» » » » Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2


Авторские права

Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2

Здесь можно купить и скачать "Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Белый город»08eeed96-6db7-11e5-8f01-0025905a069a, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2
Рейтинг:
Название:
Собрание сочинений. Том 2
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-485-00183-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Собрание сочинений. Том 2"

Описание и краткое содержание "Собрание сочинений. Том 2" читать бесплатно онлайн.



Впервые в России выходит собрание сочинений выдающегося историка и общественного деятеля члена-корреспондента Российской Академии Наук, профессора Николая Федоровича Каптерева (1847–1917). Его труды составили эпоху в изучении русской истории и еще при жизни исследователя неоднократно отмечались премиями и наградами. Представляемые в настоящем издании работы посвящены русско-греческим церковно-государственным связям и написаны на основе изучения обширных архивных материалов, многие из которых автор впервые ввел в научный оборот. Труды Николая Федоровича Каптерева сохраняют актуальность и до настоящего времени остаются непревзойденными.






И в другом отношении Нектарий в своих сношениях с русским правительством тоже занимает особое положение сравнительно со своими предшественниками. Патриарх Феофан ради приобретения расположения и милостыни от московского правительства сделался тайным русским политическим агентом в Турции и посылал в Москву или отписки с политическими вестями или наказывал передавать их устно в Москве своим доверенным посыльным людям. Что же касается патриарха Паисия, то он был самым завзятым добровольцем-политика-ном, сносившимся и с Москвой, и с Хмельницким, и с Молдо-Влахийски-ми воеводами, причем Москва, по его представлению, должна была сделаться главою и руководительницею движения всех православных народностей с целью ниспровержения турецкого господства. И патриарха Нектария московское правительство приглашало служить ему «в государевых делех». Так, в 1667 году с послом в Турции Афанасием Нестеровым государь писал Нектарию: «Да мы же, великий [С. 221] государь, наше царское величество, приказали послом нашим, будучи в Царегороде, приходить к вашему святительству к благословению, и о наших государевых делех, о чем доведетца, вам докладывати; и вашему б святительству о тех наших царскаго величества делех порадети и мысль своя послом нашим подавати, а мы, великий государь, наше царское величество, и впредь ваше святительство в забвенье полагати не будем»[104]. Но ниоткуда не видно, однако, чтобы патриарх Нектарий когда-либо сообщал московскому правительству вести «о турецких поведениях» в отписках ли или в устных наказах со своими посыльными; не видать и того, чтобы он радел о государевых делах перед нашими послами в Турции и по какому-либо случаю подавал им свою мысль, как того желал государь. Очевидно, занятие политикой патриарх Нектарий не считал своим делом и потому решительно устранился от всякого участия в так называемых «государевых делех», поскольку они не соприкасались прямо с делами церковными.

Глава 5

Сношения патриарха Досифея с русским правительством при Алексее Михайловиче, Феодоре Алексеевиче и царевне Софье (1669–1690 гг.)

