Валентина Талимончик - Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена"
Описание и краткое содержание "Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена" читать бесплатно онлайн.
В работе рассматриваются проблемы международного публичного и международного частного права, возникающие в процессе регулирования отношений в сфере информации. Анализируется концепция информационного общества и глобального информационного общества как разновидности информационного общества на универсальном уровне, отмечается, какие проблемы возникают в информационном обществе и как они решаются правовыми средствами. Автор использует системный подход для характеристики правового регулирования, сложившегося в настоящее время в области международного информационного обмена. Рассматриваются международная институционная система и международная договорная система в сфере информации. Вопросы международной информационной безопасности анализируются в новом контексте, с учетом всеобъемлющей системы международной безопасности, а также проблем международного публичного права (компьютерная преступность) и международного частного права (диффамация). Уделяется внимание вопросам защиты прав потребителей при осуществлении электронной торговли, регулирования конкуренции на рынке телекоммуникаций, охраны интеллектуальной собственности в Интернете.
Книга будет полезна преподавателям, аспирантам и студентам юридических вузов, практикующим юристам, а также специалистов в области компьютерных технологий.
В 1983 г. Ю.М. Колосов и Б.Г. Цепов анализировали «тенденции к формированию общепризнанных специальных принципов и норм международной массовой информации»[118]. При этом четкого перечня принципов в монографии указанных авторов представлено не было.
Е.В. Ермишина в 1988 г. указала, что существуют следующие принципы международного информационного обмена: принцип запрещения пропаганды войны и милитаризма и принцип запрещения пропаганды расовой и других видов дискриминации[119]. Запрет пропаганды войны является обычно-правовой нормой, сформировавшейся под воздействием резолюций Генеральной Ассамблеи ООН. Запрет пропаганды расовой дискриминации вытекает из Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 7 марта 1966 г. Приведенные Е.В. Ермишиной положения следует рассматривать как правовые нормы, а не как принципы, характеризующиеся более широким нормативным содержанием.
А.Е. Днепровским был предложен более широкий круг принципов:
– принцип свободы информации;
– принцип, запрещающий использование средств массовой информации для пропаганды войны, угрозы силой, а также для пропаганды, способной создать или усилить угрозу миру;
– принцип невмешательства при помощи СМИ во внутренние дела государств;
– принцип запрещения пропаганды человеконенавистнических идей и теорий;
– принцип, запрещающий распространение заведомо ложной информации;
– принцип запрещения передачи информации аморального характера[120].
Из приведенных положений только принцип свободы информации обладает широким нормативным содержанием. Иные положения касаются конкретных видов информации, а запрет вмешательства с помощью СМИ во внутренние дела государств связан с действием общего принципа международного права.
Следует отметить, что точки зрения указанных авторов не были основаны на международных документах. Вместе с тем Генеральной конференцией ЮНЕСКО 28 ноября 1978 г. была принята Декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне, которая в правовой доктрине рассматривалась как документ, сформулировавший «принципы, которыми должны руководствоваться государства при распространении информации»[121]. В указанном документе перечислены следующие принципы:
– принцип свободного, широкого и сбалансированного распространения информации;
– принцип, согласно которому осуществление свободы мнения, выражения и информации является существенным факторов укрепления мира и международной безопасности;
– принцип, определяющий, что доступ общественности к информации должен гарантироваться разнообразием доступных ей источников и средств информации;
– принцип, в соответствии с которым средства информации должны вносить вклад в укрепление мира и международного взаимопонимания и в борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне, и др.
Данные принципы обладают достаточно широким нормативным содержанием – они отражают основную роль СМИ в современном мире. Однако в Декларации принципов, принятой 12 декабря 2003 г. на Всемирном саммите по информационному обществу, в качестве принципов сформулированы иные положения, что может свидетельствовать об изменении системы специальных принципов.
Согласно Декларации принципов от 12 декабря 2003 г., для обеспечения того, чтобы каждый получал выгоды от преимуществ информационных технологий, все участники должны работать совместно с целью обеспечить доступ к информационной и коммуникационной инфраструктуре, а также информации и знаниям, возможность создания информационного общества; усилить конфиденциальность и безопасность при использовании информационных технологий и т. д. Соответствующие направления сотрудничества участников саммита были указаны как ключевые принципы создания информационного общества.
При принятии Декларации не преследовалась цель формирования специальных принципов международного информационного обмена. Участники саммита сформулировали те принципы, которыми они были готовы руководствоваться при создании информационного общества. Тем не менее, в настоящее время сложно представить международный информационный обмен без новых компьютерных технологий. Соответственно, можно говорить о том, что под воздействием новых информационных технологий постепенно изменялись принципы международного информационного обмена.
