» » » » Татьяна Березина - Многомерная психика. Внутренний мир личности


Авторские права

Татьяна Березина - Многомерная психика. Внутренний мир личности

Здесь можно купить и скачать "Татьяна Березина - Многомерная психика. Внутренний мир личности" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство ПЕР СЭ, год 2001. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Татьяна Березина - Многомерная психика. Внутренний мир личности
Рейтинг:
Название:
Многомерная психика. Внутренний мир личности
Издательство:
неизвестно
Год:
2001
ISBN:
5-9292-0029-7
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Многомерная психика. Внутренний мир личности"

Описание и краткое содержание "Многомерная психика. Внутренний мир личности" читать бесплатно онлайн.



В монографии подводится итог двух исследовательских проектов, проведенных при поддержке РГНФ: «Методика глубинного исследования личности и ее жизненного пути на модели пространственно-временных гештальтов (трансспективы времени)» и «Активность личности в измененных состояниях сознания». Монография посвящена малоизученной проблеме пространственно-временной организации внутреннего мира личности. Впервые делается попытка использовать многомерную модель реальности (предполагающую наличие скрытых пространственных и временных размерностей) для описания внутреннего мира человека. Монография состоит из двух частей «Пространство—время личности» и «Социум внутри нас». Анализируются результаты теоретических и эмпирических исследований внутреннего пространства, внутреннего времени, внутреннего диалога и интрапсихических основ социальных взаимодействий личности (доминирования или подчинения, альтруизма или эгоизма). Вводятся и объясняются понятия «пространственно-временной образный континуум», «конвергентные и дивергентные формы чувствования»; описываются и интерпретируются новые свойства внутреннего времени (энергетика времени, дополнительные темпоральные измерения и др.).

Работа издается впервые.






Но многообразие вариантов существовало не только в прошлом, но и остается в будущем. Будущее неизвестно, но люди не могут не думать о нем, а думая, не воссоздавать его в планах, мечтах, страхах, надеждах. Поэтому-то будущее также существует – в образах нашего внутреннего мира. Во внутренней психической реальности одновременно существует несколько различных вариантов будущего, некоторые из которых закономерно осуществятся, а другие останутся в виртуальной форме. Но присутствие в нашей психике всех этих вариантов, равно как и прожитых, и непрожитых лет, предопределяет наше настоящее – наши решения и поступки. Когда мы поступаем не так, как нам подсказывает прошлый опыт, мы делаем это потому, что хотим достигнуть какой-то цели в будущем. Например, волнующие образы грядущей счастливой жизни заставляют нас переносить текущие трудности и методично работать над воплощением этого варианта будущего в жизнь. Бывает и наоборот, слишком навязчивые образы мрачного будущего (страхи) сковывают нашу энергию и волю и постепенно подавляют нас и в настоящем.

Человек не только отражает время, он живет во времени и развивается, изменяя себя и топологию своего внутреннего пространства. Большинство психологических теорий связывают развитие человека с его творческой самореализацией [4], поиском жизненного смысла (В. Франкл), возможностью реализовать все свои возможности и способности (самоактуализация по Маслоу) [211], и наконец с расширением сознания, интеграцией неосознаваемых сфер и выходом через бессознательное на более высокий уровень самоосознания (процесс индивидуации по К. Г. Юнгу, подробно рассмотренный нами в другой работе [47]).

Существуют два представления о жизненном пути творческих личностей и особенностях взаимоотношения творческой личности с социумом. С одной стороны, это взгляды гуманистических психологов (А. Маслоу, Г. Олппорт, К. Роджерс и др.), идеализирующих эти взаимоотношения, представляющих, во-первых, каждого человека потенциально творческой личностью, во-вторых, связывающих творческое развитие личности (самоактуализацию) с социальным ростом, эмоциональной и психологической зрелостью, возрастанием социальной адаптивности, уравновешенности, жизненного спокойствия и оптимизма. Другие авторы подчеркивают противоречие между личностью, тем более творческой, и социумом: «между отдельным человеком, личностью, тем более яркой индивидуальностью, и социальной действительностью всегда существует противоречие. Оно существует потому, что социум никогда не удовлетворяет потребностей индивида, а индивид никогда не отвечает требованиям социума» [5, с.16].

Два пути, вероятно, подразумевают и два типа личности: одни развиваются в удивительной гармонии с социумом, другие – противореча ему. Проведенное нами эмпирическое исследование выявило значительную зависимость между особенностями внутреннего пространства и рядом творческих характеристик (творческий склад и творческая продуктивность по MMPI, дивергентный способ решения проблем и прогнозирующий способ планирования времени). Вообще творческие показатели коррелируют со многими характеристиками образной сферы, а именно, со структурированностью линии прошлого, расхождением линии прошлого, расположением линии прошлого в левой области пространства воображения, расположением образов прошлого в верхней области пространства воображения, расхождением линии будущего, удаляемостью линии будущего и расположением линии будущего в верхней области пространства воображения. В каждом описании творческий компонент играет свою роль, формируя общую характеристику личности.

