» » » » Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским


Авторские права

Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским

Здесь можно купить и скачать "Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Св. Фомы»aad2d1ca-1f0f-11e5-b4ea-002590591ed2, год 2007. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским
Рейтинг:
Название:
От библейских древностей к христианским
Издательство:
неизвестно
Год:
2007
ISBN:
978-5-94242-036-9
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "От библейских древностей к христианским"

Описание и краткое содержание "От библейских древностей к христианским" читать бесплатно онлайн.



«Перед читателем, в сущности, две книги под одной обложкой. Это заметно по подходу к изложению материала и даже по форматированию. Есть и более глубокие различия, например, в понимании соотношения исторических и археологических источников, а также задач обзоров: первая половина книги (до начала эллинизма), в основном, суммирует позитивные результаты работ в области т. н. «библейской археологии»; вторая, перекрывающая период с эллинизма до начала византийской эпохи, сосредоточена на проблемах историографии и источниковедения, проблемах датировок, атрибуций, контекстуальных интерпретаций…»






Глава I

Сиро-Палестинский регион в ассирийский, нововавилонский и ахеменидский периоды

Первая глава нашей книги охватывает период от гибели Еврейских царств до прихода на Ближний Восток армии Александра Македонского. То есть, примерно, 400 лет – очень значительный период даже для ровного, непрерывного развития. А эта эпоха менее всего может считаться стабильной, напротив, ее можно назвать, особенно в первой части, своего рода «смутным временем»: трижды сменялись захватчики-иноземцы, переселялось и вновь возвращалось население, восставали в стремлении к самостоятельности зависимые от захватчиков города-государства, заключавшие союзы то с одним, то с другим династом. Понятно, что частая смена политической ориентации вызывала перемены в демографии, торговле, производстве, даже в религии и, конечно, в культуре.

Археология сравнительно недавно начала строить собственную модель жизни этой эпохи в библейских странах, то есть на пространстве, ограниченном с севера Малой Азией, с юга Египтом, с востока Месопотамией и Средиземным морем с запада. Однако определенные успехи уже достигнуты, и нам следует ознакомиться с ними, прежде чем обратиться к археологическим свидетельствам формирования раннего иудаизма и христианства. Начнем с краткого очерка истории региона, какой она рисуется по традиционным, то есть письменным, источникам, подкрепленным также данными эпиграфики, нумизматики и сигиллографии[2].

Общий очерк истории

Рассматривать археологию и историю Сиро-Палестинского региона в избранный период следует не как часть изолированной и уникальной «священной истории», а как важную составляющую развития первых империй, то есть на гораздо более широком фоне «большой» ближневосточной истории. Ранние империи (Ассирийская, Нововавилонская и Персидская) были государственными образованиями, включавшими в себя территории, разнородные в этническом, экономическом и политическом отношении. Это включение осуществлялось на основе существенной переработки старых социально-экономических связей. Местные правители при этом переподчинялись центральному правителю (царю) или заменялись имперскими чиновниками (как сказали бы сегодня, создавалась единая вертикаль власти). На завоеванные земли распространялось новое территориально-административное деление (оно учитывало традиционные этнические и географические факторы, но не обязательно следовало им). Жители новых земель (хотя так было не во всех случаях) обычно считали свои отношения с центральной властью («метрополией») неравными и несправедливыми, и местные элиты, особенно на окраинах, периодически делали попытки выйти из состава империи или сменить центральную власть путем заговоров и мятежей. Ранние империи оставались сравнительно непрочными и существовали недолго, в течение жизни трех-четырех поколений правителей.

Первой из них стала Ассирийская, мощные завоевательные походы которой привели всего за 15 лет (745–731 гг. до н. э.) к включению в нее всей северной и западной части Сиро-Палестинского региона (Урарту, Северная Сирия, Финикия, часть Аравии), Филистии (Газа и Ашкелон) и Дамаска. Власть Ассирии признал царь Иудеи Ахаз, который упомянут среди вассалов ассирийского царя Тиглатпаласара. Последний занял также Галилею и земли за р. Иордан, наложив дань на оставшиеся незавоеванными города второго царства евреев – Израиля. На престоле Израиля оказался новый правитель, Осия, признавший верховную власть Ассирии и выплативший ей дань. Вассалами ассирийцев стали соседние царства Моав, Аммон и Эдом. Позже Осия примкнул к антиассирийскому движению финикийских городов, поддержанному Египтом, но был захвачен в плен ассирийским царем Салманасаром V, а остатки его государства Ассирия присоединила после трехлетней осады Самарии (взята в 722/721 г. до н. э.). Часть населения Израиля увели в плен, согласно Библии, при том же царе (2 Цар 17, 6) или его преемнике Саргоне II, и поселили в Месопотамии и Мидии (после 713 г. до н. э.).

Соперничество Ассирии и Египта заставило ассирийцев обратить особое внимание на ключевые в военно-политическом отношении города Филистии, которые удалось подчинить не сразу: только масштабные вторжения Саргона II и Синаххериба и осада Газы (720 г. до н. э.), Ашдода (712 г. до н. э.) и Экрона (701 г. до н. э.) позволили разрушить антиассирийский союз и превратить этот важнейший регион в базу для дальнейших вторжений в Египет[3].

