Азер Мамедзаде - Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана"
Описание и краткое содержание "Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана" читать бесплатно онлайн.
В монографии на основе конкретно-исторического подхода исследуется процесс зарождения, формирования и правового становления свободы совести. При этом подробно освещены вопросы развития идеи свободы совести в учениях мыслителей и трудности ее осуществления в разные эпохи, правового содержания и законодательного закрепления свободы совести. Раскрыты международно-правовые гарантии свободы совести и конституционно-правовые основы ее в странах мира.
Рассмотрены основные положения уголовно-правовой доктрины об ответственности за посягательства на свободу совести, дан анализ основных тенденций и проблем уголовно-правовой охраны свободы совести в законодательствах Российской Империи и Азербайджанской Республики. Проведено сравнительно-правовое исследование современного иностранного уголовного законодательства по изучаемому вопросу.
Монография представляет научный интерес не только с историко-правовой точки зрения, но и с позиции влияния различных подходов к осмыслению феномена «свобода совести» и формированию его современного понимания. Она может быть полезна студентам, аспирантам, преподавателям, религиоведам, юристам, законодателям и всем, кто интересуется проблемами религии и права.
Во все времена истинные мусульмане следовали этим наставлениям Всевышнего и воплощали их в своей жизни. Они несли своим подданным добро и мир, терпимость и уважение, которым учит их Священный Коран во имя благополучия всего человечества: «Добро и зло не могут быть равны. Так оттолкни же зло добром, и тот, кто ненависть к тебе питает, в родного друга обратится» (181, 41:34).
Этот наказ Аллаха всем верующим мира не только сохраняет свою актуальность сегодня, но и обретает особую силу.
Согласно учению ислама, религиозная совесть мусульманина проявляется не только в его религиозном убеждении, терпимости, но и гуманизме, проникнутом любовью, милосердием и состраданием к людям. Все эти понятия в Коране тесно переплетены и неразрывно взаимосвязаны. В этом мы убедились при анализе содержания аятов, прямо или косвенно связанных с воплощением в жизнь свободы совести человека. Потому милосердие (рахма) в Священном Коране занимает особое место.
Божественные качества милости и милосердия упоминаются в Коране сотни раз. Смысл имен Аллаха «ар-Рахман» и «ар-Рахим» в суре ал-Фатиха Имам Джафар Садик (мир ему!) – сжато толкует так: «Аллах милостив (ар-Рахман) ко всем Своим созданиям и милосерден (ар-Рахим) особенно к верующим» (183, 1/254). Это означает, что милость Аллаха всеобъемлюща, Он всем дарует всяческие блага, а Его милосердие дает верующим основание надеяться на счастье в потусторонней жизни. Его же справедливость требует наказания тех, кто действует вопреки Его замыслу. «Рахма» со стороны Аллаха – благодеяние и милость, а со стороны людей – милосердие и сострадание (249, с. 242).
Многочисленные аяты Корана говорят о безграничной Божественной милости. К примеру, «Моя милость объемлет всякую вещь» (181, 7:156); «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: ”Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает все грехи, ибо Он – Прощающий, Милосердный“ (181, 39:53); ”Господь наш! Ты объял всякую вещь милостью и знанием”» (181, 40:7).
Милость Аллаха столь велика, что она распространяется не только на Его верных слуг – благочестивых верующих, но и на неверующих и даже на тех, кто в своем упорном заблуждении враждебно встретил проповедь Божьего посланника. Его милосердие охватывает и творящих добро, и творящих зло, наказание же злых и грешников Он откладывает, ибо среди них могут оказаться и покаявшиеся, и вернувшиеся к Аллаху (249, с. 244–245). Поэтому Коран таковых призывает:
«Обратитесь к вашему Господу и покоритесь Ему, до того как постигнет вас наказание. Ведь потом вам не помогут» (181, 39:54).
Сказанное выше вовсе не означает, что ислам сводит милосердие лишь к Божественному милосердию. Человек, по исламу, также должен проявлять милосердие из чистых и возвышенных мотивов и брать в этом пример с Пророка Мухаммада (с): «В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха» (181, 33:21). Всевышний Аллах, призывая верующих к состраданию и милосердию, сказал: «К вам явился Посланник из вашей среды. Тяжко для него то, что вы страдаете. Он старается для вас. Он добр и милосерден к верующим» (181, 9:128).
«А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие. Таковы люди правой стороны» (181, 90:17–18).
Побуждение друг друга к состраданию является одним из важнейших предписаний Всевышнего, милость Аллаха пребудет над тем, кто милосерден к людям. Милосердие для мусульманина не ограничено проявлением его только по отношению к единоверцам, ибо оно делается во имя Аллаха и будет полностью воздано тому, кто его делает.
Если учесть, что всякое Священное Писание толкуется каждым по внушению своей совести, то отсюда следует, что никто и ничто не могут быть правилами в делах веры. Управлять совестью может только сама личность человека, не передавая сего права кому-либо другому.
