» » » » Татьяна Березина - Многомерная психика. Внутренний мир личности


Авторские права

Татьяна Березина - Многомерная психика. Внутренний мир личности

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Березина - Многомерная психика. Внутренний мир личности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ПЕР СЭ, год 2001. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Березина - Многомерная психика. Внутренний мир личности
Рейтинг:
Название:
Многомерная психика. Внутренний мир личности
Издательство:
неизвестно
Год:
2001
ISBN:
5-9292-0029-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Многомерная психика. Внутренний мир личности"

Описание и краткое содержание "Многомерная психика. Внутренний мир личности" читать бесплатно онлайн.



В монографии подводится итог двух исследовательских проектов, проведенных при поддержке РГНФ: «Методика глубинного исследования личности и ее жизненного пути на модели пространственно-временных гештальтов (трансспективы времени)» и «Активность личности в измененных состояниях сознания». Монография посвящена малоизученной проблеме пространственно-временной организации внутреннего мира личности. Впервые делается попытка использовать многомерную модель реальности (предполагающую наличие скрытых пространственных и временных размерностей) для описания внутреннего мира человека. Монография состоит из двух частей «Пространство—время личности» и «Социум внутри нас». Анализируются результаты теоретических и эмпирических исследований внутреннего пространства, внутреннего времени, внутреннего диалога и интрапсихических основ социальных взаимодействий личности (доминирования или подчинения, альтруизма или эгоизма). Вводятся и объясняются понятия «пространственно-временной образный континуум», «конвергентные и дивергентные формы чувствования»; описываются и интерпретируются новые свойства внутреннего времени (энергетика времени, дополнительные темпоральные измерения и др.).

Работа издается впервые.






Таким образом, расхождение линии будущего является одной из темпоральных характеристик дивергентного мышления. Мышление же вообще (конвергентное или дивергентное) – это все-таки нечто большее, чем только способ решения проблем или способ планирования будущего. Поэтому определяя с помощью нашей методики то, как – конвергентным или дивергентным способом – представляет свое будущее испытуемый, мы можем судить о предпочитаемом способе мышления данного испытуемого в отношении к будущему, но, безусловно, не можем делать заключение о его способе мышления вообще. Развитие индивидуумов при наличии расходящейся линии будущего, предположительно, близко к описанному К. Г. Юнгом процессу индивидуации [345]. Выше мы проанализировали представления о продолжительности своей жизни у индивидуумов с расходящейся и сходящейся перспективой. Испытуемые с расходящейся линией будущего более склонны распространить творческий период своей жизни до самого ее конца, которую, в свою очередь, они не склонны планировать вообще. В своем развитии такие испытуемые предпочитают ориентироваться на свой внутренний мир, бессознательное (положительная корреляция с интроверсией по MMPI), актуализацию неосознаваемых субличностей и скрытых возможностей, нежели на рост социальный.

На сознательном уровне испытуемых – аспирантам – свойственно преувеличивать собственную дивергентность. Они характеризуют свое отношение к жизни как более творческое, чем это получило отражение в структуре их образного континуума. В то же время испытуемые из группы лиц со средним образованием в ряде случаев занижали свою дивергентность, описывая у себя черты конвергентного мышления, несмотря на то, что структура их образного континуума не подтверждала этого. Это совпадает с данными Н. Л. Смирновой. Она показала, что люди обычно представляют умного человека как человека интеллектуального труда. В своих представлениях люди наделяют умного человека такими характеристиками, как оригинальность, нестандартность, творческость, а среди когнитивных качеств указывают: сообразительность, острый ум, гибкость мышления [280]. Недаром в русском языке «умный» и «интеллектуальный» синонимы. Поэтому вполне естественно, что молодые ученые ищут и находят у себя характеристики творческого мышления, сознательно или бессознательно стремясь соответствовать внутреннему эталону ученого.

Образные континуумы некоторых индивидуумов включают оба показателя (расходящаяся линия будущего в верхней области интрапсихического пространства), у других – только один из этих показателей (линия будущего или вверху, или расходящаяся), при этом второй показатель может быть или невыраженным (приравненным к нулю), или выражать противоположное качество (отрицательное значение); и у отдельных индивидуумов в образном континууме творческие особенности проявляются лишь в каких-то других структурах, т. е. линия будущего – сходящаяся и находится внизу. Все это говорит об огромном разнообразии творческих личностей, которые могут быть встречены в реальности.

3. Скрытые измерения внутреннего пространства[2]

Любое откровение подложно,
Сверхчувственно, невнятно, бестелесно.
Нам часто неизвестно, что возможно,
Но то, что невозможно, нам известно.

И. Минаков

3.1. Психика и мир. Явные и скрытые размерности

1. Мир. Как известно, окружающий нас мир имеет четыре явных измерения: три пространственных (длина, ширина и высота) и одно временное (из прошлого в будущее). Это то, что мы видим, слышим и осязаем в физическом мире. И это значит, что положение любого предмета в нашем мире определяется четырьмя координатами: три в пространстве – оси Х, У и Z и одна во времени – момент существования. Многочисленные работы классиков психологии исходят из такого восприятия пространства, точнее из восприятия такого пространства. С. Л. Рубинштейн писал: «Восприятие пространства включает восприятие расстояния, или отдаления, в котором предметы расположены от нас, направления, в котором они находятся, величины и формы предметов» [262]. В дальнейшем мы будем придерживаться именно такого представления о размерностях, как об измерениях пространственных и временных характеристик нашего мира.

