» » » » Магомед Вахаев - Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка


Авторские права

Магомед Вахаев - Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка

Здесь можно купить и скачать "Магомед Вахаев - Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Магомед Вахаев - Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка
Рейтинг:
Название:
Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-94201-486-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка"

Описание и краткое содержание "Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка" читать бесплатно онлайн.



Автор книги – М. X. Вахаев, кандидат юридических наук, доцент, министр труда и социального развития Чеченской республики.

В данной работе освещена теория и практика земельных отношений в условиях рынка. В ней рассмотрены экономические предпосылки частной собственности на землю, механизм государственного контроля за землепользованием, вопросы земельного планирования, изъятия и выкупа частных земель для публичных надобностей, субъекты земельных правоотношений и др.

Работа предназначена для использования в учебном процессе на юридических факультетах высших учебных заведений, для практических работников министерств и ведомств субъектов земельных отношений, научных и научно-педагогических кадров, представителей правоохранительных органов, прокуратуры и суда, а также для всех интересующихся проблемами правового регулирования земельных отношений.






Обладая в сельском хозяйстве мощным административным аппаратом, государство долгое время сохраняло за собой также хозяйственные рычаги воздействия на колхозы. Этой цели служили государственные машинно-тракторные станции (МТС), работавшие в колхозах и получавшие за это так называемую натуральную оплату – часть выращенного урожая. Чтобы колхозы не отказывались от услуг МТС, на них оказывался административный нажим. Но помимо него, «включались» и некоторые хозяйственные механизмы. Так, колхозы, отдаленные от МТС и работавшие на лошадях, должны были сдавать государству больше продукции; для них действовали повышенные нормы погектарных поставок. Колхозам запрещалось приобретать комбайны, трактора и иную сложную сельскохозяйственную технику, хотя это прямо осложняло и затрудняло сельскохозяйственное производство. (Учитывая жалобы колхозов, государство в 1958 г. ликвидировало МТС, а их техника была продана колхозам.) Таким образом, государство определенное время прибегало к таким хозяйственным рычагам, как монопольное обладание сложной сельскохозяйственной техникой.

Фактически к государственным монополиям относились и предприятия, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. Только немногим колхозам удавалось заводить у себя предприятия подобного рода. Не имея возможности доводить до «рыночных кондиций» производимую ими продукцию, колхозы вынуждены были сдавать ее государству по диктуемым государством ценам. Когда же эта монополия, поддерживаемая административными методами, отпала, то оказалось, что многие колхозы (и другие крупные хозяйства) попали в экономическую зависимость от молокозаводов, маслобойных и иных предприятий, перерабатывающих сельскохозяйственное сырье, (примерно такое положение сложилось во многих регионах в наше время).


В системе обязательных поставок государству колхозной продукции можно видеть полунатуральный платеж, получаемый государством от колхозов[110]. С этих позиций через систему обязательных поставок государство осуществляло свои права собственника на землю. Однако такой вывод был бы слишком формальным. Фактически дело обстояло не так просто.

Колхозы не заключали с государством арендных договоров на право пользования государственной землей. Погектарные нормы и цены на заготавливаемую в колхозах продукцию государство устанавливало в одностороннем порядке. Колхозы не имели права отказываться от участков худших земель, нормы обязательных поставок с которых не отвечали продуктивности последних, а заготовительные цены – издержкам. Помимо плановых заготовок многие колхозы получали дополнительные задания по сверхплановой сдаче своей продукции (по более высоким ценам). Обязательные поставки приравнивались к налогам. За них отвечал аппарат наркомата (затем министерства) заготовок; ими вплотную занимались местные власти, включая партийные комитеты. Для обеспечения заготовок плановых и сверхплановых объемов сельскохозяйственной продукции местные власти осуществляли глубокое вмешательство в колхозное производство и даже в быт колхозников – от назначения колхозных руководителей, контроля за посевными площадями культур и поголовьем скота и кончая надзором за натуральными и денежными выдачами на трудодни колхозникам[111]. Чтобы обеспечить труд колхозников в общественном производстве, государство осуществляло контроль за размерами приусадебных участков колхозников.

Существовала полуофициальная круговая порука администраторов за выполнение заданий по обязательным поставкам в пределах районов, областей, автономных и союзных республик. Это означало, что при невозможности выполнить планы заготовок в одних колхозах, районах, областях такие планы перекладывались на их соседей, «подрезая» их благосостояние и само стремление к развитию своего производства[112].

В своей массе колхозники получали на трудодни существенно меньше, чем рабочие и служащие, трудившиеся в государственном секторе народного хозяйства. Это побуждало многих колхозников переселяться в города, уходить на стройки. В свою очередь государство стремилось затормозить данный процесс; так, колхозники получили общегражданские паспорта только в 1967 г., и только с этого момента они обрели фактическое право выбирать место работы и жительства.

