» » » » Дмитрий Липинский - Общая теория юридической ответственности


Авторские права

Дмитрий Липинский - Общая теория юридической ответственности

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Липинский - Общая теория юридической ответственности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Липинский - Общая теория юридической ответственности
Рейтинг:
Название:
Общая теория юридической ответственности
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-94201-514-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Общая теория юридической ответственности"

Описание и краткое содержание "Общая теория юридической ответственности" читать бесплатно онлайн.



В монографии исследуются основные понятия и категории, составляющие общую теорию юридической ответственности: концепции, основания, принципы, функции, цели, система и правоотношения юридической ответственности, а также определяется ее место в механизме правового регулирования. Особое внимание уделяется современной системе юридической ответственности и особенностям функционирования видов юридической ответственности, в том числе и процессуальных, затрагиваются проблемы международно-правовой ответственности и безответственности субъектов общественных отношений. В работе содержатся предложения по совершенствованию действующего законодательства и практики его применения, а также анализ данных, полученных в результате анкетирования научных работников и граждан по проблемным вопросам юридической ответственности.

Книга предназначена для научных сотрудников, преподавателей, аспирантов, студентов юридических факультетов вузов, работников правоохранительных органов, а также лиц, интересующихся вопросами юриспруденции.






Работы Беккариа, Бентама, Фейербаха и их последователей сформировали классическое направление уголовного права. Основные идеи классической школы сводились к следующему: человек является носителем свободной воли, и преступление есть результат его произвольного выбора; в силу того, что лицо, обладая нравственной свободой, избирает зло, оно должно нести наказание за свой выбор; процесс принятия решения о совершении преступления носит исключительно рациональный характер.

Трансформация некоторых видов уголовного наказания

С точки зрения становления уголовной ответственности интерес представляет клеймение как позорящее наказание, состоявшее в нанесении (выжигании) особых знаков на теле осужденного.

Клеймение играло ту же роль, что и некоторые виды увечий, причинявшихся осужденному по приговору суда (например, отрезание уха, рвание ноздрей в русском праве). Круг лиц, к которым применялось клеймение постепенно ограничивался; вместо лба и щек клейма начинали наносить на грудь, спину, плечи, т. е. на места, скрытые одеждой. Наконец, вместо клейма стали ставить отметки в паспортах; затем их заменили справки о судимости. Однако еще в начале XX в. некоторые криминалисты предлагали использовать своеобразную форму клеймения – татуировку преступников.

В русском праве наибольшее число указов о клеймении относится к XVII–XVIII вв. Клейма были в виде букв «ВОР», причем они накладывались на лоб и на щеки, или в виде буквы «Б» (бунтовщик), «СП» (ссыльнопоселенец), «СК» (ссыльнокаторжный), или в виде орла и пр. Согласно Уложению о наказаниях, изданному в 1845 г., мужчины, приговоренные к каторжным работам, подлежали клеймению буквами «К», «А», «Т», причем первая наносилась на лоб, а две другие – на щеки. По Уставу о ссыльных, изданному в 1857 г., клеймились бежавшие из ссылки. Клеймение было отменено в России 17 апреля 1863 г.[247]

Из первобытно-общинного строя берут свое начало такие виды уголовной ответственности, как ссылка и высылка. Как уже отмечалось, изгнание применялось еще в доклассовом обществе, но с возникновением государства оно превратилось в уголовное наказание. В Риме изгнание называлось «лишением воды и огня». В период империи изгнание заменяется ссылкой и высылкой навсегда или на какой-то срок. Различие между этими двумя наказаниями заключалось в том, что высланный не терял гражданства, а сосланный терял гражданство и становился лицом без гражданства. Осужденный, самовольно покидавший место ссылки, предавался смерти.[248]

В первобытном обществе уже само отношение родственного коллектива к преступлениям своих членов нередко заставляло преступника бежать из своей группы.[249]

В классовом обществе изгнание изменило свой характер: виновные с семьями и имуществом поступали в распоряжение органов государства.

Для истории становления юридической ответственности представляет интерес остракизм – в афинской рабовладельческой демократии временное изгнание граждан из государства. Остракизм возник как мера, призванная обеспечить сохранность строя. Постановление об изгнании выносилось народным собранием посредством закрытого голосования черепками («остракон»), на которых писались имена предполагаемых изгнанников. Сначала ставили общий вопрос: не находит ли народ нужным изгнать из государства кого-либо, кто в силу своего возросшего влияния и выдающегося положения стал опасным для рабовладельческой демократии? Если народ отвечал на этот вопрос утвердительно, производилось закрытое голосование черепками для определения имени лица, подлежащего изгнанию. Тот, чье имя оказывалось в этом голосовании на большинстве черепков, должен был покинуть Афины, обычно на 10 лет, сохранив за собой свои имущественные права. Остракизм рассматривался в Афинах не как наказание, а как мера политического регулирования.

В связи с рассматриваемыми вопросами представляет интерес каторга как вид уголовного наказания, состоящий в использовании осужденных на тяжелых принудительных работах в местах заключения или ссылки в сочетании с особо жестким режимом содержания.

