» » » » Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2


Авторские права

Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2

Здесь можно купить и скачать "Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Белый город»08eeed96-6db7-11e5-8f01-0025905a069a, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2
Рейтинг:
Название:
Собрание сочинений. Том 2
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-485-00183-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Собрание сочинений. Том 2"

Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том 2" читать бесплатно онлайн.



Впервые в России выходит собрание сочинений выдающегося историка и общественного деятеля члена-корреспондента Российской Академии Наук, профессора Николая Федоровича Каптерева (1847–1917). Его труды составили эпоху в изучении русской истории и еще при жизни исследователя неоднократно отмечались премиями и наградами. Представляемые в настоящем издании работы посвящены русско-греческим церковно-государственным связям и написаны на основе изучения обширных архивных материалов, многие из которых автор впервые ввел в научный оборот. Труды Николая Федоровича Каптерева сохраняют актуальность и до настоящего времени остаются непревзойденными.






26 февраля 1670 года получена была в Москве разрешительная грамота Лигариду, в который Досифей писал, что «ради просьбы государя и ради любви царскаго величества имеем его прощенным и освобожденным от всякаго проклятия и запрещения по письму бывшего господина Иерусалимского Нектария, и быть ему в святительском чине, где хочет по-прежнему, и молить бы, чтобы он был прощен от всех согрешений от Бога». Но это разрешение Паисию дано [С. 234] Досифеем, однако, очень неохотно, только ради настоятельных просьб государя, как это хорошо видно из его письма Лигариду. «Если б не было ходатайства святаго царева, – пишет Досифей Паисию, – у ведал бы святительство твое, Лигаридий, что есть Девора и кто есть мертводушные? и кто только именем верует в Божественный Промысл: тот ли, кто работает для папежей хийских и оставил 15 лет паству без пастыря, или кто полагает душу свою за овцы? Да, увидел бы ты варвара и слепня! Однако на тебе кончаются Езоповы басни, где говорится, как козел бранил волка с высокаго места, ибо ты не столько велик, сколько глуп, бесчеловечен и бесстыден, только место, где пребываешь, есть двор царский; однако уцеломудрись хотя отныне впредь». Но этого мало. Мы не знаем, по каким причинам, но только не прошло и двух месяцев после разрешения Лигарида, как он снова был запрещен Досифеем и царь снова хлопочет о его разрешении при посредстве приятеля Досифея, волошского воеводы Иоанна Дуки. «Понеже нам, нашему царскому величеству, – пишет царь воеводе, – в другоряд к святейшим патриархам притещи о прощении его, митрополита, не к чести показалося», то поэтому он и просит уже воеводу порадеть о деле Лигарида перед патриархами и выражает надежду получить от воеводы скорый и приятный ответ вместе с разрешением Паисию. Но эти надежды царя не оправдались: Досифей уже не соглашался более разрешать Паисия, который так и умер в Киеве (24 августа 1678 г.) под запрещением[107].

[С. 235] 25 февраля 1672 года в Москву прибыл серб Михаил Богданов, посланный Досифеем к государю с письмами (которых при деле не имеется), но через два месяца по повелению государя был сослан в Сибирь за его «неистовство», так как, едучи к Москве, в малороссийских городах во время шаткостей и измены гетмана Демьяна Игнатова говорил непристойные речи. Об этом дано было знать Досифею, который уже до самой смерти царя Алексея Михайловича не обращался более ни с какими грамотами и присылками в Москву[108].

Очевидно, что между московским правительством и патриархом Досифеем в царствование Алексея Михайловича не установились, да и не могли установиться сколько-нибудь близкие, а тем более сердечные и постоянные сношения. Досифей был сторонником Никона, желал его примирения с царем и возвращения на патриаршую кафедру и в этом смысле воздействовал на Нектария, который, по заверению самого Досифея, все ведение дела о Никоне передал в руки его, Досифея[109]. Следовательно, уже по одному этому Досифей не мог быть приятным лицом как для самого государя, так и особенно для многочисленных и влиятельных тогда в Москве врагов Никона. Но этим дело не ограничилось.

Став на сторону Никона, Досифей по этому самому необходимо должен был столкнуться с Паисием Лигаридом, к которому, однако, за его особые услуги московское правительство питало особое расположение. Как человек [С. 236] прямой и правдивый, Досифей не щадил Лигарида, о котором был самого дурного мнения, и если потом, уступая настойчивым ходатайствам царя, и соглашался простить его, но соглашался очень неохотно, с обидными для Лигарида и неприятными для царя оговорками. Вынужденное ходатайством царя разрешение Паисию по прошествии двух месяцев Досифей берет назад, что заставляет государя искать вторичного разрешения Лигарида уже через волошского воеводу, так как вторичное непосредственное обращение к самому Досифею при недостаточной уверенности в успехе ходатайства государь считает несогласным со своим достоинством. Действительно, Досифей, несмотря на заманчивое обещание за податливость в деле Лигарида получить в будущем богатую милостыню, не давал более разрешения Паисию, почему и дальнейшие его сношения с московским правительством при Алексее Михайловиче становились уже невозможными.

