Виталий Квашис - Куда идет смертная казнь

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Куда идет смертная казнь"
Описание и краткое содержание "Куда идет смертная казнь" читать бесплатно онлайн.
В книге на обширном фактическом материале дается анализ мировой практики применения и исполнения наказания в виде смертной казни, охватывающей значительный период современной истории. Исследуются состояние преступности, уголовная политика, законодательство и судебная практика в странах, наиболее широко применяющих смертную казнь, эффективность этой меры, состояние общественного мнения, практика применения альтернативного наказания, распространенность судебных ошибок, перспективы мирового движения за отмену смертной казни. Наряду с анализом ситуации в странах Азии, Ближнего Востока и Африки наибольшее внимание уделяется положению дел в КНР, США, Японии и России. Широко используются документы и материалы ООН, Совета Европы, Интерпола, «Международной амнистии», национальной и международной уголовной статистики. Многие фактические данные и результаты специальных исследований в России публикуются впервые.
Для научных и практических работников (юристов, социологов и политологов), преподавателей, аспирантов и студентов, а также всех интересующихся проблемами уголовного права, борьбы с преступностью и уголовной политики.
К концу 2004 года в стране казнили 159 человек, в том числе была повешена А. Раджаби, которой не исполнилось 17 лет (суд оставил без внимания серьезные сомнения по поводу ее психического здоровья); среди осужденных к смертной казни десять человек к моменту совершения преступления не достигли 18 лет[129]. Смертные приговоры в Иране по-прежнему выносились по таким обвинениям, как «враждебное отношение к Богу» или «преступление против нравственности».
Зарождающиеся в парламенте реакционные тенденции дали импульс развитию движения «Хезболла», которое всячески подталкивало судебную власть и силовые структуры к ограничению инакомыслия, что вылилось в аресты политических противников режима. Не случайно Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, резко осуждающую ситуацию в Иране в сфере прав человека. В ней отмечались «несоответствие международным нормам в отправлении правосудия и отсутствие надлежащих процедур судопроизводства»[130].
Ситуация политического тупика, сложившаяся к концу 2004 года, разрешилась лишь к середине следующего года, после выборов президента, когда М. Хатами сменил М. Ахмадинежад[131]. Его приход к власти способствовал окончательному отстранению сторонников реформ от участия в политическом процессе и концентрации власти в руках верховного руководителя Ирана аятоллы Али Хаменеи.
Дискриминирующие законы и практика по-прежнему являлись причиной политической и социальной нестабильности, а также нарушений прав человека, в особенности затрагивающих представителей оппозиции, этнических и религиозных меньшинств.
За 2005 год в Иране казнили 94 осужденных, восемь из них не достигли к моменту совершения преступления 18 лет. По данным «Международной амнистии», было вынесено «множество смертных приговоров, в том числе 11 несовершеннолетним». Суды продолжали выносить смертные приговоры за деяния, определяемые такой, например, расплывчатой формулировкой, как «моральное разложение на земле».
Еще в январе 2005 года Комитет ООН по правам ребенка призвал Иран срочно приостановить исполнение смертных приговоров в отношении совершивших преступления в возрасте до 18 лет и запретить применение к таким лицам смертной казни. Несмотря на заявление Ирана о том, что в отношении таких лиц действует мораторий, 17-летний И. Фаррохи был казнен именно в тот день, когда Комитет ООН заслушивал по этому вопросу доклад Ирана.
В результате протестов в стране и за рубежом некоторым женщинам и лицам, не достигшим к моменту совершения преступления 18 лет, такие приговоры либо отменили, либо предоставили отсрочку их исполнения.
В 2006 году в стране казнили 177 человек, включая четверых осужденных, совершивших преступления до достижения 18 лет. Смертные приговоры выносились за контрабанду наркотиков, вооруженный грабеж, убийства, сексуальные преступления и политически мотивированные проявления насилия. Между тем о специфической практике выбора мер наказания говорят сообщения правозащитных организаций, подтверждающие факты вынесения приговоров суда к отсечению конечностей и выкалыванию глаз.
Распространенным наказанием по-прежнему оставалась и порка кнутом. Так, в феврале 2006 года Лейлу Мафии приговорили к 99 ударам кнута и привели приговор в исполнение. С восьми лет ее принуждали заниматься проституцией и неоднократно насиловали, а в начале 2004 года арестовали по обвинению в «деяниях, противоречащих принципам целомудрия». Тогда ее приговорили к смерти через побитие кнутом. И лишь под давлением мировой общественности этот смертный приговор был отменен.
В декабре 2006 года Генеральная Ассамблея ООН повторно приняла резолюцию, осуждающую ситуацию с правами человека в Иране, однако, как показывают события последнего времени, практических изменений в этой сфере общественности страны добиться до сих пор не удалось. Более того, уже в 2008 году число казней, по данным «Международной амнистии», выросло – к началу 2009 года 346 смертных приговоров были приведены в исполнение[132].