Как показало наше исследование, существуют два способа творческого планирования жизни, изменяющие структуру внутреннего пространства. Постепенно пространственные характеристики хронотопа (образов будущего) перейдут во временные – в реальную организацию жизни, став прожитым. Но до этого они воплощены только в структуре образной перспективы. Первый способ – это расположение линии будущего в верхней области пространства воображения. Второй способ – последовательное увеличение размеров образов будущего и расходящаяся перспектива.

Мы обнаружили два типа творческих личностей и два способа организации жизни. Описание этих способов совпадает с особенностями двух видов творческих личностей, описанных В. Н. Дружининым [133]. Первый тип характеризуются сочетанием творческих, интеллектуальных качеств и показателей социальной адаптированности; представители этого типа строят свою жизнь в большей или меньшей гармонии с социумом и развиваются путем самоактуализации. Второй тип характеризуется общей креативностью и дивергентным мышлением; представители этого типа отличаются большей или меньшей социальной дезадаптацией, их личностное развитие ближе к описанному К. Г. Юнгом процессу индивидуации.

1. Самоактуализирующийся человек. Для развития индивидуумов первого типа характерна тенденция к самоактуализации, понимаемой в терминах Маслоу как процесс последовательной реализации всех своих возможностей и способностей и становление здоровой, эмоционально и психологически зрелой, великолепно социально адаптированной, уравновешенной и оптимистичной личности. Расположение линии будущего вверху положительно коррелирует с такими шкалами MMPI, как самообладание, уравновешенность, уверенность в себе и своих силах, приспособленность к обществу, высокая самооценка. У представителей этого типа наряду с творческими способностями высокое развитие получают показатели интеллекта: расположение образов будущего вверху коррелирует как с творческими характеристиками (творческий склад и творческая продуктивность), так и интеллектуальными (интеллектуальная активность). Полученный на основе нашего эмпирического исследования данный тип творческой личности близок к описанному В. Н. Дружининым типу, характеризующемуся, по его мнению, сочетанием высокого интеллекта и высокой креативности, и живущему долго и продуктивно [133]. Подобным людям, возможно, свойственен способ самореализации, охарактеризованный Н. Е. Харламенковой как нормальный. «Самоутверждение нормальной личности происходит благодаря умеренному, но постоянному повышению притязаний, благодаря реальным достижениям личности» [317, с. 148].

2. Индивидуация человека. Другой тип творческой личности, представленный в нашем исследовании, характеризуется расходящейся линией будущего, последовательным возрастанием субъективного размера образов будущего. Мы предположили, что расхождение линии будущего связано с общей креативностью и дивергентным мышлением по Гилфорду. Дивергентное мышление – это мышление, «идущее одновременно в различных направлениях», оно варьирует способы решения проблем и может привести к неожиданным выводам и следствиям, в то время как конвергентное мышление проявляется в том случае, когда человек решает задачу, требующую от него на основе множества различных начальных условий выбрать единственно верное решение [370].

Показатель «расходящаяся линия будущего» был положительно связан с дивергентным способом решения проблем и прогнозирующим способом планирования будущего (составление нескольких вариантов плана). Расхождение линии будущего в наших исследованиях коррелировало также с творческими шкалами MMPI – творческий склад и творческая продуктивность и шкалами, говорящими о чувствительности и социальной дезадаптации. Следует отметить отсутствие корреляций между расхождением линии будущего и показателями интеллекта, по всяком случае, определенными по тесту MMPI.

Таким образом, расхождение линии будущего является одной из темпоральных характеристик дивергентного мышления. Мышление же вообще (конвергентное или дивергентное) – это все-таки нечто большее, чем только способ решения проблем или способ планирования будущего. Поэтому определяя с помощью нашей методики то, как – конвергентным или дивергентным способом – представляет свое будущее испытуемый, мы можем судить о предпочитаемом способе мышления данного испытуемого в отношении к будущему, но, безусловно, не можем делать заключение о его способе мышления вообще. Развитие индивидуумов при наличии расходящейся линии будущего, предположительно, близко к описанному К. Г. Юнгом процессу индивидуации [345]. Выше мы проанализировали представления о продолжительности своей жизни у индивидуумов с расходящейся и сходящейся перспективой. Испытуемые с расходящейся линией будущего более склонны распространить творческий период своей жизни до самого ее конца, которую, в свою очередь, они не склонны планировать вообще. В своем развитии такие испытуемые предпочитают ориентироваться на свой внутренний мир, бессознательное (положительная корреляция с интроверсией по MMPI), актуализацию неосознаваемых субличностей и скрытых возможностей, нежели на рост социальный.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Многомерная психика. Внутренний мир личности"

Книги похожие на "Многомерная психика. Внутренний мир личности" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Татьяна Березина

Татьяна Березина - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Татьяна Березина - Многомерная психика. Внутренний мир личности"

Отзывы читателей о книге "Многомерная психика. Внутренний мир личности", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.