» » » » Азер Мамедзаде - Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана


Авторские права

Азер Мамедзаде - Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана

Здесь можно купить и скачать "Азер Мамедзаде - Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2013. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Азер Мамедзаде - Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана
Рейтинг:
Название:
Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана
Издательство:
неизвестно
Год:
2013
ISBN:
978-5-94201-665-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана"

Описание и краткое содержание "Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана" читать бесплатно онлайн.



В монографии на основе конкретно-исторического подхода исследуется процесс зарождения, формирования и правового становления свободы совести. При этом подробно освещены вопросы развития идеи свободы совести в учениях мыслителей и трудности ее осуществления в разные эпохи, правового содержания и законодательного закрепления свободы совести. Раскрыты международно-правовые гарантии свободы совести и конституционно-правовые основы ее в странах мира.

Рассмотрены основные положения уголовно-правовой доктрины об ответственности за посягательства на свободу совести, дан анализ основных тенденций и проблем уголовно-правовой охраны свободы совести в законодательствах Российской Империи и Азербайджанской Республики. Проведено сравнительно-правовое исследование современного иностранного уголовного законодательства по изучаемому вопросу.

Монография представляет научный интерес не только с историко-правовой точки зрения, но и с позиции влияния различных подходов к осмыслению феномена «свобода совести» и формированию его современного понимания. Она может быть полезна студентам, аспирантам, преподавателям, религиоведам, юристам, законодателям и всем, кто интересуется проблемами религии и права.






Из приведенных аятов предельно ясно, что Всевышний постоянно напоминал Мухаммаду (с), что дело Пророка заключается в разъяснении людям религии, напоминании ее требований, а не в том, чтобы заставлять их принять религию. Аллах предоставляет своим творениям право выбора.

В шестидесяти четырех аятах Корана содержится указание на первостепенную важность идей о выборе (ал-ихтийар) и приобретении (ал-касб), смысл которых состоит в утверждении непротиворечивости характера взаимосвязи между постулатом о всеохватности Божьего знания и универсальности Его могущества, с одной стороны, и способностью человеческого разума самостоятельно делать заключения и выбирать решения – с другой (249, с. 263).

Право человека на свободу убеждений и на свободное их выражение занимает особое место в исламе. Данное положение является одним из средств распространения справедливости и равноправия в мусульманском обществе (387, с. 424). Во времена Мухаммада (с) и Халифата это право было распространено путем свободного обсуждения мусульманского положения, путем высказывания определенных мнений, касающихся управления мусульманским обществом. Данное право закреплено в Коране: «Дабы погиб тот, кто погиб при полной ясности, и дабы выжил тот, кто выжил при полной ясности. И поистине, Аллах – слышащий, знающий!» (181, 8:42). Всевышний повелевает Пророку (с): «Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием, и веди спор с ними наилучшим образом. Воистину, твой Господь лучше знает тех, кто сошел с Его пути, и лучше знает тех, кто следует прямым путем» (181, 16:125). Воля Господа выражена и в аяте: «Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (181, 3:104).

Из вышеприведенных сур следует, что право на выражение мнения – одно из прав, которое Аллах повелевает использовать. Как было отмечено, данное право широко использовалось во времена Пророка Мухаммада (с), во времена Халифата, когда все люди могли устно или письменно участвовать в обсуждении дел мусульманской общины (14, с. 45).

Вместе с тем право на свободу убеждений и на свободное их выражение не является абсолютным, оно может быть ограничено в целях обеспечения безопасности государства, охраны общественного порядка, нравственности и уважения прав и репутации других лиц. Следовательно, запреты, помимо юридического смысла, обретают смысл моральный. В Коране моральная дилемма была поставлена перед человеком в виде запрета на несправедливое злословие и разглашение мерзости о верующих, поскольку это нарушает нравственность и общественный порядок в исламском обществе. Это есть не что иное, как утверждение основного правового принципа свободы: дозволено все, что не запрещено. Данное ограничение нашло свое выражение в аяте: «Аллах не любит, когда злословят вслух, если только этого не делает тот, с кем поступили несправедливо. Аллах – Слышащий, Знающий» (181, 4:148). За нарушение этого ограничения Кораном предусмотрено наказание. Так, согласно аяту: «Воистину, тем, которые любят, чтобы о верующих распространялась мерзость, уготованы мучительные страдания в этом мире и в Последней жизни. Аллах знает, а вы не знаете» (181, 24:19).

Право на свободу мысли, совести и религии есть одно из ценнейших свобод в исламе. Свобода мысли в исламе играет большую роль в познании мира. Путем мысли человек освобождается от всяких легенд, мифов об окружающем мире; путем мысли человек узнает, что Аллах создал весь окружающий мир; путем мысли человек становится верующим в Аллаха (249, с. 77).