Число публичных казней через повешение в 2008 году сократилось после того, как верховный судья издал декрет об их запрещении (забивание камнями как способ казни осталось). В том же году власти предложили увеличить и без того широкий перечень деяний, наказуемых смертной казнью. Вскоре был принят новый закон, разрешающий применение смертной казни за незаконную аудио- и видеодеятельность (порнографию), а также предложено разработать закон, разрешающий казни за вероотступничество, ересь и колдовство, а также за компьютерные преступления, связанные с пропагандой «морального разложения и богохульства».
В 2009 году Иран оставался единственной страной в мире, где, несмотря на протесты международной общественности, в 2008 году привели в исполнение смертные приговоры в отношении восьми несовершеннолетних правонарушителей.
В 2009 году в Иране казнили 388 человек, а в 2010 году – 546 осужденных. В итоге, по числу казней Иран в последние годы уступает лишь КНР.
Саудовская Аравия
Саудовская Аравия имеет давнюю и куда более колоритную, чем в других странах, историю института смертной казни. В отличие от Ирана, например, здесь нет ни уголовного, ни уголовно-процессуального кодифицированного законодательства. Система применения высшей меры наказания базируется не только на принципах шариата, которым верны и другие мусульманские страны; она основана на ваххабитской концепции исламской школы юриспруденции Hanbali, которая опирается на древние традиции и даже в исламском мире считается самой жесткой. Не случайно Саудовская Аравия издавна отличалась не только высокими показателями применения высшей меры наказания, но и особой жестокостью казней. В дополнение к мусульманскому праву государство осуществляет регулирование правоотношений путем издания королевских декретов и исполнительных распоряжений, а также подзаконных актов.
По данным «Международной амнистии», с 1980 по 2000 год в стране зафиксировано минимум 1163 казни[133]. В 1995 году Министерство юстиции сообщило, что ожидаются окончательные решения по 495 уголовным делам о преступлениях, наказуемых смертной казнью. В расчете на численность населения в 1996–2000 годах Саудовская Аравия занимала второе место в мире (после Сингапура), опережая показатели всех других стран, также широко применявших смертную казнь. Если, например, для Иордании и Ирана рассчитанные индексы казней составляли, соответственно, 1,96 и 1,76, то в Саудовской Аравии – 4,46[134].
Уголовное законодательство этой страны предусматривает весьма широкий перечень преступлений, наказуемых смертной казнью. Наряду с убийством и изнасилованием к нему относятся и такие ненасильственные деяния, как колдовство, содомия, вероотступничество и торговля наркотиками.
Степень жесткости законодательства характеризуют и методы казни. Для мужчин – это традиционное отсечение головы; для женщин – либо расстрел, либо отсечение головы (зачастую публичное), а супружеская неверность и вовсе влечет смертную казнь в виде забивания камнями[135].
Независимость правосудия и судей, признаваемая Саудовской Аравией как принцип, на самом деле реализуется под неусыпным контролем со стороны Министерства юстиции, Министерства внутренних дел и местных, региональных правителей. Правом пересмотра приговоров к смерти, к ампутации конечностей или забиванию камнями наделен Верховный судейский совет, члены которого назначаются королем. В такой ситуации неудивительно, что обхождение с арестованными и осужденными зависит от их половой и национальной принадлежности, религиозных убеждений и социального статуса.
Благодаря редкой закрытости статистики и всего, что связано с деятельностью правоохранительных органов и судебной системой, сохраняется широкомасштабная практика нарушений прав человека. Поэтому обыденными вещами являются незаконные задержания и аресты, тайные и быстрые судилища, получение признаний путем жестоких пыток, невозможность пользоваться помощью адвокатов, отсутствие реальной возможности обжаловать приговор и т. п.
Несмотря на присоединение Саудовской Аравии к Конвенции ООН против пыток, жестокое обращение с арестованными и осужденными и пытки в полиции и тюрьмах – явление повсеместное. Перечень применяемых методов весьма разнообразен: от избиений палками и электрошока до прижигания сигаретой, вырывания ногтей и сексуальных посягательств в отношении арестованных или их родственников.
Ампутация конечностей и порка как весьма часто назначаемые меры наказания также противоречат названной Конвенции ООН (иногда применяется и так называемая перекрестная ампутация, например, правой руки и левой ноги). Такие меры наказания назначаются за весьма широкий круг правонарушений – распитие спиртных напитков, кражу, посягательства против «моральных устоев», сексуальные преступления и т. д. Для ареста женщины по обвинению в занятии проституцией ей достаточно выйти на улицу одной, без сопровождения мужчины. Мужчин, женщин и детей подвергают порке и в тюрьмах, и на открытых площадях. Порка применяется без ограничений, не ограничено и число ударов, которое может назначить судья[136].
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Куда идет смертная казнь"
Книги похожие на "Куда идет смертная казнь" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Виталий Квашис - Куда идет смертная казнь"
Отзывы читателей о книге "Куда идет смертная казнь", комментарии и мнения людей о произведении.