Авторские права

Дмитрий Шестаков - Криминология

Здесь можно купить и скачать "Дмитрий Шестаков - Криминология" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Детская образовательная литература, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2006. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Дмитрий Шестаков - Криминология
Рейтинг:
Название:
Криминология
Издательство:
неизвестно
Год:
2006
ISBN:
5-94201-460-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Криминология"

Описание и краткое содержание "Криминология" читать бесплатно онлайн.



Учебник написан Д. А. Шестаковым в духе его концепции «Преступность как свойство общества», которая составила основу Невско-Волжской научной школы «криминогенных подсистем». В учебнике спрессован тридцатилетний опыт преподавания дисциплины на юридическом факультете СПбГУ и в других вузах. Использованы многочисленные зарубежные источники, полученные во время длительной работы автора в ФРГ, США и других странах, – малоизвестные в России. Осуществленное в 2001 году первое издание учебника вызвало отклик и полемику специалистов.

Сочетание оригинального видения проблем противодействия преступности с достаточным отображением результатов современной криминологии дает почву для надлежащей вузовской подготовки по данной дисциплине. Усвоению материала способствуют помещенные в конце глав контрольные вопросы, схемы, диаграммы и таблицы.

Автор – известный криминолог, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, один из учредителей и президент Санкт-Петербургского криминологического клуба, действительный член Российской юридической академии, Академии социальных наук, почетный профессор Казахстанской криминологической ассоциации.

Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное.






4. Дж. Волд, разработавший теорию «группового конфликта» (1958), считал, что личности соединяются в группы потому, что они являются социальными животными с такими нуждами, которые легче удовлетворить при коллективной деятельности. В группе, состоящей из трех и более человек, люди связаны общими нормами, их социальные роли замкнуты друг на друга. Группа имеет определенную внутреннюю структуру и внешние связи. Жизнь человека – это элемент и результат взаимодействия внутри группы и между группами, а социализация – процесс обучения в группе. В своей теории этот автор пользуется категорией статуса. Статус – это выражение социальной стоимостной оценки. Он связан с положением в обществе, соответственно профессии, доходу, происхождению, образованию и т. д.). Человек ведет постоянную борьбу за статус, который не является раз и навсегда данной величиной, он может возрастать, снижаться, утрачиваться. Борьба за статус находит выражение в конфликтах внутри группы и между группами по ходу развития общества. Волдом употребляется также категория «групповой интерес», отображающий основные потребности и притязания группы в целом. Группа выживает, если она поддерживает своих членов. Если нет – формируются новые группы, занимающие ее место.[96]

Личности постоянно сталкиваются, так как они пытаются защитить интересы их собственной группы перед всеми остальными. Результатом является общество постоянного конфликта, «одного из принципиальных и значительных социальных процессов, от которого зависит положение общества». Волд трактует преступление как нечто, происходящее в процессе взаимодействия между различными лицами, включая законодателя, толкователя законов, их исполнителя и правонарушителя. Весь процесс создания права и контроля над преступностью – это непосредственное отражение конфликта между заинтересованными группами, пытающимися получить законы, принятые для их пользы, и получить контроль над силами полиции в государстве.[97]

5. Р. Дарендорф полагает, что модель согласования утопична. Он верит в вооруженное противостояние, а не в сотрудничество. Будь общество капиталистическим, социалистическим или феодальным, кто-то будет иметь власть, а остальные будут ему подчиняться. Интересы общественных групп не совпадают, например профсоюзы и администрация. Социальные перемены постоянны, социальный конфликт присутствует всегда, разобщение и изменения продолжаются, и все общества характеризуются насилием одних людей над другими. Наиболее важные характеристики класса: сила и власть. Неравноправие определяет общественный конфликт. Конфликт может быть конструктивным и деструктивным, в зависимости от того, ведет ли он к развалу общественной структуры или к позитивным изменениям в социальном порядке.[98]

6. О. Терк (1969) пишет: «Преступность не есть биологический, психологический или даже поведенческий феномен, но социальный статус, определяемый тем образом, которым личность воспринимается и оценивается властями. Преступный статус определен теми, кто называет себя “власть”». Преступный статус распространяется на управляемых, подчиненный класс. Согласно видению Терка, власть и подчиненные учатся взаимодействовать как исполнители доминирующей роли и роли подчиненного. Он различает социальные нормы доминирования и подчинения. Конфликт возникает там, где люди отказываются играть отведенные им роли и бросают вызов властям. Степень нарушения закона становится мерой стабильности отношений между управляющими и управляемыми.[99] Люди, наделенные властью, в целях контроля за обществом используют предоставление товаров и услуг, политику и военную мощь, экономическую, политическую, идеологическую мощь (вера, ценности). Посредством системы образования, например люди, стоящие у власти, сохраняют существующее положение, передавая совокупность ценностей от поколения к поколению.[100]

Теория конфликта не пытается всеобъемлюще объяснить преступность, она только указывает на социальный конфликт как на основной факт жизни и как на источник дискриминационного обращения уголовной юстиции с группами и классами. Теоретики конфликта – сторонники управляемой эволюции, а не революции в целях улучшения существующей системы правосудия.[101]

Рациональные моменты концепции конфликта российской криминологией оценены еще не в полной мере, хотя они были бы полезны для познания природы участившихся в последнее время преступлений на межнациональной почве, а также преступлений, вытекающих из противоречий между различными слоями появившихся у нас предпринимателей.