Необходимо отметить, что Коран концентрирует внимание на свободе мысли в различных сферах жизни. Коран требует от любого человека поразмыслить, прежде чем он совершит какое-либо действие, думать о самом действии и о его последствиях. Познание мира должно быть осмысленным, нельзя просто слепо верить в то, что весь мир создан Аллахом. Сам Аллах требует путем размышления в ощутимых и видимых явлениях природы найти истину и, убедившись в ней, принять религию: «Неужели они не размышляли о самих себе? Аллах создал небеса, землю и то, что между ними, только ради истины и только на определенный срок. Но многие люди не веруют во встречу со своим Господом» (181, 30:8). В другом аяте говорится: «Скажи: ”Понаблюдайте за тем, что на небесах и на земле“. Но знамения и увещевания не приносят пользы тем, кто не уверовал!» (181,10:101). Аналогичная мысль проходит и в аятах: «Неужели они не видят, как созданы верблюды, как вознесено небо, как водружены горы, как распростерта земля?» (181, 88:17–20), «Неужели они не смотрели на то, как Мы построили и украсили небо над ними? В нем нет расщелин» (181, 50:6).

Коран предлагает людям поразмышлять также над причинами и следствиями явлений природы, соотношением между ними. Это проистекает из содержания аята: «Он – Тот, Кто ниспосылает с неба воду. Она служит для вас питьем, и благодаря ей произрастают растения, среди которых вы пасете скот. Он взращивает для вас злаки, маслины, финики, виноград и всевозможные плоды. Воистину, в этом – знамение для людей размышляющих» (181, 16:10–11). Отсюда следует, что свобода мысли в исламе является одним из способов познания окружающего мира, познания Бога как его создателя, а значит, зарождения истинной веры в Него.

Общеизвестно, что в корне свободы совести человека лежит его религиозное убеждение. Право на религиозное убеждение – одно из важнейших прав человека. Свобода вероисповедания, или, как сейчас говорят, свобода совести, является правом каждого человека, который обладает в этой сфере своей свободой. И ни одна из сторон не вправе в этом оказать на него давление, поскольку вера и убеждение каждого зависят от его сердца и совести (229, с. 43). В исламе основное положение, определившее свободу религиозного убеждения, отражено в аяте 256 суры 2 (181, 2:256).

Коран предельно четко провозглашает религию делом совести каждого человека и не дозволяет в этом отношении какого-либо насилия. Людям, вступившим в религию Аллаха, в Коране сказано:

«Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных» (181, 60:8). Это означает, что ислам дает полную свободу лицам других вероисповеданий исповедовать свою религию, осуществлять свою деятельность в соответствии со своими правилами и культами.

Мусульмане знают, что божественная справедливость распространяется на всех людей: мусульман и немусульман. По этому поводу Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ненависть людей не подтолкнет вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том, что вы совершаете» (181, 5:8).

Как уже отмечалось, если бы Аллах захотел путем принуждения и насилия заставить людей принять ислам, то он Он смог бы это сделать. Но данное принуждение будет противоречить принципам свободы убеждений и свободы принятия исламской религии (181, 10:99). Поскольку принятие ислама основывается на убеждении, а не на принуждении, то он запрещает после принятия мусульманской религии менять ее на другую или отказаться от религии вообще. Данное положение является одной из особенностей исламской религии.

Смена религии, или отступничество, считается самым тяжким преступлением в исламе (2, с. 102). Отступничество в исламе означает безбожие или неверие в Аллаха после того, как принял ислам. Вероотступник – это человек, отказавшийся от ислама после его принятия. Об этом в Коране сказано: «А если кто из вас отступит от своей религии и умрет неверующим, то его деяния окажутся тщетными как в этом мире, так и в Последней жизни. Они являются обитателями Огня и останутся там вечно» (181, 2:217). Коран не допускает отступничество: «Воистину, Аллах не простит и не наставит на путь тех, которые уверовали, затем стали неверующими, затем опять уверовали, затем опять стали неверующими, а затем приумножили свое неверие» (181, 4:137).

Конечно, ислам, подобно всем остальным религиям, не может не осуждать отход от него. Однако мусульманское Священное Писание, порицая вероотступников, часто не упоминает о наказании для них, а если и угрожает карой, то относит ее к потусторонней, будущей жизни.

Наказание в потусторонней жизни, отрекшимся от ислама, определяется, в частности, в аятах 2:217, 3:85–91, 4:137 (181). Примечателен и следующий факт: коранические угрозы вероотступникам адресуются именно тем из них, кто в неверии закончит свою жизнь: «Воистину, от тех, которые не уверовали и умерли неверующими, не будет принято даже золото размером с землю, если кто-нибудь из них попытается откупиться этим. Им уготованы мучительные страдания, и не будет у них помощников» (181, 3:91). Эта мысль ясно выражена и в конце аята 217 суры 2: «Они являются обитателями Огня и останутся там вечно» (181, 2:217). Раскаявшимся же отступникам обещано Божие прощение: «Кроме тех, которые раскаялись после этого и исправили содеянное. Воистину, Аллах – Прощающий, Милосердный» (181, 3:89).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана"

Книги похожие на "Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Азер Мамедзаде

Азер Мамедзаде - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Азер Мамедзаде - Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана"

Отзывы читателей о книге "Свобода совести. Истоки, становление, правовая охрана", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.