» » » » Владимир Соломатин - Система гуманитарного и социально-экономического знания


Авторские права

Владимир Соломатин - Система гуманитарного и социально-экономического знания

Здесь можно купить и скачать "Владимир Соломатин - Система гуманитарного и социально-экономического знания" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Прочая научная литература, издательство Литагент «Когито-Центр»881f530e-013a-102c-99a2-0288a49f2f10, год 2001. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Владимир Соломатин - Система гуманитарного и социально-экономического знания
Рейтинг:
Название:
Система гуманитарного и социально-экономического знания
Издательство:
неизвестно
Год:
2001
ISBN:
5-9292-0042-4
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Система гуманитарного и социально-экономического знания"

Описание и краткое содержание "Система гуманитарного и социально-экономического знания" читать бесплатно онлайн.



В учебном пособии дается краткое изложение курсов, читаемых в юридических вузах по гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам. Авторы излагают данные науки системно, прослеживая как их взаимные связи, так и связи с юридическими науками.

Для преподавателей и студентов юридических, а также иных вузов, где преподаются гуманитарные и социально-экономические дисциплины.






Важнейшими чертами практики как гносеологического феномена являются целенаправленность, предметно-чувственный характер, преобразование материальных систем, т. е. другими словами, практика – это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.

Существующие формы практики – общественно-производственная, социально-политическая, научно-экспериментаторская, семейно-бытовая и прочие.

Гносеологические функции практики:

• основа познания, т. е. практика дает исходную информацию;

• движущая сила, т. е. практика детерминирует процесс познания;

• критерий истины;

• цель познания.

3.7. Познавательные способности человека

Субъект познания – это источник целенаправленной активности, носитель предметно-практической деятельности, оценки и познания. Объект познания – то, на что направлена деятельность этого субъекта. Отметим, что разделение объекта и субъекта познания достаточно относительно. Субъект познания сам может быть объектом для какого-то другого познающего субъекта.

Гносеология рассматривает человеческое познание как отражение, в результате которого в сознании познающего субъекта формируется идеальный образ изучаемого объекта. Вместе с тем принцип отражения здесь совмещается с признанием творческого, активного характера познаваемого процесса. В акте познания происходит раскрытие сущностных сил человека, реализация его целей. Любой вид знаний – это субъективный образ объективного мира. Элемент субъективности всегда присутствует и в форме выражения знания, и в его мысленном содержании. Но содержание знания обязательно включает в себя и объективный момент.

Процесс познания предполагает наличие у человека познавательных способностей, которые связаны, прежде всего, с его органами чувств. Способность человека получать информацию об объектах при помощи органов чувств называется чувственным познанием. Оно осуществляется в трех формах: ощущениях, восприятиях и представлениях.

Ощущение – это начальная и элементарная форма чувственного познания. Существуют многообразные виды ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, вкусовые, обонятельные, вибрационные, температурные, болевые, равновесные, органические и т. д.

Восприятие – более сложная форма чувственного познания. Восприятие есть целостный и структурированный символ (образ), который состоит из ряда ощущений.

Представление – это образ ранее воспринятого или созданного воображением явления, который служит связующим звеном между чувственным и рациональным познанием. Представление ассоциируется с образами памяти и воображения.

Развитие органов чувств человека – это результат и развития органического мира, его эволюции, и социального развития. Поэтому физиологическая ограниченность органов чувств человека не является преградой на пути познания внешнего мира и компенсируется им с помощью созданной техники и т. д.

Для философии всегда камнем преткновения был вопрос, отражают ли органы чувств предметы действительности как они есть или искажают их? Ученые все более склоняются к идее, что между предметами и ощущениями существует опосредованная связь, в которой имеют место несколько посредствующих звеньев, преломляющих воздействие, идущее от внешнего объекта и трансформирующее его. «Все ощущения в той или иной мере информируют о внешних или внутренних объектах и их состоянии, но не являются их изобразительным слепком»[56]. Но если ощущения – неизобразительные, то восприятия – изобразительные образы. Но что значит «изобразительные образы»? «Образ» объекта, получаемый нами в восприятии, – это не зеркальное отображение объекта действительности, он лишь соответствует ему, согласуется с ним.

