Владимир Соломатин - Система гуманитарного и социально-экономического знания

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Система гуманитарного и социально-экономического знания"
Описание и краткое содержание "Система гуманитарного и социально-экономического знания" читать бесплатно онлайн.
В учебном пособии дается краткое изложение курсов, читаемых в юридических вузах по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Авторы излагают данные науки системно, прослеживая как их взаимные связи, так и связи с юридическими науками.
Для преподавателей и студентов юридических, а также иных вузов, где преподаются гуманитарные и социально-экономические дисциплины.
Гуманитарные науки (в широкой трактовке, включающей обществознание) составляют этика, религиоведение, юриспруденция, искусствознание, отчасти философия, литературоведение, педагогика и прочие.
Вопрос о соотношении естественных и гуманитарных наук, а также об их специфике до сих пор является дискуссионным. В истории науки предпринимались попытки доказать отсутствие специфики гуманитарного познания (Гроций, Гоббс, Бокль, Ламетри, Сен-Симон, Конт), а следовательно, обосновать необходимость его построения по тем же принципам, что и естественные науки. Другая позиция состояла в противопоставлении гуманитарного знания прочим его видам и в гипертрофировании его специфики (Шлейермахер, неокантианцы, представители «философии жизни»). Сторонники этого подхода отстаивали тезис об отсутствии общности между гуманитарным и естественнонаучным знанием.
Вместе с тем обе позиции отражают крайности в вопросе о соотношении гуманитарных и естественнонаучных дисциплин: неправомерно сводить одни науки к другим или рассматривать их в плоскости абсолютного противопоставления. Наука как совокупность разных образующих ее дисциплин в определенном смысле едина, о чем говорит наличие универсальных критериев, требований научности (рациональность, нацеленность на раскрытие законов, обоснованность и т. д.) Именно эти критерии позволяют конституировать науку как особенный тип духовного производства.
В то же время нельзя недооценивать и того факта, что в науку на правах относительно автономных отраслей входят разные типы знаний. Если предметом изучения естествознания выступает природа во всех ее проявлениях, то гуманитарное знание раскрывает гуманистически-личностное в человеке, его аксиологическое отношение к окружающему миру.
Некоторые авторы наряду с разделением научного знания на естественное и гуманитарное, выделяют еще и общественные науки. (Хотя ряд исследователей рассматривают последние в комплексе всего гуманитарного знания.) Действительно, обществознание гуманитарно в той мере, в какой предусматривает значимость субъективно-личностного фактора.
Специфическая направленность познания в гуманитарных науках состоит в рациональной реконструкции помыслов, побуждений, намерений личности. Отсюда – отличительные особенности гуманитарных наук: повышенное внимание к проблеме индивидуальности, значимость случайных факторов, диалогичность понимания, которая обусловлена встречной активностью субъекта, символичность интерпретаций в связи с полифоничностью и полисемичностью гуманитарных смыслов, огромная роль оценочных актов. В гуманитаристике проблема истинности решается с учетом знания об объекте и оценке полезности этого знания субъектом.
Различие между гуманитарным и естественнонаучным познанием выражается и в истолковании ими основных функций науки – объяснения, понимания и предсказания явлений. В естественных науках объяснению отводится ведущая роль. Под объяснением понимается подведение явления, факта или события под некоторый общий закон, теорию или концепцию. Возможны разные типы объяснений: причинные (каузальные), номологические (объяснение с помощью законов), телеологические (финалистские, раскрывающие цели, мотивы, намерения людей). В естествознании преобладающим типом объяснений выступают номологические объяснения, в гуманитаристике важное место занимают телеологические.
Понимание – способ, посредством которого интерпретируются явления или события, раскрывается или воспроизводится смысловое содержание предмета. Понимание играет ведущую роль в гуманитарных дисциплинах, хотя применяется и в естествознании. Понимание выступает в двух формах: психологической и теоретической. Психологическая форма понимания раскрывается как переживание одним человеком духовного опыта другого, как перенесение чувств, эмоций познаваемого на познающего (эмпатия), как стремление проникнуть в личностный мир иного человека (что особенно характерно для гуманитарного познания).
Теоретическое понимание связано прежде всего с интерпретацией определенных явлений, событий, фактов. Типичными видами научно-теоретического понимания являются истолкование событий прошлого (историческое понимание), интерпретация инокультурных символов, перевод и истолкование древних текстов (филологическое понимание), понимание микрообъектов и интерпретация формализмов научных теорий (понимание в естествознании). В последнем случае понимание тесно связано с объяснением. Но вместе с тем объяснение базируется на логических выводах, в то время как основу понимания составляет интерпретация.
