» » » » Магомед Вахаев - Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка


Авторские права

Магомед Вахаев - Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка

Здесь можно купить и скачать "Магомед Вахаев - Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Магомед Вахаев - Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка
Рейтинг:
Название:
Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-94201-486-5
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка"

Описание и краткое содержание "Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка" читать бесплатно онлайн.



Автор книги – М. X. Вахаев, кандидат юридических наук, доцент, министр труда и социального развития Чеченской республики.

В данной работе освещена теория и практика земельных отношений в условиях рынка. В ней рассмотрены экономические предпосылки частной собственности на землю, механизм государственного контроля за землепользованием, вопросы земельного планирования, изъятия и выкупа частных земель для публичных надобностей, субъекты земельных правоотношений и др.

Работа предназначена для использования в учебном процессе на юридических факультетах высших учебных заведений, для практических работников министерств и ведомств субъектов земельных отношений, научных и научно-педагогических кадров, представителей правоохранительных органов, прокуратуры и суда, а также для всех интересующихся проблемами правового регулирования земельных отношений.






В какой части законодательство о земле опиралось и опирается на институт государственной собственности, а в какой – на государственное верховенство (властность, суверенитет, юрисдикцию), можно показать на примерах его исторического развития.

Первые декреты советской власти, как указывал впоследствии В. И. Ленин, носили скорее публицистический характер; он называл это время полосой пропаганды декретами. Тем не менее они отражали волю революционной части народа, которую формулировали стоявшие у власти партии коммунистов и левых эсеров. Так, Конституция РСФСР, принятая 10 июля 1918 г., провозгласила «отмену частной собственности на землю», с передачей земли без выкупа «трудящимся» на уравнительных началах (имелась в виду земля сельскохозяйственного назначения). Вопрос о собственности на землю был решен в этой Конституции в нечетких выражениях. Весь земельный фонд был объявлен «всенародным достоянием» (ст. 3)[103].

Но в постановлении по земельному вопросу IX Всероссийского съезда советов, принятом в декабре 1921 г., о государственной собственности на землю говорилось уже как о «незыблемой основе земельного законодательства»[104]. В Конституции РСФСР 1925 г. (принятой на основе Конституции СССР 1924 г.) было сказано определенно, что «земля, леса, недра, воды», равно как и основные средства производства, «составляют собственность Рабоче-Крестьянского государства» (ст. 15). Схожая формула была принята в Конституции СССР 1936 г. и в Конституции РСФСР 1937 г.

Тем не менее уже некоторые акты 1917 г. исходили из права публичной собственности на землю. Так, в ноябре 1917 г. получили силу Правила о деятельности волостных земельных комитетов, принятые I Всероссийским съездом рабочих и солдатских депутатов 23 июня 1917 г. Согласно п. 18 этих Правил волостные земельные комитеты устанавливали арендные цены за отведенные (крестьянскому населению) участки пашни, луга и выгона[105]. Тем самым авторы Правил наделяли волостные земельные комитеты правами собственников земли. «Плату за лес» эти органы передавали в общегосударственный фонд, но удерживали суммы, необходимые для охраны и восстановления лесов, а также для погашения налоговых и залоговых обязательств «подлежащих владельцев» (п. 11). Фактически волземкомы в области лесного хозяйства рассматривались как правопреемники прежних частных владельцев.

Декрет ВЦИК «О социализации земли», принятый в феврале 1918 г., в ст. 1 провозглашал отмену «всякой собственности» на землю, недра, воды, леса и живые силы природы. Запрещались все частные сделки по поводу земли, включая безвозмездные (ст. 39). Распоряжением и распределением земель занимались органы государства – надо понимать, в порядке осуществления их властных функций. О государственной собственности на землю в декрете не было ни слова. Однако из этой «бесхозной» концепции явно выпадала ст. 17, которая провозглашала, что «Излишек дохода, получаемый от естественного плодородия лучших участков земли, а также от более выгодного их расположения в отношении рынков сбыта, поступает на общественные нужды в распоряжение органов Советской власти»[106].

В экономической науке «излишек дохода» с земли именуется земельной рентой, которая поступает собственнику земли. Обращение ренты в пользу государства еще со времен Д. Рикардо (первая четверть XIX в.) рассматривалась как мера, равносильная национализации земли. Известна формула В. И. Ленина в пользу национализации земли. Одновременно эта же формула содержит экономическое истолкование национализации земли, поскольку земля обращена в собственность государства: «Собственность означает право на ренту»[107]. Таким образом, «отрекаясь» о всякой собственности в ст. 1 своего декрета, ВЦИК фактически признавал ее в ст. 17 в форме собственности советского правительства. (Кстати сказать, такие объекты, как заводы, фабрики, железные дороги и т. п., прямо объявлялись национализированными, т. е. обращенными в государственную собственность.) Поэтому можно полагать, что формула об «общенародном достоянии», которая присутствовала в первых декретах Советского правительства, была на самом деле зародышем концепции государственной собственности. В некоторых случаях последняя несла оговорку относительно того, что свои доходы от земель государство будет рассматривать как особый фонд, предназначенный на нужды управления землями и на их улучшение, однако такой фонд так и не был создан[108].