Следует учитывать, что иногда в естественных и гуманитарных науках употребляют термин «измерение» в другом смысле, измеряя не пространственные или временные протяженности, а какие-то другие величины. Тогда в нашем мире появляются дополнительные координаты. Например, в теории вакуума Г. И. Шипова используется 10 координат, к известным нам трем пространственным измерениях прибавляется еще шесть: «кручение» вокруг каждой оси (Х, У и Z) в одну стороны и в другую [336]. В психологии тоже делаются попытки ввести дополнительные измерения мира: к имеющимся четырем измерениям прибавляется еще одно «одномерная ось смыслов» [190]. Вводятся дополнительные измерения и в психические процессы, например, в процессы памяти; «поскольку вся ранее полученная информация хранится в памяти, последняя представляет собой многомерное семантическое пространство» [9, с.141]. Модели такого рода очень интересны, позволяют увидеть привычную реальность под новым, необычным углом зрения. Но следует учесть, что все подобного рода модели являются математическими абстракциями, неувеличивающими число реальных пространственно-временных измерений, каковых по-прежнему четыре: длина, ширина, высота и время. Все остальные координаты не являются пространственно-временными размерностями, а значит не имеют отношения к теме нашего исследования.

В нашей работе под размерностями, измерениями мы будем понимать только пространственные и временные координаты. И явных из них четыре: три пространственные и одна временная. Возможны ли дополнительные, неизвестные нам, скрытые пространственные и временные размерности в окружающем нас физическом мире? На этот вопрос мы постараемся ответить ниже.

В 1921 г. в журнале «Sitzungsberichte der Berliner Akademie» появилась статья Теодора Калуцы под названием «К проблеме единства физики» (статья была рекомендована А. Эйнштейном). В ней малоизвестный тогда исследователь предложил дополнить четыре измерения пространства – времени пятым, пространственным измерением. Введение пятого измерения позволяло описать все известные в то время фундаментальные измерения (гравитационное и электромагнитное) через пространственные категории. Как известно, согласно общей теории относительности гравитация, т. е. то явление, благодаря которому когда-то яблоко упало на голову Ньютона, объясняется искривлением видимого нами четырехмерного пространственно-временного континуума (тело большей массы «прогибает» собой континуум, как тяжелый шар прогибает мягкую пластину, а тело меньшей массы «скатывается» к нему по наклоненной поверхности). Примерно такой же механизм Т. Калуца предложил для описания явления электромагнетизма; он показал, что электромагнетизм является своего рода «гравитацией» (т. е. искривлением), но не в обычной, а искривлением нашего 4-мерного континуума в ненаблюдаемом пятом измерении пространства.

Несколько лет спустя шведский физик Оскар Клейн решил выяснить, совместима ли квантовая механика с 5-мерной теорией Калуцы. Он модифицировал уравнение Шредингера, включив в него 5 переменных вместо 4. Решения этого уравнения можно было интерпретировать как волны, распространяющиеся в реальном физическом мире, но в присутствии гравитационных и электромагнитных полей. В современной физике теорией Калуцы – Клейна называют любую квантовую теорию, пытающуюся объединить фундаментальные взаимодействия в пространстве – времени, имеющем более четырех измерений. Существует огромное количество работ, выполненных в этом направлении, предложен ряд интересных моделей: модель нашего мира как 11-мерной сферы [315], теория 5-мерной оптики [267], теория 6-мерной оптики [89], 6- и 7-мерная геометрическая теория объединенного гравитационного и электрослабого взаимодействий, включающая в себя модель Вайнберга – Салама [90], и ряд других [318]. Наряду с существованием скрытых пространственноподобных координат, некоторые авторы разрабатывали модели, включающие в себя скрытые времяподобные размерности (исследования М. Павшича и Р. Ингрэхема) [по 89].

Однако существует ряд сильных аргументов «против» многомерья. Они представлены математиками, посчитавшими, возможно ли существование нашего мира (планет, звезд, атомов и молекул) в пространстве других размерностей. Оказалось, что невозможно. Круговые орбиты планет и звезд в пространстве – времени с n> 4 были бы неустойчивы, и планеты очень скоро упали бы на Солнце. Только в пространстве-времени четырех измерений возможны устойчивые атомы. Только в 3-мерном пространстве выполняется принцип Гюйгенса. И так далее [107, 218]. Наглядно это можно представить так: если бы в нашем мире были дополнительные пространственные размерности, то что-нибудь туда определенно бы провалилось, выпало, выгнулось (атомы, орбиты планет, волны или частицы).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Многомерная психика. Внутренний мир личности"

Книги похожие на "Многомерная психика. Внутренний мир личности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Березина

Татьяна Березина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Березина - Многомерная психика. Внутренний мир личности"

Отзывы читателей о книге "Многомерная психика. Внутренний мир личности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.