И, наконец, предсказание состоит в раскрытии тенденций развития будущих явлений и процессов. Характер предсказаний, их точность в гуманитарных и естественных науках различны. Во многом это связано со спецификой тех закономерностей, на которых данные предсказания основываются. Как правило, в гуманитарных дисциплинах это вероятностные, статистические закономерности, где большую роль играют субъективные, случайные факторы, отсюда зависимость точности предсказаний в данных науках от учета всей сложности взаимодействующих причин.
Взаимосвязь естественнонаучного и гуманитарного видов познания заключается в том, что они:
• имеют единую основу, выраженную в потребностях и интересах человека и человечества в создании оптимальных условий для самосохранения и самосовершенствования;
• осуществляют взаимообмен достигнутыми результатами;
• взаимно координируют в историко-культурном процессе;
• являются самостоятельными частями единой системы научных знаний;
• имеют основополагающую ценность для человека, ибо выражают единство природы и общества[76].
Таким образом, естественные и гуманитарные науки имеют нечто общее, что позволяет отнести их к научному познанию как таковому, но вместе с тем различаются по предмету и методам исследования.
Рассмотрим специфику методов познания естественных наук.
Метод – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Существуют разные способы классификации методов. Так, возможно подразделение всех методов на те, которые используются в ряде (во всех) областей человеческого познания; применяются во всех областях науки; специфичны для отдельных наук. Все методы научного познания подразделяются на универсальные, общенаучные и специальные.
Универсальные методы используются во всех видах познавательной деятельности человека (не только в науке). В их основе – общефилософские закономерности и принципы (принципы противоречивости, историзма, системности и пр.).
Общенаучные методы используются во всех науках, их объективной основой выступают общеметодологические закономерности научного познания (методы эксперимента, наблюдения и т. п.).
Специальные методы применяются только в рамках отдельных знаний, что связано с раскрытием особых специально-научных законов и теорий (например, методы качественного анализа в химии, методы спектрального анализа в физике и химии и др.).
Кроме того, любой метод может быть рассмотрен со стороны предметного содержания, в операциональном и аксиологическом аспектах. Предметно-содержательная сторона метода состоит в том, что специфика объекта и предмета исследования так или иначе должна отразиться и в методе исследования. Предметная содержательность метода свидетельствует о наличии у него объектного основания. Как используется данный метод в конкретной практике, указывает на его операциональный аспект. И, наконец, аксиологический аспект метода выражается в его эффективности, оптимальности, надежности.
На разных стадиях естественнонаучного познания применяются специфические методы исследования. Так, на эмпирической (опытной) стадии используются методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания: наблюдение, измерение, эксперимент, описание. Вместе с тем необходимо помнить, что эмпирические методы неразрывно связаны с теоретическими.
Наблюдение является исходным пунктом эмпирического познания. Но наблюдение в известной мере уже «теоретически подготовлено», оно определено той или иной теоретической концепцией, гипотезой. В ходе наблюдения предметы изучаются с помощью чувственных способностей человека. Результатом наблюдения являются знания о внешних сторонах, свойствах изучаемого предмета, фиксируемые в описаниях – исходных сведениях об объекте.
Измерение связано с наблюдением и экспериментом. Оно обозначает процесс определения отношения одной измеряемой величины, характеризующей изучаемый объект, к другой однородной величине, принятой за единицу.
Эксперимент – «это активный, целенаправленный метод изучения явлений в точно фиксированных условиях их протекания, которые могут воссоздаваться и контролироваться самим исследователем»[77]. В эксперименте ученый сознательно абстрагируется от действия ряда посторонних факторов, создавая те или иные условия протекания данного процесса. Эксперимент является промежуточным звеном между теоретическим и эмпирическим этапами исследования в познании. Структура и роль эксперимента не претерпели существенных изменений со времен Галилея, впервые осуществившего контролируемый и математически обработанный эксперимент. Но огромные изменения произошли в технической оснащенности эксперимента, в появлении его новых видов. В настоящее время среди видов экспериментов выделяются: исследовательский (поисковый); проверочный (контрольный); воспроизводящий; изолирующий; качественный или количественный; физический, химический, биологический, социальный и пр. Особым видом является мысленный эксперимент, когда ученый оперирует чувственными образами или теоретическими моделями, ставя их в воображаемые условия.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Система гуманитарного и социально-экономического знания"
Книги похожие на "Система гуманитарного и социально-экономического знания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Соломатин - Система гуманитарного и социально-экономического знания"
Отзывы читателей о книге "Система гуманитарного и социально-экономического знания", комментарии и мнения людей о произведении.