В борьбе с филистимско-египетско-израильской коалицией были разрушены многие города Израиля, вновь взята Самария, выведено ее население. Владения Ассирии расширились за счет филистимских городов: Ашдод, Гат и другие вошли в новую ассирийскую провинцию.

Завоеванные земли ассирийцы разделили на округа (в Сирии, Палестине и Финикии их насчитывают 22; сейчас их называют на римский манер провинциями). Округами управляли чиновники-ассирийцы, которые командовали войском и собирали налоги. На периферии империи остались автономные (вассальные) царства: Иудея, Аммон, Моав и Эдом, а на побережье – несколько городов-государств Финикии и Филистии, но их земли были, в основном, аннексированы.

Ассирийские цари считали необходимым переселять большие массы коренных жителей региона и замещать их народами из других областей. В Месопотамию из Сирии переместили арамеев, из Самарии и Израиля – евреев, из Газы – филистимлян; в то же время, жители Южной Месопотамии и часть аравийскиих племен оказались в Израиле. Однако переселение не было тотальным – значительное число жителей осталось на месте. Выводили семьи знати и воинов, а также ремесленников и вообще горожан. (Так будет позже и при выведении евреев из Иудеи в Вавилон – основной массив сельского населения останется в своей стране.) В Ассирии переведенные семьи поселили, соответственно, в городах.

Сохранившиеся в Самарии группы крестьян-евреев растворили в своей среде переселенцев-ассирийцев из Месопотамии, удержали израильский культ Яхве и традиционный центр почитания своего Бога – г. Бейт-Эль, в конце концов образовав, к середине VI в. до н. э., новый этнос – самаритян, вероисповедание которых считают разновидностью иудаизма. Похожим образом, на основе арамейского, возник этнос сирийцев. Но, если арамеи сыграли важную роль в формировании Ассирийской империи, и их язык вскоре стал ее официальным языком, в конце концов оказавшись в роли основного межэтнического языка чуть ли не всего Ближнего Востока – то судьба евреев оказалась иной: их группы, выведенные из Израиля, в основном растворились в других этносах.

Сохранившей политическую автономию Иудее пришлось выстраивать отношения с Ассирией и, в то же время, добиваться внутренней консолидации, чтобы избежать судьбы Израиля. Судя по проповеди пророка Исайи, консолидации страстно искали на пути укрепления монотеистического культа Яхве. Это выразилось в реформах царя Езекии, очистившего иерусалимский Храм, уничтожившего статуи божеств, упразднившего их святилища и восстановившего праздник Пасхи (который в разделенных царствах не справляли). Были приняты меры к восстановлению престижа Храма и жречества, которое стало получать постоянное содержание. Столицу Иудеи и ее Храм, несомненно, воспринимали как общие центры еврейского народа, вне зависимости от того, на какой территории жила та или иная его часть. Несмотря на то, что все еще сохранялись соперничавшие центры (например, Арад с его храмом Яхве), Езекии удалось добиться религиозно-этнического объединения народа в период крайнего ослабления политических связей.

Новые попытки освободиться от власти ассирийцев несли Сиро-Палестинскому региону всё новые испытания. Выступление коалиции государств-вассалов Халдеи, Тира, Ашкелона и Иудеи привело к ряду карательных походов ассирийского царя Синаххериба, осадившего заново укрепленные и вновь построенные крепости мятежников на побережье и в Иудее. Мятеж в Финикии и Филистии был подавлен, а над Иудеей нависла угроза полной потери независимости. Это хорошо осознавали ее жители. Некоторые историки даже видят в памятниках эпиграфики отражение подобных настроений. Известный религиозным традиционализмом Анри Лемер, например, трактует так прочтенный им в пустой гробнице под Лахишем (Хирбет Бейт Лея) текст с проклятиями врагам и с призывом к Яхве («владыке гор Иудеи, Богу Иерусалима и всей земли») о помощи и милосердии (см.: Lemair 1976, рр. 565–568). По-видимому, был заново укреплен Иерусалим, собрано ополчение и заготовлено много оружия. Синаххериб начал с осады и взятия крепостей, в том числе Лахиша, которые разрушал и уводил в плен их население, забирая скот и другие ценности. Иудея покорилась, выплатив очень значительную дань. Но планировавшаяся осада Иерусалима не удалась, так как в войске Синаххериба началась эпидемия, и оно вернулось в Месопотамию. После кампаний Синаххериба центром управления Палестиной стал город Экрон – опорная база ассирийцев и крупный экономический центр, поставлявший оливковое масло (Gittin, Dothan 1987, pp. 214–215).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "От библейских древностей к христианским"

Книги похожие на "От библейских древностей к христианским" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Николай Мерперт

Николай Мерперт - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Николай Мерперт - От библейских древностей к христианским"

Отзывы читателей о книге "От библейских древностей к христианским", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.