Здесь важно отметить два обстоятельства. Во-первых, концепция государственной собственности на землю довольно быстро отвоевала свое место в тогдашней правовой системе. Во-вторых, эта концепция была утверждена посредством авторитета государства, которое действовало в данном случае на основе своих властных полномочий. Можно сказать, что власть породила право.

Авторитарный стиль государственного управления проявился в упомянутом февральском Постановлении ВЦИК 1919 г. «О социалистическом землеустройстве и о мерах перехода к социалистическому земледелию», в котором единоличное крестьянское хозяйство предлагалось рассматривать как «преходящее и отживающее». Чтобы иметь правовую основу для ликвидации единоличного землепользования, ст. 1 этого Постановления объявляла, что все земли, в чьем бы пользовании они ни состояли, считаются «единым государственным фондом»[109]. Последнюю формулу можно рассматривать как иносказательное (несколько расплывчатое) выражение права государственной собственности.

Государство не отказывалось от регулирования земельных отношений и в качестве властного политического органа. В качестве примера можно указать на Декрет Совнаркома РСФСР от 30 апреля 1920 г. «О переделах земли», который ставил переделы пахотных земель внутри крестьянских земельных обществ под контроль государственных земельных органов. В п. 10 Декрета указана причина вмешательства государства: уклонение ряда землепользователей, ожидающих передела земли, от вывозки удобрения на свои полевые участки «при наличии неиспользованного навозного удобрения». Уклонение крестьянина от своевременного удобрения земли наносило государству ущерб как собственнику земли. Но гораздо более важными отрицательными последствиями были снижение урожайности полей и недобор продуктов для прокорма городского населения. Если учесть тяжелое продовольственное положение страны в 1920 г., то временное ухудшение качества почвы должно было волновать государство гораздо меньше, чем снижение текущей урожайности полей. Понятно, что Декрет от 30 апреля 1920 г. был выражением в первую очередь властных функций государства; правомочия государства как собственника земли (если они присутствовали) явно стояли на втором плане.

С возникновением нэпа земельные функции государства довольно резко раздвоились. Государство, как политический центр, осуществляло минимальное вмешательство в крестьянское хозяйство и в крестьянские земли (так называемые земли трудового пользования). В то же время оно старалось извлечь максимальный доход из всех прочих земель сельскохозяйственного пользования (так называемые ГЗИ – Государственные земельные имущества), в пределах которых оно выступало нередко как обычный собственник. В составе ГЗИ были земли запаса, свободный луговой фонд, а также сдаваемые в аренду советские хозяйства – бывшие культурные помещичьи имения. С крестьянских земель государство получало сравнительно небольшой сельскохозяйственный налог, тогда как участки ГЗИ подлежали сдаче в аренду по максимально возможной цене.

Сложным представляется вопрос о характере обязательных поставок (и их модификаций) в колхозный период. С одной стороны, эти поставки (с конца 1930-х годов) были «привязаны» к земле, точнее – отдельно к пашне, сенокосам, пастбищам и другим сельскохозяйственным угодьям. Существовали погектарные нормы сдачи («продажи») государству почти всей номенклатуры производимой в сельском хозяйстве продукции. Эта номенклатура в общем отвечала традиционному набору продуктов, производимых в каждой местности. Нормы обязательных поставок, хотя и в грубом виде, учитывали производительность земель в разных регионах страны. Теоретически они должны были обеспечивать такое положение, чтобы часть урожая и продуктов животноводства оставалась в колхозах для создания семенного фонда, для выдачи колхозникам на трудодни и даже для реализации по вольным ценам на колхозном рынке. Цены, которые государство выплачивало колхозам за их продукцию, были дифференцированы по природным зонам таким образом, что для северных районов они были выше, чем для южных. Но в абсолютном выражении эти цены были резко занижены. Это означало, что государство «зарабатывало» на каждой единице передаваемой ему колхозной продукции. По-видимому, в системе государственных заготовок колхозной продукции сочеталась административная власть государства с его правами собственника земли.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка"

Книги похожие на "Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Магомед Вахаев

Магомед Вахаев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Магомед Вахаев - Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка"

Отзывы читателей о книге "Теория и практика регулирования земельных отношений в условиях рынка", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.