» » » » Коллектив авторов - Что нужно знать о Северном Кавказе


Авторские права

Коллектив авторов - Что нужно знать о Северном Кавказе

Здесь можно купить и скачать " Коллектив авторов - Что нужно знать о Северном Кавказе" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Культурология, издательство Литагент «Пробел-2000»2cfcdc25-6757-11e5-b6ff-002590591ed2, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
 Коллектив авторов - Что нужно знать о Северном Кавказе
Рейтинг:
Название:
Что нужно знать о Северном Кавказе
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-98604-052-X
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Что нужно знать о Северном Кавказе"

Описание и краткое содержание "Что нужно знать о Северном Кавказе" читать бесплатно онлайн.



О Северном Кавказе как в отечественных, так и в мировых СМИ, публицистической и научной литературе уже воздвигнут целый Монблан сведений. Но именно сведений. На самом же деле о регионе, его истории, национальных традициях, менталитете северо-кавказских народов мы знаем ничтожно мало. Особой «терра инкогнито» он остается для Запада, хотя Северный Кавказ постоянно присутствует в его политической жизни.

В какой-то мере этот пробел решили восполнить авторы предлагаемого издания. Значительное внимание они уделяют этноэтикету.

Авторы сознательно ушли от анализа социально-экономических и политических процессов. Это – тема особого разговора.






Наибольших успехов добились Маслама, сын халифа Абд ал-Малика (из династии Омейядов (661–750), прав, в 685–714 гг), и халиф Мерван (Марван, жил в 688750 гг, прав. с 745 г.). Маслама завоевал в 707–708 гг. Юждаг, совершил в 713–714 гг. поход под Семендер, а в 728–729 гг и 733–735 гг. нанес ряд поражений хазарам. Будущий халиф Мерван, выступив в 737 г. из Сирии, разбил войска Серира и Гумика, глубоко проник в земли Хазарии и в 739 г. вышел к Дону, где захватил в плен 20 тыс. славян. Разбитый им хакан обязался принять ислам, но так и не выполнил своего обещания. Арабские завоевания на Кавказе прекратились при халифе ал-Мансуре (прав. в 754–755 гг.). В IX-Х вв. Арабский халифат распался на ряд самостоятельных государств. Хазарский каганат оказался долговечнее своего противника. Он просуществовал до второй половины XI в. и перестал функционировать как политическая единица после поражения от хорезмийских войск.

Эпоха арабских завоеваний и арабо-хазарских войн на Северо-Восточном Кавказе составляет важный рубеж, с которого средневековые мусульманские авторы начинали историю Кавказа. “История Дагестана” (Тарих Дагистан, XIV в.) Мухаммед- Рафи, Хроника Махмуда Хиналугского (1456), “История Абу-Муслима” (Тарих Аби Муслим, не ранее XVI в.), “Дербент-наме” (Дарбанд-нама, XVIII в.) и другие дагестанские хроники утверждают, что все коренные народы Северо-Восточного Кавказа добровольно приняли ислам при арабах. Исламизация Дагестана (а порой и Чечни) приписывается в них известному политическому и религиозному деятелю Абу Муслиму (Абд ар-Рахман ибн Муслим (уб. в 755 г.). Это один из любимых народных героев мусульман Кавказа, Ирана и Средней Азии. Восстание, поднятое им в Иране в 748 г, помогло свергнуть династию Омейядов и посадить на престол Аббасидов (750-1258 гг), прямых потомков ал-Аббаса, дяди пророка Мухаммеда. Аббасиды же и убили Абу-Муслима, увидев в нем своего соперника.

Ученые XX в. развенчали легенду об исламизации Северного Кавказа Абу-Муслимом. Известно, что он никогда не был на Кавказе. К тому же, ему приписывают религиозные войны, которые велись без малого 500 лет, с конца VII до середины XIII вв. Большую часть походов на Дагестан, приписанных ему, на самом деле совершил его старший современник Маслама. В хрониках же имена их слились. Из перса Абу-Муслим превратился в араба из рода Пророка. В то же время нельзя утверждать, что никакого Абу-Муслима на Кавказе не существовало. В средневековом Дагестане это имя носили несколько миссионеров. Один из них проповедовал в X в в Дербенте, другой (родом из Аравии) был похоронен в XI в в Хунзахе, где сохранился его мавзолей. Скорее всего, сегодня под именем Абу-Муслима скрывается обобщенный образ героя-исламизатора, возникший благодаря слиянию биографий нескольких исламских миссионеров арабского, иранского и местного происхождения, действовавших на Северо-Восточном Кавказе в VIII–XVI вв.

Изыскания дореволюционных и современных российских историков показали, что в действительности исламизация края затянулась почти на тысячелетие. К X в. ислам утвердился только в Юждаге (вокруг Дербента). На втором этапе (конец X–XVI вв.) ислам распространяли местные миссионеры. К XIII–XIV вв. мусульманами стали большинство горцев Дагестана. Ислам утвердился на всей территории региона, вытеснив прежние религиозные верования, включая христианство и иудаизм. Предки андо-цезских народов и чеченцы были обращены в ислам только в XV–XVI вв. Но только на третьем этапе (XVII – начало XIX вв.) все современные мусульманские народы региона постепенно отошли от домусульманских обычаев. Еще в 1-й половине XIX в. Шамиль долго боролся с противоречащими шариату правовыми нормами и обычаями (адат).