Принудительный тяжкий труд преступников в пользу государства применялся с древнейших времен. В XVI–XVII вв. в Западной Европе осужденные на каторгу использовались на самых тяжелых работах в тюрьмах, а также крупных портах, на рудниках. Приговоренных клеймили, заковывали в цепи. В Англии каторжные работы были отменены в 1948 г., в ФРГ – в 1970 г.

Каторга в России зародилась в XVII в. Соборное уложение 1649 г. предписывало мошенников, воров и разбойников после тюремного заключения «посылать в кандалах работать на всякие изделия, где государь укажет». Основным местом каторги была Сибирь, а также ряд других земель, находившихся в стадии освоения. Сам термин «каторга» впервые стал применяться при Петре I. Воинский устав 1716 г. предусматривал как срочную, так и бессрочную каторгу. В этот период она представляла собой ссылку на работу по строительству гаваней, крепостей, на работу в рудники и на мануфактуры.

Значение высшей карательной меры каторга получила лишь в 1754 г., после отмены Елизаветой Петровной смертной казни. К этому времени каторжные работы сосредоточились на сибирских и уральских рудниках. В 1765 г. дворяне получили право ссылать на каторгу своих крепостных. Устав о ссыльных 1822 г. и Уложение о наказаниях 1845 г. предусматривали бессрочные и срочные (до 20 лет, с последующим переходом к поселению) каторжные работы. В 1869 г. был издан закон, согласно которому сибирские каторжные тюрьмы сохранялись лишь для жителей Сибири, а для каторжных остальной империи создавались в пределах Европейской России особые «центральные» каторжные тюрьмы с более строгим, чем в обычных тюрьмах, режимом. В 1879 г. ввиду отсутствия каких бы то ни было работ в «центральных» каторжных тюрьмах и существенного роста числа приговоренных к каторге ее отбывание вновь было перенесено в Сибирь. После Февральской революции 1917 г. одним из первых указов Временного правительства каторга была ликвидирована.

В СССР каторжные работы были введены в апреле 1943 г. для специальных субъектов уголовного права («фашистских преступников и их пособников»); последующим советским законодательством этот вид наказания не был воспринят.[250]

Генезис гражданско-правовой ответственности

С образованием государства и права возник еще один вид юридической ответственности – гражданско-правовая ответственность.

Наиболее разработанной частью римского права в классический период было гражданское право, особенно ее важнейший институт – обязательственное право. Было дано довольно четкое определение договора, который считался нерушимым и должен был строго соблюдаться. Невыполнение или нарушение договорного обязательства влекло за собою юридическую ответственность. Формы ответственности должников в различные исторические периоды были неодинаковы. В период возникновения юридической ответственности, на раннем этапе римского права, ответственность носила личный характер: в случае неисполнения должником своей обязанности его могли заключить в тюрьму, продать в рабство, лишить жизни. Указания на такую ответственность содержатся уже в постановлениях XII таблиц, где на должника возлагалась уголовная ответственность. С течением времени форма ответственности была изменена: за неисполнение обязательств должники стали отвечать не своей личностью, а своим имуществом. По источникам это новшество было введено законом Петелия в IV в. до н. э., значит, история римской гражданско-правовой ответственности берет свое начало в IV в. до н. э.

Ответственность должника строилась на принципе вины: должник отвечал только в том случае, если он виновен в причиненном кредитору ущербе. Наиболее тяжкой формой вины признавалось умышленное причинение вреда.

Вопрос о том, возмещался ли по римскому праву вред неимущественного характера, остается спорным. Вопрос о гражданско-правовой ответственности решался в особом легисакционном процессе (в римской юстиции – форма судопроизводства по частным искам). Название «легисакционный процесс» происходит от названия исков, основанных исключительно на предписаниях закона, и прежде всего – Законов XII таблиц.

В первые века государственности римская юстиция была основана на институтах, существовавших еще в догосударственную эпоху. Судопроизводство находилось в руках жрецов-понтификов, и только в очень редких случаях заинтересованный римлянин мог обратиться к суду консулов. По торговым делам и делам, связанным с нарушениями городского порядка, суд осуществляли эдилы.

Только понтифики проводили разбор споров по существу. Магистраты лишь придавали законную силу решениям подчиненных судей, которые проводили рассмотрение дел.

Для подачи судебных жалоб и для судоговорения были установлены особые дни. В начале каждого месяца понтифики оглашали, какие дни неблагоприятны для дел юстиции, какие подходящи. Свое требование римлянин объявлял на форуме, в общественном центре города, где сидели при исполнении должности магистраты или понтифики. Обоснование своего требования, доставка ответчика, поиск свидетелей – все это было личным делом заявителя-истца. Магистрат выслушивал требование и либо принимал жалобу к рассмотрению, либо отклонял ее в принципе. Эта стадия процесса называлась провозглашением права (in jure). После этого магистрат назначал судью, который рассматривал приводимые доказательства, выяснял фактическую сторону дела. Эта стадия называлась судоговорением (in judicio) и обязательно заканчивалась тем или иным решением, которое утверждал магистрат. Обжалование решений не допускалось.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Общая теория юридической ответственности"

Книги похожие на "Общая теория юридической ответственности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Липинский

Дмитрий Липинский - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Липинский - Общая теория юридической ответственности"

Отзывы читателей о книге "Общая теория юридической ответственности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.