Итак, чувственное познание создает предпосылки для дальнейшего рационального осмысления полученных чувственных данных. Оно дает первичную информацию, необходимую для познания бытия. Вместе с тем чувственное познание имеет свои ограничения. Как отмечалось, органами чувств не могут непосредственно восприниматься многие объективные предметы. В чувственном познании фиксируются лишь поверхностные связи и зависимости между предметами. Отсюда – необходимость рационального познания.

Рациональное познание – это сложный процесс, для которого характерны высокая активность и целенаправленность, абстрактность, обобщенность отражения, проникновение в сущность объекта, выявление закономерностей его возникновения, функционирования и развития. Данный процесс познания осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений, о которых речь пойдет в разделе, посвященном проблемам логики. Перечислим черты, присущие рациональному мышлению:

• способность к обобщению;

• способность к отражению существенного в предметах;

• способность к конструированию образов, не существующих в действительности;

• способность к опосредствованному познанию действительности;

• связь с речью.

Рациональное познание часто подразделяется на рассудочное и разумное. Рассудок связан со способностью составлять суждения, разум характеризует способность схватывать единство противоположностей, выходить за пределы наличного знания и порождать новые понятия. Рассудочное мышление носит ориентировочно-приспособительный характер, разумное – творческо-конструктивный.

Чувственное и рациональное познание не существуют в отрыве друг от друга, они взаимосвязаны. Многочисленные данные свидетельствуют в пользу взаимосвязанности и взаимообусловленности чувственного и рационального. Психика человека выступает как сложное системное образование с многочисленными «цепями» взаимоопределения. В силу этого, например, содержание ощущения определяется не только внешним раздражителем, но и состоянием мышления, памяти, воображения. Чувственное и рациональное «пронизывают» друг друга.

Наряду со способностями к чувственному и рациональному познанию, человек обладает еще одной познавательной способностью – интуицией. Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Интуиция всегда связана с внезапностью и неосознанностью. Интуитивной способности человека, таким образом, свойственны неожиданность решения проблемы; неосознанность путей и средств ее решения и непосредственность постижения истины на сущностном уровне объектов. Интуиция не сводима ни к чувственному, ни к рациональному познанию. Вместе с тем существуют некоторые условия, при которых она проявляется. Это —

• глубокое знание проблемы, для чего, как правило, необходима профессиональная подготовка;

• создание проблемной ситуации и состояние погруженности в нее;

• наличие подсказки.

Не следует ни переоценивать интуицию, ни преуменьшать ее роль в процессе познания. Дискурсивное и интуитивное – специфические и дополняющие друг друга средства познания.

На основе познавательных способностей человека развертывается его творческая деятельность. Именно в процессе творчества создаются качественно новые материальные и духовные ценности.

3.8. Научное познание

Прежде чем раскрывать смысл понятия «научное познание», отметим, что сам термин «наука» употребляется во множестве значений: как научно-техническая революция, социальный институт, деятельность, академическая система, знание. Соответственно научное познание – это определенный вид деятельности, итогом которой выступает получение знаний (научных знаний). Но что отличает научность познания? Для этого существуют определенные критерии:

• Объективность. Научное знание раскрывает объекты действительности, взятые сами по себе, безотносительно к их ценностному осмыслению. Главное для науки – исследование механизмов причинно-следственных зависимостей, в которые включены те или иные объекты бытия.

• Рациональность. Наука действует в рамках рационалистической парадигмы (отсюда стремление к обоснованности, доказательности).

• Эссенциалистская направленность. Основная цель науки – раскрывать законы в той или иной области действительности, фиксируя тем самым существенные связи между объектами, процессами и т. д.

• Особая системность знания. Научное знание определенным образом организовано, при этом ставится цель – построение единой теории. Теория рассматривается как высшая, самая развитая форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях или существенных связях в той или иной области действительности.

• Проверяемость (верифицируемость) научного знания. Проверяемость в данном случае трактуется предельно широко. Отсюда, как идеал, истины науки должны иметь общезначимый характер, а их функционирование – не зависеть от тех или иных особенностей субъекта (истины интерсубъективны).


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Система гуманитарного и социально-экономического знания"

Книги похожие на "Система гуманитарного и социально-экономического знания" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Владимир Соломатин

Владимир Соломатин - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Владимир Соломатин - Система гуманитарного и социально-экономического знания"

Отзывы читателей о книге "Система гуманитарного и социально-экономического знания", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.