Государственные образования после походов монголов и Тимура

Общественное устройство средневекового Кавказа окончательно сложилось после нашествия монголо-татар и завоеваний Тимура. Монголы совершили на Северный Кавказ два похода. В 1220–1223 гг. они разорили мусульманские и христианские страны Закавказья, обошли Дербент, который так и не смогли взять, и, пройдя через предгорья Дагестана, разбили алан, а вскоре и объединенные силы куманов (половцев), кипчаков и русских князей. Второй поход состоялся в 1238–1240 гг. Покорив Русь и разбив Аланское царство, монголы приступили к планомерному завоеванию местных владений в горах и на плоскости. В 1239 г. монгольское войско под командованием Джебе и Субудая после ожесточенной осады захватило Дербент и разрушило укрепления Горной стены. Сделав Дербент своим форпостом, монголы захватили к середине XIII в. весь Северо-Восточный Кавказ, обложив местное население данью. В Дербенте, на берегах Терека и в крупнейших селениях на плоскости и в предгорьях были поставлены монгольские гарнизоны.

Вскоре монгольская держава распалась на несколько независимых государств (улусов), в которых правили Чингизиды – сыновья и внуки Чингисхана (Чингиз-хан, Темучин, около 1155–1227 гг). Северо-Восточный Кавказ вместе с Поволжьем и Русью вошли в состав Золотой Орды со столицей в Сарай-Берке на Волге. Ее первым ханом был Батый (ум. 1255), внук Чингисхана от его старшего сына Джучи (ум. в 1226). Закавказье оказалось в составе государства Хулагидов-Ильханов – улуса другого внука Чингисхана Хулагу-хана (прав, в 1256–1265 гг.). Если внутренние районы гор вскоре оправились от разрушений, причиненных им монгольским нашествием, то Семендер и другие раннесредневековые города на плоскости и в предгорьях так и не смогли возродиться. Продолжавшиеся переселения кочевников, а также частые столкновения Золотой Орды и государства Хулагидов на много веков вперед предопределили царившие тут экономический упадок и политическую нестабильность.

Золотоордынские ханы, заинтересованные в развитии торговых связей с мусульманскими странами Передней Азии и Ближнего Востока, уделяли большое внимание Северо-Восточному Кавказу. Во главе региона стояли ближайшие советники или родственники ханов: при Батые его брат Берке (прав, в 1255–1266 гг), а при Берке-хане – Ногай (Нагай, уб. между 1294 и 1296 гг), выдающийся полководец, при котором на Северном Кавказе сформировалось ядро будущей Ногайской Орды. Они щедро раздавали земли монгольским воинам и местным правителям на правах условного владения (икта) за охрану южных границ Орды. Золотоордынские ханы вскоре стали поддерживать и мусульман на Северном Кавказе. Уже хан Берке принял ислам и воевал с Хулагуидами и Алогоидами. При хане Узбеке (прав, в 1312–1342 гг.) ислам стал государственной религией Золотой Орды. Исторические предания ногайцев и других народов плоскости называют Узбека одним из главных распространителей ислама в регионе.

Под предлогом дальнейшей исламизации горцев на Кавказ нагрянули войска Тимура (или Тамерлана, от иранск. Тимурленг – “Хромой Тимур”, 1336–1495 гг.). Это нашествие оказало сильное влияние на последующее развитие народов Северного Кавказа и их государственностей. Великий завоеватель, в 1370 г. ставший эмиром огромного государства с центром в Самарканде, поставил себе целью завоевание всего мира. Северо-Восточный Кавказ стал ареной борьбы Тимура с золотоордынским ханом Тохтамышем (прав. в 1380–1395 гг.). В отместку за поход Тохтамыша в 1386 г. через Дербент в Восточное Закавказье Тимур совершил в 1395–1396 гг. набег на Прикаспийские области Золотой Орды. В апреле 1395 г. он уничтожил на Тереке войска Тохтамыша, а затем начал планомерный захват региона. Разорив земли современной Чечни и Ингушетии, он дошел до Дербента, взял и укрепил его, а затем разграбил и захватил территории Кайтага, Зирихгерана, Гумика, Аварии, кумыкские земли в междуречье Терека и Сулака. Северной границей созданной им державы стал Главный Кавказский хребет.

Отношение к Тимуру на Северном Кавказе было двойственным. Почти повсюду его встречало ожесточенное сопротивление. Местные хроники и устные предания, до сих пор распространенные среди горцев, с возмущением рассказывают о совершенных им жестокостях и грабежах. С другой стороны, в мусульманской историографии Тимур нередко предстает в образе благочестивого мусульманина, завершившего исламизацию ряда горских народов, таких, как кумыки, андийцы и аварцы. Последний образ, вероятно, создан местной мусульманской знатью. Дело в том, что Тимур нигде не смещал прежних правителей, добровольно покорившихся ему. Эмир широко поддерживал восточную форму ленных пожалований – союргал. Согласно ей местные правители получали от Тимура в наследное владение земли с правом взимания государственных налогов с местных жителей.

Вскоре после смерти Тимура его держава распалась, и Северо-Восточный Кавказ вышел из-под власти его наследников Тимуридов. Но Золотая Орда уже не смогла оправиться от нанесенного ей поражения. В начале XV в. она разделилась на Казанское, Ногайское и Крымское ханства. На Северном Кавказе образовалось несколько мелких мусульманских государственных образований. Их развитие шло крайне разнообразно и неравномерно. Если одни из них слабели и распадались на части, то другие все более расширялись и крепли. Большинство раннесредневековых государств региона перестали существовать еще в начале послемонгольской эпохи. В XII в. Лакз, Серир и Аланское царство распались и окончательно исчезли с политической карты региона. К XV в. потеряли самостоятельность Карах, Филан, Шандан и Зирихгеран, поглощенные Кайтагом.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Что нужно знать о Северном Кавказе"

Книги похожие на "Что нужно знать о Северном Кавказе" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Коллектив авторов

Коллектив авторов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о " Коллектив авторов - Что нужно знать о Северном Кавказе"

Отзывы читателей о книге "Что нужно знать о Северном Кавказе", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.