§ 9. Интеракционизм

1. Интеракционизм (учение о взаимодействии) не ограничивается простым перечислением причин преступления и делает шаг вперед, выстраивая причины индивидуального преступного поведения в определенную схему.

Теория символического интеракционизма предложена социальным психологом Джорджем Гербертом Мидом (1863–1931). Эта теория исследует процесс интеракции между людьми, устанавливающими правила поведения, и теми, кто их нарушает, за что получают «клеймо» нарушителя. Герберт Блумер (Blummer, 1972) уточняет, что символический интеракционизм характеризует определенный тип взаимодействия между людьми. Речь идет о том, что люди интерпретируют, «квалифицируют» действия других людей. Интеракция между людьми осуществляется посредством символов, определений, через выявленное значение действий других людей, через придаваемый этим действиям смысл. Категория интеракции объясняет механизм происходящего в индивидуальной психике в промежутке времени между действием окружающей социальной среды и реакцией на это действие. Особое место в теории символического интеракционизма занимает категория «значения» (смысла). Значение вещей для человека определяется тем, как другие люди ведут себя по отношению к той или иной вещи (к физическим предметам, отдельным людям, общественным институтам, идеям и т. д.) с учетом поведения данного человека. «Данное значение используется потом в процессе интеракции. Действующие лица выбирают какие-то смысловые значения, проверяют их, отбрасывают ненужные, переделывают их на новый лад и формируют их в свете той ситуации, в которой они себя видят». Формируясь, человек взаимодействует не только с другими, но и с самим собой.[102]

Процесс клеймения по Ф. Танненбауму можно рассматривать как частный случай интеракции между тем, кто наклеивает ярлык дурного человека, и тем, кто этот ярлык усваивает, делаясь от этого еще хуже.

Применительно к целям криминологии теория интеракционизма применена американскими учеными Эдвином Лемертом, Говардом Беккером, Эдвином Шуром и др. Лемерт вводит разграничение первичной и вторичной девиации (отклонения от норм поведения). Первичная девиация может быть обусловлена различными причинами, включая аномию личности. Термин «вторичная девиантность» для обозначения некоего результата процесса отклонения предложен этим автором в 1951 г.[103] Процесс формирования вторичной девиации складывается из следующих этапов: 1) первичное отклонение, 2) социальная реакция, 3) опять первичное отклонение, 4) более сильная социальная реакция и отчуждение, 5) дальнейшее отклонение с чувством обиды и враждебности по отношению к тем, кто наказывает, 6) кризис терпимости, выражающийся в официальных актах общины, «клеймящих» девианта, 7) усиление девиантного поведения как реакция на стигматизацию и наказание, 8) самоутверждение в девиантности, принятие личностью на себя социального статуса девианта и приспособление к этой роли.[104] Беккеру принадлежит популярное положение о том, что поведение является отклоняющимся потому, что люди признали его таковым. «Отклоняющееся поведение – это поведение, которое так назвали люди». С его точки зрения, общественные группы конституируют отклоняющееся поведение тем, что создают правила, нарушение которых расценивается как отклоняющееся. Людей, на которых распространяются эти правила, клеймят как аутсайдеров.[105]

Э. Шур пишет, что самооценка – это всего лишь конструируемый обществом образ человека, складывающийся в процессе постоянного взаимодействия с другими людьми.[106] Интеракционизм направлен на то, чтобы исследовать максимально широкий круг взаимодействий людей, а также социальных институтов, участвующих в процессе криминализации и декриминализации личности: инстанции формального и неформального контроля, преступников, жертв преступлений. При этом считается, что преступному поведению человека в значительной мере способствует ожидание от него со стороны окружающих соответствующих отрицательных поступков, которое ведет к тому, что он поневоле усваивает отводимую ему роль преступника. Советская криминология развила интеракционистские суждения в рамках криминологической теории причинности (В. Н. Кудрявцев) в части объяснения механизма совершения конкретного преступления, выводя его из взаимодействия человека, обладающего негативными наклонностями, с неблагоприятной жизненной ситуацией, под которой понимается сочетание объективных обстоятельств жизни человека, непосредственно влияющих на его поведение в данный момент (например, тяжелая обстановка в семье, конфликт на улице и т. п.).[107] А. И. Долгова в связи с интеракционистским подходом в криминологии вычленяет: 1) взаимодействие социальной среды и личности; 2) взаимодействие экономических, политических, социальных и духовных условий жизни людей или взаимодействие между собой характеристик этих лиц (потребностей, интересов, ценностных ориентаций, установок и т. п.). Все это, по ее мнению, генетически производит преступность.[108]


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Криминология"

Книги похожие на "Криминология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Дмитрий Шестаков

Дмитрий Шестаков - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Дмитрий Шестаков - Криминология"

Отзывы читателей о книге "Криминология", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.