Указанные черты говорят о том, что через обязательные поставки государство изымало не одну (расчетную) арендную плату за землю, но еще нечто сверх нее. Это «нечто» являлось (скрытым) налоговым обложением сельского населения. Можно утверждать, что хозяйственные (земельные) отношения между государством – собственником земли и колхозами – ее пользователями были во многом оттеснены на второй план административными методами управления. Хотя в системе обязательных поставок государству колхозной продукции можно видеть как черты, отвечающие представлению о государстве – собственнике земли, так и черты, характерные для государства – политического (авторитарного) центра, на практике вторые нередко преобладали над первыми.

Это «наследие» сказалось впоследствии. Когда к концу 1980-х годов административные традиции в земельных отношениях оказались скомпрометированными и от них начали отказываться, то выяснилось, что им нет полноценной замены. Современному государству – Российской Федерации не хватает ни «нормальных» административных рычагов для проведения своей земельной политики в отношении приватизированных земель, ни хозяйственного аппарата (и соответствующей правовой базы) для осуществления функций собственника на принадлежащих ему самому землях.

3. Государственное регулирование права частной собственности на землю и сделок с землей

Желательная и нежелательная степень вмешательства государства в экономику своей страны давно является предметом оживленных дискуссий практически во всех странах мира. В СССР борьба мнений по этому предмету была во многом отвлеченным занятием. При господстве в СССР плановой экономики, монополии государства на землю и почти на все средства производства и в условиях запрета частного предпринимательства рыночные отношения вообще и рыночные обороты с землей в частности не только не поощрялись, но в большинстве случаев были прямо противозаконны. Вопрос о пределах государственного регулирования экономики в отечественных условиях в экономической и политической литературе практически не ставился. В юридической литературе попытки его обсуждения встречались лишь у единичных авторов (для сельского хозяйства он поднимался, например, в ряде работ Ю. Г. Жарикова).

В настоящее время положение кардинально изменилось. Происходящие экономические реформы развязали инициативу многих субъектов хозяйственного оборота. При этом наряду с нежелательными остатками прежних запретов и ограничений все больше ощущается недостаток регулирующих инструментов, прежде всего правовых. «Робость» общества и выражающего его интересы государства по регулированию хозяйственных отношений приводит в ряде случаев к тому, что именуется экономической вседозволенностью. В этих условиях правильный выбор между «регулированием», «вмешательством», «дирижизмом» и другими направлениями экономической политики оказывается более чем актуальным. Он затрагивает также политику государства в части использования земли – как переданной в частную собственность, так и оставшейся в собственности России, составляющих ее субъектов, муниципальных властей.

Опыт современных государств с различной степенью регулирования экономики показывает, что их политические круги далеки от полного согласия с Адамом Смитом относительно роли государства как «ночного сторожа». Это проявляется и в земельных отношениях. Практически все государства требуют от собственников выполнения санитарных и ветеринарных правил, норм сбережения природы, охраны труда, безопасности производимой продукции. Сюда добавляются обязательная регистрация производственной деятельности, учет затрат, представление отчетности, уплата налогов. В ряде случаев субъекты хозяйственной деятельности прямо обязываются действовать в общественных интересах – независимо от того, выгодно это им или нет[113].

Некоторые авторы, обратившись к зарубежному законодательству, признают: «Вмешательство государства в процесс использования земель – это новая реальность современного капитализма… Существуют обширные группы земельно-правовых норм или отраслей законодательства, применяемых к регулированию земельных отношений; охраняются земельные права фермеров, особенно арендующих землю… развивается территориальное планирование… Гражданское право стало уже не тем, чем оно было, скажем, в начале XIX века. Из него изъяты имущественные земельные отношения»[114]. Во многих европейских странах в публичном порядке производится зонирование территории, выделяются места для определенной застройки и охраняемые от застройки пространства (ценные сельскохозяйственные земли, леса, зоны отдыха, исторические кварталы и др.). Во Франции, например, при купле-продаже сельскохозяйственной земли к покупателю предъявляется требование, чтобы он обладал сельскохозяйственным образованием или имел опыт ведения сельского хозяйства. Если такого покупателя в наличии нет и существует угроза, что земля попадет в руки ненадлежащего собственника, то она может быть выкуплена у продавца местным Обществом сельскохозяйственного землеустройства (у которого есть право на преимущественную покупку земли) с последующей ее перепродажей подходящему предпринимателю. Статья 88 ГК Франции позволяет выкупить сельскохозяйственную землю у нерадивого владельца в принудительном порядке. В ряде стран, например в Италии, закон не поощряет концентрацию земельной собственности в немногих руках и содержит меры, направленные на ее разделение[115].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка"

Книги похожие на "Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Магомед Вахаев

Магомед Вахаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Магомед Вахаев - Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка"

Отзывы читателей о книге "Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.