» » » » Владимир Соломатин - Система гуманитарного и социально-экономического знания


Авторские права

Владимир Соломатин - Система гуманитарного и социально-экономического знания

Здесь можно купить и скачать "Владимир Соломатин - Система гуманитарного и социально-экономического знания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2001. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Соломатин - Система гуманитарного и социально-экономического знания
Рейтинг:
Название:
Система гуманитарного и социально-экономического знания
Издательство:
неизвестно
Год:
2001
ISBN:
5-9292-0042-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Система гуманитарного и социально-экономического знания"

Описание и краткое содержание "Система гуманитарного и социально-экономического знания" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии дается краткое изложение курсов, читаемых в юридических вузах по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Авторы излагают данные науки системно, прослеживая как их взаимные связи, так и связи с юридическими науками.

Для преподавателей и студентов юридических, а также иных вузов, где преподаются гуманитарные и социально-экономические дисциплины.






Гуманитарные науки (в широкой трактовке, включающей обществознание) составляют этика, религиоведение, юриспруденция, искусствознание, отчасти философия, литературоведение, педагогика и прочие.

Вопрос о соотношении естественных и гуманитарных наук, а также об их специфике до сих пор является дискуссионным. В истории науки предпринимались попытки доказать отсутствие специфики гуманитарного познания (Гроций, Гоббс, Бокль, Ламетри, Сен-Симон, Конт), а следовательно, обосновать необходимость его построения по тем же принципам, что и естественные науки. Другая позиция состояла в противопоставлении гуманитарного знания прочим его видам и в гипертрофировании его специфики (Шлейермахер, неокантианцы, представители «философии жизни»). Сторонники этого подхода отстаивали тезис об отсутствии общности между гуманитарным и естественнонаучным знанием.

Вместе с тем обе позиции отражают крайности в вопросе о соотношении гуманитарных и естественнонаучных дисциплин: неправомерно сводить одни науки к другим или рассматривать их в плоскости абсолютного противопоставления. Наука как совокупность разных образующих ее дисциплин в определенном смысле едина, о чем говорит наличие универсальных критериев, требований научности (рациональность, нацеленность на раскрытие законов, обоснованность и т. д.) Именно эти критерии позволяют конституировать науку как особенный тип духовного производства.

В то же время нельзя недооценивать и того факта, что в науку на правах относительно автономных отраслей входят разные типы знаний. Если предметом изучения естествознания выступает природа во всех ее проявлениях, то гуманитарное знание раскрывает гуманистически-личностное в человеке, его аксиологическое отношение к окружающему миру.

Некоторые авторы наряду с разделением научного знания на естественное и гуманитарное, выделяют еще и общественные науки. (Хотя ряд исследователей рассматривают последние в комплексе всего гуманитарного знания.) Действительно, обществознание гуманитарно в той мере, в какой предусматривает значимость субъективно-личностного фактора.

Специфическая направленность познания в гуманитарных науках состоит в рациональной реконструкции помыслов, побуждений, намерений личности. Отсюда – отличительные особенности гуманитарных наук: повышенное внимание к проблеме индивидуальности, значимость случайных факторов, диалогичность понимания, которая обусловлена встречной активностью субъекта, символичность интерпретаций в связи с полифоничностью и полисемичностью гуманитарных смыслов, огромная роль оценочных актов. В гуманитаристике проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценке полезности этого знания субъектом.

Различие между гуманитарным и естественнонаучным познанием выражается и в истолковании ими основных функций науки – объяснения, понимания и предсказания явлений. В естественных науках объяснению отводится ведущая роль. Под объяснением понимается подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию. Возможны разные типы объяснений: причинные (каузальные), номологические (объяснение с помощью законов), телеологические (финалистские, раскрывающие цели, мотивы, намерения людей). В естествознании преобладающим типом объяснений выступают номологические объяснения, в гуманитаристике важное место занимают телеологические.

Понимание – способ, посредством которого интерпретируются явления или события, раскрывается или воспроизводится смысловое содержание предмета. Понимание играет ведущую роль в гуманитарных дисциплинах, хотя применяется и в естествознании. Понимание выступает в двух формах: психологической и теоретической. Психологическая форма понимания раскрывается как переживание одним человеком духовного опыта другого, как перенесение чувств, эмоций познаваемого на познающего (эмпатия), как стремление проникнуть в личностный мир иного человека (что особенно характерно для гуманитарного познания).

