Анна Марианис - Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества"
Описание и краткое содержание "Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества" читать бесплатно онлайн.
В этой книге подробно описан жизненный и творческий путь великого русского художника, мыслителя, общественного деятеля Н. К. Рериха. Особое внимание уделено самым таинственным страницам биографии Рериха, связанным с его сотрудничеством с Учителями гималайского Белого Братства и с той духовной миссией, которая была вверена ими художнику. Чтобы дать читателю представление о живописном творчестве Н. К. Рериха, в книгу включено приложение – цветные репродукции около 300 картин и их фрагментов.
«Книга Голубиная (Помин о четырех королях)». 1911
Отмечая широчайшее разнообразие тематики картин, созданных Рерихом в эти годы, Сергей Эрнст высказал очень ценную идею, точно отражающую главную черту живописи Рериха: «…должно отметить, что в глубине каждого творения Рериха всегда чувствуется некое духовное волнение, некая мысль о мире вышнем и тайном, невидимые силы озаряют вдохновения мастера и единым роднят все его дары, пусть то будет даже первобытный пейзаж, пляска древних или их сходбище».[163]
Эта духовная искра, присутствующая в каждой картине Рериха, нашла яркое выражение в религиозной живописи мастера.
Наряду с Высшим, небесным миром в картинах Рериха получает отражение и противоположный ему мир колдовства. Таким образом, уже в те годы в картинах мастера находит отражение идея борьбы добра со злом и существования «запредельных» сил – как высших, так и низших. Невозможно не вспомнить здесь об увлечении Рериха мистическими повестями Гоголя с их, как писал художник, «потусторонностью». То, что Гоголь выразил в своих литературных работах, Рерих отразил в своих картинах.
В 1905 году художник написал картину «Колдуны» (см. Приложение, № 28), а в 1906-м – «Змиевну»,[164] созданную по мотивам древних преданий.
Сюжет «Змиевны» (см. Приложение, № 14 (форзац)) основан на космогоническом мифе: златокудрая дева – один из символов солнечных сил. Она похищена и находится в плену у Змия-Дракона; чтобы освободить ее, богатырь должен убить Дракона.
Есть, впрочем, и эзотерическое истолкование смысла картины: златокудрая дева – высшее «я», или душа человека, а сторожащий ее дракон – символ низших тенденций, негативных свойств характера, присутствующих в сознании самого воина, то есть любого человека, стремящегося к самосовершенствованию. Чтобы освободить душу, то есть обрести просветление, надо убить дракона, то есть трансмутировать, переработать низшие качества своей натуры.
«Пленяет в этих полотнах та чуткость, та вкрадчивость, с которой художник сумел подойти к запретному миру (эту черту часто можно встретить в работах Рериха, великого угадчика и провидца), и выведать тайны…»[165] – писал С. Эрнст о картинах, посвященных «запретному» магическому миру.
«Змиевна». 1906. Фрагмент
Впрочем, Рерих не был мистиком по натуре – в «потусторонних» явлениях, в существование которых одни верили, а другие – нет, он видел не что-то сверхъестественное и сверхприродное, а именно еще не изученные наукой загадки природы, которые рано или поздно станут доступными рациональному познанию и объяснению.
К особенно интересным работам 1905 года можно причислить и написанную маслом картину «Дозор», а также эскизы для майоликового фриза, украсившего фасад здания страхового общества «Россия» в Петербурге, о которых будет сказано в дальнейшем.
В рисунках Рериха той эпохи изредка проявлялась и социально-политическая тематика: в том же 1905 году, когда вслед за расстрелом мирного шествия рабочих 9 января вспыхнула первая русская революция, Рерих создает рисунок «Царь» (см. Приложение, № 23), изображающий, вероятно, правителя-тирана, исподлобья взирающего на согбенные спины раболепно склонившихся перед ним подданных.
Рерих в Талашкине
Незабываемые впечатления подарило Н. К. Рериху участие в деятельности художественного центра княгини Марии Клавдиевны Тенишевой в ее имении Талашкино. Расположенное в 15 километрах от Смоленска в живописном месте среди лесов, Талашкино стало как бы осуществлением мечты самого Рериха о приобщении широких народных масс к искусству.
В конце 1900-х годов М. К. Тенишева организовала Смоленскую художественную (рисовальную) школу и открыла в своем имении художественные мастерские, где местную молодежь из крестьян обучали рисованию, лепке, художественной вышивке, кружевоплетению, резьбе по дереву и многим другим видам еудожественных ремесел. Мастерские производили предметы прикладного искусства, продававшиеся с успехом в специальном магазине в Москве и за рубежом. Ее целью было сохранение и развитие народного прикладного искусства, пропаганда его достижений и в России, и за рубежом.