[С. 222] Преемник Нектария на Иерусалимской кафедре патриарх Досифей (1669–1707) принадлежал к числу выдающихся восточных иерархов XVII столетия. По своему характеру это был человек в высшей степени живой, подвижный и впечатлительный, на все отзывчивый и необыкновенно деятельный, способный с увлечением и всецело отдаться раз излюбленному делу, готовый всячески отстаивать, защищать то, что он считал правым или полезным для Православия. Досифей был прекрасным знатоком всего православного Востока, с жизнью которого он был хорошо знаком не только из книг, собирать, читать и изучать которые он любил, но и из своих непосредственных наблюдений, так как еще в качестве спутника своих предшественников, патриархов Паисия и Нектария, он посетил большую часть православных стран Востока. Сделавшись патриархом, Досифей мало бывал в Иерусалиме, а последние восемнадцать лет не был в нем даже ни разу; он постоянно переходил с места на место, проживая то в Константинополе, то в Адрианополе, то в Молдавии [С. 223] и Валахии, то путешествуя ради сбора милостыни из одной страны в другую, благодаря чему он прекрасно знал современное положение разных православных Церквей, их местные нужды и потребности, грозившие где-либо Православию беды и опасности. В то же время среди своих современников Досифей был и выдающийся ученый, обладавший основательными и обширными познаниями в Священном Писании, в церковной истории, в области церковного права; он хорошо знал и изучил греческих церковных писателей, сочинения которых, особенно полемические, тщательно собирал, чтобы потом напечатать их. Как ученый он оставил после себя несколько сочинений, которые хотя не отличаются тщательностью обработки материала и научной самостоятельностью, нередко страдают растянутостью и уклонением в сторону от рассматриваемого предмета, но зато поражают громадной начитанностью автора, разнообразием и обширностью познаний, удивительным ученым трудолюбием и своей особою целью. Ученые работы, целые громадные книги пишет Досифей не в видах открыть отвлеченную научную истину, а с исключительною целью выяснить и доказать истину Православия, неправоту и заблуждения его врагов, т. е. он работает исключительно с практическою целью – доставить торжество Православию над всеми его противниками, почему даже такое чисто историческое его сочинение, как «История патриархов Иерусалимских» носит повсюду довольно яркий полемический характер. Как патриарх Досифей был весь преисполнен самыми высокими представлениями об обязанностях и призвании патриархов, в особенности о призвании и обязанностях патриархов Иерусалимских. Они, как [С. 224] лично и часто посещающие ради сбора милостыни почти все православные страны, преимущественно перед другими патриархами призваны быть стражами Православия повсюду, неустанными борцами с иноверием, учителями и наставниками всех православных, ревностными охранителями во всем православном мире древних церковных чинов и обычаев, которые в Иерусалимской Церкви всегда сохраняются неизменно и ненарушимо. И Досифей действительно всегда готов был словом и делом поддержать всюду бедствующих и угнетаемых православных братий своих, воодушевить ослабевающих из них, так или иначе помочь борющимся с иноверцами, всегда готов был преподать всем нужное пастырское наставление и научение, а вместе с тем обличить и вразумить заблуждающихся в чем-либо или уклонившихся от церковных правил и обычаев, малейшее отступление от которых было всегда ему особенно ненавистно и всегда вызывало с его стороны иногда суровые и резкие обличения. Чуть не каждая православная Поместная Церковь испытала на себе заботы Досифея об ее благосостоянии и процветании или об ограждении ее от иноверных козней и притеснений. Так, в Трансильвании Досифей хлопочет удержать румын от унии и преподает ряд церковных наставлений новопоставленному трансильванскому митрополиту Афанасию; заботится о церковном благоустройстве Грузии, старается предостеречь ее от врагов Православия, восстановить иверские монастыри, пришедшие в запустение, пишет особое послание к членам Южнорусской Церкви, в котором убеждает их твердо держаться Православия, бегать мирской суетной мудрости и еретиков, с терпением переносить гонения [С. 225] и напасти и т. п. Но особенное внимание Досифей обращает на Россию, которая занимала в его представлении исключительное положение и вызывала к себе с его стороны особые отношения. Это потому, что Россия была для него той именно страной, на которой почили самые дорогие и заветные его надежды на освобождение православных народов от турецкого ига, на восстановление дорогого ему царства благочестивых греческих императоров, на торжество и победу Православия над теснившим его и угнетавшим западным иноверием. Только одна Россия, по мнению Досифея, может быть единственной освободительницей православных народов от турецкого ига, твердой опорой и верной защитой всего Вселенского Православия, прочным непреоборимым оплотом для него против всех покушений иноверцев, только один русский царь есть истинный защитник и покровитель всех православных, так как он есть прямой законный преемник и наследник благочестивых греческих императоров, преемник и продолжатель их великого и святого призвания – служить опорой и защитой всему Вселенскому Православию. В силу такого взгляда Досифея на значение для всего православного мира России и русского царя он постарался войти в самые близкие сношения с московским правительством и принять в русской жизни, не только церковной, но и государственной, самое живое и деятельное участие. Эти близкие и постоянные сношения Досифея с русским правительством, давшие потом возможность Досифею высказывать свое мнение и суждение не только по поводу тех или других явлений в русской церковной жизни, но и в жизни общественной и государственной, [С. 226] возникли, конечно, не вдруг, а слагались постепенно и своего полного всестороннего развития достигли только в царствование Великого Петра, верным преданным слугой и почитателем которого был Досифей.