Теоретическое понимание связано прежде всего с интерпретацией определенных явлений, событий, фактов. Типичными видами научно-теоретического понимания являются истолкование событий прошлого (историческое понимание), интерпретация инокультурных символов, перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание), понимание микрообъектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании). В последнем случае понимание тесно связано с объяснением. Но вместе с тем объяснение базируется на логических выводах, в то время как основу понимания составляет интерпретация.

И, наконец, предсказание состоит в раскрытии тенденций развития будущих явлений и процессов. Характер предсказаний, их точность в гуманитарных и естественных науках различны. Во многом это связано со спецификой тех закономерностей, на которых данные предсказания основываются. Как правило, в гуманитарных дисциплинах это вероятностные, статистические закономерности, где большую роль играют субъективные, случайные факторы, отсюда зависимость точности предсказаний в данных науках от учета всей сложности взаимодействующих причин.

Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного видов познания заключается в том, что они:

• имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и самосовершенствования;

• осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами;

• взаимно координируют в историко-культурном процессе;

• являются самостоятельными частями единой системы научных знаний;

• имеют основополагающую ценность для человека, ибо выражают единство природы и общества[76].

Таким образом, естественные и гуманитарные науки имеют нечто общее, что позволяет отнести их к научному познанию как таковому, но вместе с тем различаются по предмету и методам исследования.

Рассмотрим специфику методов познания естественных наук.

Метод – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Существуют разные способы классификации методов. Так, возможно подразделение всех методов на те, которые используются в ряде (во всех) областей человеческого познания; применяются во всех областях науки; специфичны для отдельных наук. Все методы научного познания подразделяются на универсальные, общенаучные и специальные.

Универсальные методы используются во всех видах познавательной деятельности человека (не только в науке). В их основе – общефилософские закономерности и принципы (принципы противоречивости, историзма, системности и пр.).

Общенаучные методы используются во всех науках, их объективной основой выступают общеметодологические закономерности научного познания (методы эксперимента, наблюдения и т. п.).

Специальные методы применяются только в рамках отдельных знаний, что связано с раскрытием особых специально-научных законов и теорий (например, методы качественного анализа в химии, методы спектрального анализа в физике и химии и др.).

Кроме того, любой метод может быть рассмотрен со стороны предметного содержания, в операциональном и аксиологическом аспектах. Предметно-содержательная сторона метода состоит в том, что специфика объекта и предмета исследования так или иначе должна отразиться и в методе исследования. Предметная содержательность метода свидетельствует о наличии у него объектного основания. Как используется данный метод в конкретной практике, указывает на его операциональный аспект. И, наконец, аксиологический аспект метода выражается в его эффективности, оптимальности, надежности.

На разных стадиях естественнонаучного познания применяются специфические методы исследования. Так, на эмпирической (опытной) стадии используются методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания: наблюдение, измерение, эксперимент, описание. Вместе с тем необходимо помнить, что эмпирические методы неразрывно связаны с теоретическими.

Наблюдение является исходным пунктом эмпирического познания. Но наблюдение в известной мере уже «теоретически подготовлено», оно определено той или иной теоретической концепцией, гипотезой. В ходе наблюдения предметы изучаются с помощью чувственных способностей человека. Результатом наблюдения являются знания о внешних сторонах, свойствах изучаемого предмета, фиксируемые в описаниях – исходных сведениях об объекте.

Измерение связано с наблюдением и экспериментом. Оно обозначает процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующей изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу.

Эксперимент – «это активный, целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем»[77]. В эксперименте ученый сознательно абстрагируется от действия ряда посторонних факторов, создавая те или иные условия протекания данного процесса. Эксперимент является промежуточным звеном между теоретическим и эмпирическим этапами исследования в познании. Структура и роль эксперимента не претерпели существенных изменений со времен Галилея, впервые осуществившего контролируемый и математически обработанный эксперимент. Но огромные изменения произошли в технической оснащенности эксперимента, в появлении его новых видов. В настоящее время среди видов экспериментов выделяются: исследовательский (поисковый); проверочный (контрольный); воспроизводящий; изолирующий; качественный или количественный; физический, химический, биологический, социальный и пр. Особым видом является мысленный эксперимент, когда ученый оперирует чувственными образами или теоретическими моделями, ставя их в воображаемые условия.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Система гуманитарного и социально-экономического знания"

Книги похожие на "Система гуманитарного и социально-экономического знания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Соломатин

Владимир Соломатин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Соломатин - Система гуманитарного и социально-экономического знания"

Отзывы читателей о книге "Система гуманитарного и социально-экономического знания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.