Терем в Талашкине. 1903
М. К. Тенишева (1858–1928)
Мария Клавдиевна была широко образованной, художественно одаренной женщиной, меценаткой, покровительствовавшей развитию искусств, и великолепным организатором. Она сама занималась живописью, училась у Репина в училище технического рисования Штиглица в Петербурге; совершенствовала свое мастерство в Париже и в Италии. Кроме того, по свидетельству Репина, она прекрасно пела, а ее муж, Вячеслав Николаевич Тенишев, аккомпанировал ей на виолончели.
Тенишева была известна и своими коллекциями картин, старинных книг, вышивок, икон, предметов прикладного искусства, созданных крестьянами. Ее коллекции выставлялись в Лувре и имели большой успех у публики; за продажу их Марии Клавдиевне предлагали огромные деньги, но она вернула все свои коллекции на родину. Княгиня много помогала художникам и делу художественного образования в России; была лично знакома со многими знаменитыми живописцами. Многие художники поддерживали ее начинания в Талашкине – было очевидно, что быстрое развитие фабричного производства скоро поглотит народные художественные промыслы, а значит, их надо поддерживать, сохранять, развивать, чем неутомимо и занималась Тенишева. Княгиня была знакома с Серовым, Левитаном, Александром Бенуа, К. Коровиным, Билибиновым, Головиным. Гостями Талашкино не раз были Репин, Васнецов, Врубель, Малютин, Поленов, Нестеров, Стеллецкий, Грабарь, Елена Поленова, Якунчикова и другие художники. Николай Рерих не просто навещал имение княгини – он сотрудничал с М. К. Тенишевой на протяжении многих лет, приезжал в Талашкино вместе с супругой, Еленой Ивановной, и сыновьями, жил и работал там.
Предметы интерьера, изготовленные в талашкинских мастерских по эскизам Н. К. Рериха
В 1903–1904 годах Николай Константинович написал эскизы, по которым в талашкинских мастерских был создан комплект мебели: стол, кресло, диван, книжный шкаф. Эта мебель предназначалась для комнаты, интерьер которой оформлялся им же: для этого Рерих написал три панно для декоративного фриза на тему «Каменный век. Север», о которых уже говорилось. В эти же годы, вдохновленный опытом талашкинских мастерских, художник написал статью «Обеднели мы», которая была опубликована в сборнике «Талашкино», изданном в Петербурге в 1905 году.
Выставочная деятельность
В те годы Николай Константинович принимал активное участие в художественных выставках. В 1902 году художник наконец-то принял приглашение Дягилева и предоставил свои картины для участия в выставках, организованных «Миром искусства». Его картины экспонировались на выставках в Петербурге и Москве (1902 год) и в Петербурге (1903 год). С академической выставки 1902 года императором было приобретено полотно «Заморские гости» (один из вариантов картины), Русский музей императора Александра III (так назывался тогда знаменитый музей) приобрел картину «Зловещие», а на московской выставке, состоявшейся осенью того же года, Третьяковская галерея купила полотно «Город строят».
1903 год стал последним годом существования объединения «Мир искусства» в его первом составе: противоречия между художниками – москвичами и петербуржцами – обострились настолько, что московские художники уже в 1902 году стали создавать свое, новое объединение, которое решено было назвать «Союзом русских художников». К 1903 году противоречия только увеличились, и во время публичных дебатов на открытии пятой выставки «Мира искусства» было решено распустить объединение и прекратить выпуск одноименного журнала. Большая часть участников «Мира искусства» влилась в ряды созданного «Союза русских художников». Помимо этого в Петербурге возникло еще одно объединение, «Современное искусство». Рерих не примкнул ни к одной из вновь созданных организаций, но это не помешало ему участвовать в выставках обоих объединений. С. Эрнст в своей книге о Рерихе сообщает, что в 1903 году «Современное искусство» в салоне на Морской устроило персональную выставку произведений художника.
Слава Рериха как художника росла, и вскоре его стали приглашать устраивать свои выставки за рубежом. В 1904 году Рерих получил от общества «Манес» («Manes») приглашение организовать персональную выставку в Праге; далеко не каждый даже очень талантливый художник получал в таком молодом возрасте международное признание и приглашение проводить выставки за рубежом. Выставка открылась в 1905 году и вызвала восторженные отзывы в пражских газетах. Сам художник не смог присутствовать на ее открытии из-за занятости.
Глава 7
Служитель муз
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества"
Книги похожие на "Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Анна Марианис - Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества"
Отзывы читателей о книге "Николай Рерих. Мистерия жизни и тайна творчества", комментарии и мнения людей о произведении.