Декларация принципов, принятая на Всемирном саммите, содержит следующие принципы:
– принцип доступа к информационной и коммуникационной инфраструктуре и технологиям, а также к информации и знаниям;
– принцип упрочения возможности создания информационного общества;
– принцип конфиденциальности и безопасности при использовании ИКТ;
– принцип создания соответствующей среды для информационного общества;
– принцип развития и распространения ИКТ;
– принцип этического измерения информационного общества;
– принцип обеспечения международного и регионального сотрудничества при создании информационного общества.
В Декларации содержатся отдельные положения, касающиеся нормативного содержания указанных выше принципов (раздел «В»), а также положения, относящиеся к расшифровке содержания принципов.
Принцип доступа к информационной и коммуникационной инфраструктуре и технологиям, а также к информации и знаниям, прежде всего, предполагает предоставление универсального, повсеместного, справедливого и приемлемого в ценовом отношении доступа к инфраструктуре ИКТ и услугам на базе ИКТ. Кроме того, должен предоставляться доступ к услугам энергоснабжения и почтовой связи.
Для доступа к ИКТ государства должны разработать политику содействия конкуренции, а также обеспечить обязательства по универсальному обслуживанию в тех областях, где не действуют рыночные механизмы. В частности, можно создавать публичные пункты доступа к ИКТ в почтовых отделениях, школах, библиотеках и архивах.
Для информационного общества характерной является способность всех получать и распространять информацию, идеи и знания. В Декларации указано, что распространение глобального знания может быть достигнуто путем удаления барьеров на пути доступа к информации об экономической, социальной, политической деятельности, деятельности в сфере здоровья, культуры, образования и науки, а также путем обеспечения доступа к общественным сферам информации. Широкая общественная сфера – обычный элемент роста информационного общества. Она создает различные выгоды для общества, такие как образование, новая работа, инновации, расширение деловых возможностей, развитие науки. Информация в общественной сфере должна быть легко доступна с целью поддержки информационного общества и защищена от незаконного присвоения. Общественные учреждения, такие как библиотеки, архивы, музеи, собрания культурных ценностей, должны стремиться к тому, чтобы обеспечить сохранение документированных записей и свободный доступ к информации, находящейся в них. Доступ к информации и знаниям может быть обеспечен путем использования возможностей программного обеспечения.
Принцип упрочения возможности создания информационного общества, на первый взгляд, не имеет широкого нормативного содержания. Однако в Декларации содержится объяснение указанного принципа. Возможность создания информационного общества, прежде всего, связана с обучением. Каждый человек должен иметь возможность получать необходимые знания и умения, с тем чтобы принимать участие и получать выгоды от информационного общества и экономики знаний. Грамотность и образование являются ключевыми факторами построения информационного общества. ИКТ должны использоваться на всех стадиях образования, подготовки и развития человеческих ресурсов. Особое значение уделяется образованию в сфере ИКТ для социально уязвимых групп, таких как инвалиды, женщины. Благодаря ИКТ появляется возможность использования нетрадиционных форм обучения, включая обучение взрослых, переподготовку, дистанционное образование.
В Декларации говорится не только о создании информационного общества, но и о его устойчивом развитии. Для устойчивого развития информационного общества необходимы исследования в сфере ИКТ и их развитие. Более того, с этой целью должно быть установлено партнерство между развитыми и развивающимися государствами, включая государства с переходной экономикой, в сферах исследований и развития, передачи технологий, производства и использования продуктов ИКТ.
Принцип конфиденциальности и безопасности при использовании ИКТ также раскрыт в Декларации принципов. Одним из приоритетов информационного общества является создание надежной структуры, включающей безопасность информации и сетей, аутентификацию, уважение приватности и защиту прав потребителей. Глобальная культура кибербезопасности должна быть обеспечена, развита и воплощена в жизнь посредством взаимодействия всех участников саммита и международных экспертных органов. Эти усилия должны быть поддержаны растущим международным сотрудничеством. При проведении в жизнь культуры кибербезопасности должны быть учтены уровни социального и экономического развития государств, поскольку не каждое государство обладает достаточным уровнем развития технологий. Современное состояние компьютерных технологий таково, что для борьбы с киберпиратством необходимы совершенные технологии. Именно необходимость внедрения таких технологий в менее развитых государствах и имелась в виду при включении в Декларацию принципов положения об учете уровня развития государств.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена"
Книги похожие на "Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Валентина Талимончик - Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена"
Отзывы читателей о книге "Международно-правовое регулирование отношений информационного обмена", комментарии и мнения людей о произведении.