С воцарением государя Феодора Алексеевича, воспитанного под влиянием лиц антигреческого направления, грекам вообще воспрещен был даже въезд в Москву ввиду того, говорит царский указ, что ранее «приезжали греческие власти из Палестин, а с собою привозили многоцелебные мощи и чудотворные иконы», а торговые греки привозили добрые товары, «а ныне, – говорит указ, – духовного чина никто не приезжает», а торговые греки стали привозить плохие товары и при торговле дозволять себе всевозможные обманы[110]. А так как в Москве всегда жило много греков, то 10 сентября 1676 года государь указал и бояре приговорили: «Гречан всех, [С. 237] которые на Москве, выслать в свою землю и впредь им приезжать и всякими товары торговать в Путивле, всем против того, как было со 165 (1647) года, а к Москве им ездить не велено»[111]. Так резко заявленная новым московским правительством нелюбовь его к грекам вообще необходимо отбивала всякую охоту и у Досифея входить в какие-либо сношения с таким грекофобским правительством. Но такой разрыв вековых сношений России с православным Востоком был слишком насильственен и произволен, был в некоторых отношениях неудобен и даже прямо невыгоден для самой России и потому не мог быть продолжителен.

Неудобства прекращения сношений с православным Востоком особенно были ощутительны в церковной сфере, где в это время возникли горячие прения по разным вопросам (например, по вопросу о времени пресуществления Святых Даров), для решения которых нужен был авторитет восточных патриархов, ранее всегда готовый к услугам московского правительства. Затем, в это время назревал очень важный в церковном и политическом отношении вопрос о присоединении Киевской митрополии к Московскому Патриархату, чего опять нельзя было сделать без согласия Константинопольского патриарха. Ввиду этого Московский патриарх Иоаким 18 марта 1678 года обратился к государю с челобитьем, чтоб государь «пожаловал его, велел греческих монастырей властей, которые по жалованным предков его государских… грамотам учнут приезжать, также и греков всех, для единые православные христианские веры, в московское государство пропускать по-прежнему, потому что власти [С. 238] приезживали в московское государство со святынею, а греки привозят единоверных православных христиан, которые пребывают в бусурманской неволе, полоненников и всякие узорочные товары». По поводу этого челобитья патриарха государь указал: «Греческие Палестины пестрым и черным властем по жалованным грамотам, в указной год, с причетники их приезжать, а гречан с окупными полоняники и с товары пропускать против прежняго, а заповедных товаров не провозить»[112]. Таким образом, благодаря вмешательству и настоянию патриарха Иоакима снова восстановились сношения России с православным Востоком, так неожиданно и насильственно было прерванные из-за влияния на молодого государя некоторых близких к нему лиц, отличавшихся антигреческим направлением и особою расположенностью к латинскому Западу.

Досифей воспользовался изменившимся отношением московского правительства к грекам, чтобы вступить в сношение с царем и Московским патриархом. В Константинополе в 1679 году находился царский посол Василий Даудов для заключения с турками мира, о чем усиленно хлопотало тогда наше правительство, напуганное не особенно удачною для нас войною с турками из-за Украины. С Даудовым Досифей отправил свою грамоту к государю, писанную от 27 июля 1679 года. Это было со стороны Иерусалимского патриарха поучение и наставление новому и молодому русскому государю относительно его обязанностей как царя православного и благочестивого, поучение, написанное в строгом библейско-византийском духе. «Подобает благочестью твоему, – поучает Досифей царя, – воздать [С. 239] благодарение Богу, сподобившему тебя воссесть на отеческом престоле, соблюдая сперва: да останутся нерушимо все дела церковные и веры, не уклоняясь ни к десной стороне под предлогом большего благочестия, ни к шуией, но царским ходя путем, по слову апостола, и сохраняя крепко в малых и больших вещах веление, еже положиша отцы твои. Просящих церковных о составлении церквей добром утеши, а соблазняющих или церковные вещи себе присвояющих по-мирски отомсти; и царь есть и более архиерей… Да сохранишь себя неприкосновенным от мирских прохлаждений, как многие ныне в миру начальствующие творят, ибо думают, что владеемое ими дано им в дар… Читай Святое Писание часто, да просвещен будешь от света правды и твори благо и благоугодно; бди и молись Богу, да даст тебе силу рассудить добро от зла и ложь от правды, ибо с сим рассуждением творится всякое исправление. Если всякий человек, то наивысшее слово, царский ум, подобен есть Божию, и хочет сам Бог, да как Он заботится о самых малых вещах (как говорится в Евангелии, что власы главы сочтены от Бога), так и царь да печется и скорбит, и молится и бдит и спрашивает, читает и учится, да разумеет добро всех начальников своих и да будет воистину образ Божий и жилище блаженное многохвалимой Троицы… Так, добропобедное мое чадо Феодоре, веруй, устрояй паству твою достойно, не так, чтобы самому быть безопасну; но как солнце достигает светлостью своею во всю подсолнечную, так и ты сам острым разумом и промыслом пекись о молящихся и нуждных и обидимых, о чести и славе благих и конечном спасении всех правдивых и неправдивых, разумных и неразумных, ибо ты должен, [С. 240] как Павел был должен иудеям и еллинам, мудрым и неразумным. Ибо что есть благочестивый царь, как не апостол Иисуса Христа, помазанник Божий, помазанный Духом Сына Его, имеющий в себе царское священство, печалующийся о всех спасении, довольстве, умирении, о покое душевном и телесном по силе человеческой».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Собрание сочинений. Том 2"

Книги похожие на "Собрание сочинений. Том 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Каптерев

Николай Каптерев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2"

Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.