2.2. Свобода совести как проявление веротерпимости в эпоху Халифата
Исследование поставленной задачи мы начнем с напоминания простой и общеизвестной истины, что в корне свободы совести человека лежит его религиозное убеждение, ставшее неотъемлемым фактом его духовного бытия. Понимание современного проявления свободы совести нереально, с одной стороны, без знания ее истоков и глубочайшего анализа истории становления этого института, с другой – без внимательного рассмотрения действующих правовых документов и главных препятствий на пути их полноценной реализации, с которыми в последнее время сталкивается мир.
Попробуем диалектически скооперировать обе стороны проблемы в рамках данного исследования. Обратимся сначала к истокам духовных ценностей, сыгравшим главную роль в формировании религиозного сознания мусульман.
Это истина, посланная людям Аллахом в ночь великих чудес, в Ночь Предопределения, в месяце Рамазан через Пророка Мухаммада (с) в начале VII в. и возвещенная Им всему миру в священном очаге Центральной Аравии – Каабе в 610 г. н. э. Первоначальное, чистое и единственно верное изучение истины означает ислам. Мухаммад (с) не был создателем религии, он не стремился найти новую истину, а хотел лишь возродить старую в новом блеске. Он был реформатором, и предложенный им ислам был для него лишь возрождением древней веры (230, с. 95).
В арабском языке слово «ислам» многозначно, но все его значения сводятся к единому и единственному смыслу. Можно переводить «ислам» как «добровольное вверение себя Богу» или «покорность Богу», но истинным, грамматически точным смыслом будет «добровольное приведение себя к целостности и норме» (46, с. 7).
Мусульманин (муслим, в переводе с арабского, – «принявший ислам») понимает, что человек как единое существо нуждается в сохранении и преумножении своей изначальной целостности. Он добровольно покоряется Богу, чтобы быть свободным от всех других господ, стоящих в очереди за его жизнью, – от светской власти, мирской славы, рабства денег и неправедных людских влияний. Покоряясь Богу Единому, человек обретает не только надежную внешнюю защиту, но находит и защиту внутри собственной личности, поскольку та в своем устремлении к Создателю почти уже срослась с личностью и субстанцией Бога. Таким образом, ислам есть не что иное, как единство и цельность человеческой личности, достигнутые благодаря усердию в вере и покорности воле Бога. Причем это такое единство, которое и словом, и действием отрицает множественность возможностей, зная только один Путь – путь спасения человечества в Боге (46, с. 7).
Мусульманский мир осмысливается как мир людей, свобода совести которых проистекает из религии Аллаха – ислама.
Первоначально ислам был не только религией – и это его самая важная сторона – он одновременно и форма общественной жизни. Он разрушил существовавшие тысячелетиями племенные объединения и создал до той поры (начало VII в.) несуществующие на Востоке новые формы общественных отношений, выдвинул правовые и государственные теории, которые до сегодняшнего дня не потеряли своей значимости, утвердил на месте общественного, религиозного и политического хаоса мировую империю и превратил ее в центр мировой культуры тогдашнего мира (230, с. 104).
Об этой эпохе за отделяющие нас от нее 14 столетий написано и сказано столько, что кажется – написано и сказано все. Между тем вновь и вновь, век за веком, поколение за поколением мы не устаем обращаться к своему великому наследию, стремясь через него познать истину, ибо она превосходит все суждения и предположения человеческой мысли.
Уже в первом столетии в исламском мире произошло множество расколов, отразившихся на всей дальнейшей мусульманской истории. В ней существовали периоды раздора и периоды мира и процветания, дроблений и преобразований среди различных фракций и течений, войн с неверными. На протяжении многих веков мусульманский мир менялся. Естественно, что и ислам, как всякая историческая реальность, не мог оставаться неизменным. Неоднократно менялись акценты, заново осмысливались его основные положения и принципы. Соответственно, менялись религиозные воззрения людей, а следовательно, и представления о свободе совести. Не изменилась лишь главная особенность ислама. В чем же она заключается?
На протяжении всей своей истории ислам как система религиозных и социальных ценностей имел коллективистский характер. Попытка шейха Али Абд ар-Разика (1888–1947) в 1925 г. представить ислам не как коллективную религию, а лишь как религию коллектива встретили решительный отпор со стороны шейхов Аль-Азхара, которые усмотрели в этом тезисе мусульманского диссидента еретическое стремление интерпретировать ислам на манер христианства, сделать из него религию индивидов, а не коллективную религию общины. Шейх Мухаммед аль-Бахи, один из руководителей Аль-Азхара, в книге «Современная мусульманская мысль и ее отношение к западному империализму», которая была издана в Каире в 1957 г., отмечал, что если допустить тезис Али Абд ар-Разика, то получится, что люди действительно имеют полную свободу руководствоваться в своих поступках своим собственным разумом, своими знаниями, своими интересами, своими страстями и своими склонностями, ислам никогда не допускал этого (86, с. 46).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана"
Книги похожие на "Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Азер Мамедзаде - Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана"
Отзывы читателей о книге "Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана", комментарии и мнения людей о произведении.