23 января 1669 года Досифей вступил на патриарший Иерусалимский престол и уже в тот же день поспешил уведомить об этом московское правительство особою грамотой, от которой сохранился только отрывок. В ней он пишет, что принял попечение о святом престоле Иерусалимском, обремененном многими долгами, которых лежит на нем до 109 тысяч талеров, что он имеет намерение пространнее писать обо всем государю через некоторое время. Действительно, 23 сентября того же 1669 года в Москву прибыл архимандрит Досифея Прохор с двумя патриаршими грамотами. В первой из них, писанной в мае 1669 года, Досифей жалуется на громадные долги, от которых страдает патриархия, на многие беды и напасти, которые повседневно постигают их, и только «когда слышим о мире вашем, которого вас сподобил Бог, и как у вас неподвижно доселе соблюдается Богом дарованная вера Христова, упокоение некоторое приемлет сердце наше и воздаем Богу благодарение и с вами получаем радость, как бы в едином теле». Во второй грамоте, от 1 ноября 1669 г., говорит, что он получил царское послание, написанное еще к Нектарию, «и прочитали в нем о Газском митрополите, чтобы мы его простили и что будто не имеет вины на себе; а он, Лигарид, имеет многие великие вины и согрешения, которые, написав, послал было к тебе, великому государю, свидетельства ради; только стыд не допустил нас послать, отчего и возвратили. Только [С. 227] единое говорим, что кир Нектарий патриарх не таковский, чтобы писать или говорить ложно, но такой он в правиле, что ныне иной такой архиерей разумный и богобоязненный не будет. Но ныне державное ваше царствие пишете, чтобы мы простили его, а он пишет к некоторым еретикам, каков и сам есть, которых мы и здесь не имеем ни в живых, ни в мертвых… Лигаридовых друзей, которым он пишет и которыми стращает нас, мы считаем ни во что. А что он пишет к своим друзьям, изволь, царствие ваше, принять одну его грамоту и прочесть, и выразумей, как он патриарха своего хулит и бранит, и за то ему следует быть отлученным от архиерейского достоинства…[105] Он пишет и бранит [С. 228] нас и называет мертводушными и нечестивыми, и отца нашего Нектария называет забвенным и безумным и многие иные (писал) неподобные словеса», за которые он должен бы был подвергнуться наказанию. Но так как за него ходатайствует сам царь, то Досифей прощает его и разрешает от наложенных на него клятв и запрещения. Ввиду того что царь просил о разрешении Лигарида и Константинопольского патриарха, Досифей очень решительно заявляет по этому поводу свои воззрения на отношения Константинопольского патриарха к другим патриаршим престолам. «А Вселенский, – пишет он государю, – не имеет никакого дела до Иерусалимскаго престола и над архиереями учинить ничего не может. Только отлучение и гнев Божий для согрешения нашего: был Вселенскаго престола патриарх Парфений, человек ненаказанный и неученый, не разумеющий ни Номоканона и соборных правил, ни церковных чинов; распространил он руку свою, где ему не дано было, и престолы апостольские и патриаршие – Александрийский и Антиохийский и смутил и помешал, и так себя превозносил, что хотел искусить и бывшего патриарха Иерусалимскаго блаженнейшаго Нектария. Сего ради пришел на него гнев Божий и воздал ему по сердцу его и весь совет его исполнил. А Газский митрополит от Вселенскаго патриарха не имеет никакого докучания, ибо Вселенский патриарх по святым законам не имеет власти в Иерусалимской области; [С. 229] не только архиереев, но и диаконов не может ни отлучить, ни простить; а что он, Парфений, учинил Газскому митрополиту, учинил, яко не наученый и не грамотный». В той же грамоте от 1 ноября Досифей молит государя о присылке милостыни Святому Гробу, без которой они могут окончательно погибнуть. «А я, богомолец твой, – пишет Досифей, – ныне пребываю здесь в Филиппе-граде и в иных городах близко Дуная-реки до светлаго воскресения, и потом помышляю ехать к мултянскому и волошскому государям помощи ради малей. А ныне волошский воевода Дука, добрый наш приятель и Святаго Града пособник, монастырь строит Святому Гробу и ожидаем архимандрита нашего Прохора с твоею царскою неизреченною милостью, в которой все упование и утешение наше, и больше скажем: если ты, великий государь, помощи не учинишь нам, пропали мы от лица земли и в Иерусалим нельзя нам будет ехать от многих долгов, а прибежища и покрова инде не имеем, кроме твоего пресветлаго царствия. От многаго долга хотят бусурманы великую церковь Святаго Града в еретические руки заложить, и боимся, чтобы не отошла от рук наших. Сего ради припадаем до лица земнаго, просим и молим милосердия и благоутробия твоего державнаго, да пришлешь помощь к Святому Гробу Господню и неизреченную милость ради здравия своего и блага родных чад твоих, сестер и дщерей, и для блаженной памяти родителей своих, царицы Марии Ильиничны и царевича Симеона. Буди, владыка тишайший, милость твоя на нас, яко же уповахом на тя, и как получим милость твою, надеемся идти во Святой Град Иерусалим молить Господа о здравии твоем до конца жизни, и если облегчимся мало от тягости долга, помощию [С. 230] Божиею начнем строить монастырь св. Вифлием Великаго царя – есть Гроб, и Распятие, и Рождество, строение перваго царя, что царствовал над первыми христианами. Кому же иному подобает пособить и порадеть о Гробе Царя царствующих, кроме христианскаго царя, каков есть святое твое царствие, благодатью Божию перворожденный единородный всех православных христиан, похвала и утешение, свет и отдыхание, не только царь прекрасный, но и многими делами украшенный паче диадимы, большую имею похвалу крестом, нежели скиптром, отец сиротам и предстатель повсюду божественным Церквам. И так призри, тишайший самодержец; если всякие церкви строит человек, то праведно есть, да строит те места, где ступала нога Христова, место, украшенное кровию Христовою. И кто хочет помогать со стороны крайней нужды, то это нам, поелику сперва оттоле началось раззорение христианское и нечестивых врагов много, неусыпаемых, и гордых, и богатых, а благочестивых весьма немного и те бессильны… Подобно и праведно есть милосердствовать царствию твоему Святому Гробу, потому что царь преславнейший и именитый».


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Собрание сочинений. Том 2"

Книги похожие на "Собрание сочинений. Том 2" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Каптерев

Николай Каптерев - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Каптерев - Собрание сочинений. Том 2"

Отзывы читателей о книге "Собрание сочинений. Том 2", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.