфических действий. Общий комплекс или конфигурация основных идей и ценностей культуры является ее стилем; другим термином для их обозначения (за последние годы) служит греческое слово “этос”»[85].

Такова в целом точка зрения Бэгби о локальных культурах. Перейдем теперь к ее оценке.

Глава вторая

Виды исторического обобщения и исходная классификация историко-типологических понятий

1. Проблема обобщения в свете основной целевой установки исторической науки

Сама по себе правомерность использования понятия локальной культуры в историческом исследовании вряд ли может вызвать сомнение. Поскольку существуют локальные культурно-исторические системы, то вполне понятно, что они должны найти свое понятийное выражение. Весь вопрос состоит в том, как строить и как использовать данное понятие.

Определение научного понятия с методологической точки зрения предполагает прежде всего установление его основных познавательных функций в общей системе других используемых в исследовании понятий. Но эта задача может быть выполнена лишь в том случае, если будет ясна логическая структура определяемого понятия. В связи с этим, как нам кажется, основным недостатком вышеприведенной точки зрения Бэгби о понятии локальной культуры следует считать то, что он не справился с задачей установления познавательных функций данного понятия. Несмотря на целый ряд высказанных Бэгби интересных мыслей о понятии локальной культуры, он не сумел достаточно четко и полно выяснить соотношение этого понятия с другими используемыми в культурно-историческом исследовании понятиями. Без выполнения же этой задачи внутренняя природа данного понятия не может быть по-настоящему осмыслена.

Бэгби сопоставляет понятие «локальная культура» лишь с общесоциологическим понятием «культура». Но этого еще совершенно не достаточно для установления логической структуры и познавательных функций понятия «локальная культура». Попытаемся показать это.

Как нам представляется, термин «локальная культура» (цивилизация) должен служить для краткого обозначения соответствующих ограниченных в пространстве и во времени культурно-исторических систем, сложившихся в результате территориальной, экономической, духовной и пр. общности и обладающих традиционно-устойчивыми стилевыми особенностями. Именно в этом смысле можно говорить, например, о культуре австралийских аборигенов и эскимосов, о древнегреческой, китайской, арабской, западноевропейской и т. д. цивилизациях. Что касается целесообразности употребления именно данного термина, то мы ее усматриваем прежде всего в том, что он достаточно широк для обозначения всех известных проявлений исторически сложившихся местных систем культуры, будь то племенная, национальная, межнациональная и т. д. культуры.

Понятие «локальная культура» следует отнести к разряду «собственно исторических» понятий, благодаря которым исторические процессы и явления выделяются в некотором ограниченном, пространственно-временном континууме, в их конкретной данности и индивидуально своеобразном контексте проявления. При этом очень важно учесть то обстоятельство, что хотя понятие локальной культуры и фиксирует внимание исследователя на конкретно данных культурно-исторических комплексах, оно, как научное понятие, выполняющее свою основную познавательную функцию, призвано выразить эти комплексы не целиком, а лишь отдельные их стороны.

Понятие локальной культуры, как и любое другое понятие, в зависимости от конкретных задач исследования может строиться на самых различных уровнях абстракции (например, понятие древнегреческой культуры, понятие античной культуры в целом, понятие эллинистической культуры). Но во всех случаях его логическая природа остается той же самой, а осуществляемое с его помощью обобщение, благодаря которому исследуемые объекты сводятся к определенному единству, всегда будет относиться к явлениям, включенным в рамки уже установленного пространственно-временного континуума. Это всецело относится и к тем, указанным Бэгби на примере культуры эскимосов случаям, когда локальная культура выражает не одну, а две или больше пространственно и временно удаленные друг от друга общественно-исторические группы. При этом важно не то, насколько эти группы удалены друг от друга, а то, что они и присущие им в той или иной степени идентичные системы культуры берутся в определенных ограниченных пространственно-временных рамках.

В данном случае мы сталкиваемся с особым видом обобщающей деятельности мысли, который особенно характерен для исторического познания. Учет его имеет принципиально важное значение для понимания логического своеобразия собственно исторической науки и ее отличия от наук теоретических. Различие между ними состоит вовсе не в том, что теоретические науки являются обобщающими, а историческое знание представляет собой пример необобщающей науки, направленной на индивидуализацию объектов исследования, как это ошибочно полагали, в частности, Виндельбанд и Риккерт.

Познавательная деятельность истории как науки также осуществляется при помощи обобщения, но для выполнения своих специфических исследовательских функций она не может быть ограничена рамками лишь того типа обобщения, который является господствующим в науках теоретических. Если теоретические науки свою обобщающую функцию осуществляют путем отвлечения от индивидуальных признаков исследуемых объектов и рассматривают эти объекты лишь в виде совершенно идентичных экземпляров, подводимых под то или иное родовое понятие, то познавательная деятельность собственно исторической науки в силу специфики тех определяющих целевых установок, которые выделяют ее как особую науку[86], естественно, не может быть ограничена лишь данным типом обобщения. Ведь задача собственно исторического исследования, безотносительно к той конкретной сфере, на которую направлен процесс познания, состоит в воспроизведении, реконструкции изучаемых объектов в их конкретно данном своеобразии и индивидуальности. Логическая структура собственно исторического исследования тем и отличается от логической структуры исследования теоретического, что если последнее нацелено на изучение действительности под углом зрения лишь общих признаков и закономерностей различных ее выделяемых сфер, то первое призвано воспроизводить свои объекты в их конкретно данной сложности и полноте. В частности, именно в различии этих определяющих познавательных задач следует прежде всего видеть основной водораздел между социологией как теоретической дисциплиной и историей[87].

Задача воспроизведения индивидуального своеобразия объектов исторического исследования делает необходимым использование особого рода «собственно исторических» понятий, к числу которых и принадлежит интересующее нас в данном случае понятие «локальная культура». И именно этой «собственно исторической» логической природой данного понятия определяется его роль в общем процессе исследования истории культуры. Основная функция, выполняемая понятием «локальная культура», состоит в обобщенном мысленном воспроизведении своеобразия исторической жизни различных народов (или групп народов), специфики их культурных традиций, устоявшихся форм общежития и т. д.

При этом очень важно помнить, что понятие «локальная культура», акцентируя внимание исследователя на своеобразии культурно-исторической практики различных народов, закономерным образом оставляет вне поля зрения присущие этой практике общие черты. Данные черты не могут быть вскрыты без введения иного (по своей логической структуре и познавательным функциям) рода понятий, направленных уже не на воспроизведение индивидуального своеобразия исследуемых объектов, а на выявление их содержательной общности.

Понятия этого рода были нами не совсем точно названы «типологическими»[88]. В настоящее время нам представляется более удобным назвать их общими историко-типологическими понятиями.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"

Книги похожие на "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Эдуард Маркарян

Эдуард Маркарян - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Эдуард Маркарян - Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи"

Отзывы читателей о книге "Избранное. Наука о культуре и императивы эпохи", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.