Арам Асоян - Семиотика мифа об Орфее и Эвридике

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Семиотика мифа об Орфее и Эвридике"
Описание и краткое содержание "Семиотика мифа об Орфее и Эвридике" читать бесплатно онлайн.
Культурологическое эссе посвящено выявлению интерпретационных шифров орфического мифа в мировой культуре. Столетие назад И. Анненский проницательно заметил, что античный миф определяет не только материал, но и самые формы нашей творческой мысли. Критерий здесь не точность, а глубина… Это область открытий, откровений, предузнаний и экзистенциальных догадок. Границы эссеистического хронотопа от Пушкина и Ж. Нерваля до Вл. Набокова и У. Одена. Но логика развития исследования диктуется не хронологией, а ассоциативной и непредсказуемой связью интерпретационных смыслов. Орфический миф показывает, как старая истина и ее новое художественно-философское понимание могут быть связаны воедино.
20
Семушкин А. В. У истоков европейской рациональности. Начало древнегреческой философии. М., 1996. С. 104.
21
Леви-Стросс К. Сырое и вареное. – Семиотика и искусствометрия. М., 1988. С. 27.
22
Античные гимны. М., 1988. С. 333. Миф о вечном возвращении породил представление о «Великих годах». К ним относился и «Великий год Орфея», насчитывавший 120000 лет. – Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. II. Рождение астрономии. М., 1991. С. 127.
23
Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая религия. Киев, 1993. С. 89.
24
Стаций. Фиваида. М., 1991. С. 130.
25
Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. Изд. подготовил А. В. Лебедев. М., 1989. С. 37.
26
«Если верить пифагорейцам, – писал перипатетик Евдем, – то я в будущем, поскольку все повторяется согласно Числу, опять буду рассказывать вам здесь сказки, держа эту тросточку в своей руке, в то время как вы будете сидеть передо мной, как сейчас сидите; и все остальное будет тем же самым». – Цит.: Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука. II. Рождение астрономии. С. 127. Вместе с тем вера в метемпсихоз дожила до конца античности. – Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М., 1992. С. 572. Об Орфее и Пифагоре см.: Kerenyi C. Pythagoras und Orpheus. – Aufsatze zur Geschichte der Antice und des Christentums: Essays. Berlin, 1937.
27
Грейвс Р. Мифы Древней Греции. М., 1992. С. 82.
28
Брюсов Вал. Собр. соч.: В 7 т. Т. 1. М., 1993. С. 385.
29
Ibid. С. 121.
30
Ibid. 386.
31
Гераклит, 62. Дильс-Кранц.
32
Ахутин А. В. Открытие сознания. Древнегреческая трагедия и философия. – В его кн.: Тяжба о бытии. Сб. философских работ. М., 1997. С. 117–161.
33
Ницше Ф. Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1990. С. 141.
34
Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. – Эсхил. Трагедии. М., 1989. С. 377.
35
Лосев А. Ф. Античная мифология в ее историческом освещении. М., 1957. С. 345.
36
Иванов Вяч. Орфей. – Труды и дни, 1912, № 1. С. 63. Об орфических мотивах у Вяч. Иванова и др. поэтов Серебряного века см.: Юрьева Зоя. Миф об Орфее в творчестве А. Белого, А. Блока и Вяч. Иванова. – American Contribution To The English International Congress of Slavists, ed Terras. – Columbia, Ohio: Slavica publishers, 1978. P. 789–794. Силард Лена. Орфей растерзанный // Вячеслава Иванов. Архивные материалы и исследования. М., 1999. С. 210–249.
37
См. примечания Г. С. Гусейнова к главам из монографии Вяч. Иванова «Дионис и прадионисийство» в кн.: Эсхил. Трагедии. С. 574; Герцман Е. В. Музыка древней Греции и Рима. СПб., 1995. С. 86; Грейвс Р. Мифы Древней Греции. С. 82.
38
Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1994. С. 134.
39
Эредиа Ж.-М. де. Трофеи. М., 1973. С. 180. Пер М. Гордона.
40
Гумилев Л. Н. Поиски Эвридики. – Новый мир, 1994, № 7. С. 86.
41
Цветаева М. Указ. соч. С. 122.
42
Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. М.; Л., 1962. С. 433.
43
Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994. С. 132–133. О фаллической символике плавающей головы см. с. 131–132.
44
Лосев А. Ф. Античная музыкальная эстетика. М., 1960. С. 121–123.
45
Блок А. А. Псс. и писем: В 20 т. Т. 1. М., 1997. С. 562.
46
Там же. С. 131.
47
Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 2. С. 255.
48
Топоров В. Н., Цивьян Т. В. Нервалианский слой у Ахматовой и Мандельштама: Об одном подтексте акмеизма. – Ново-Басманная, 19. М., 1990. С. 434–436.
49
Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. С. 206.
50
Брюсов Вал. Собр. соч.: В 7 т. Т. 3. С. 280.
51
Ходасевич Вл. Стихотворения. Л.: Искусство, 1989. С. 152–153. Об орфических мотивах у Ходасевича см.: Gobler Frank. Vladislav F. Chodasevic: Dualitch u. Distanz als Grundzuge seiner Lyric. München, 1988. P. 109–113.
52
Иванов Г. Собр. соч.: В 3 т. Т. 2. М., 1994. С. 493.
53
Палладий. Орфей. – Поздняя латинская поэзия. М., 1982. С. 464.
54
Ходасевич Вл. Указ. соч. С. 394.
55
Соловьев Вл. Собр. соч.: В 2 т. Т. 2. М., С. 743.
56
Ibid.
57
Соловьев В. С. Собр. соч.: В 10 т. СПб., 1911–1914. Т. 4. С. 31.
58
Соловьев В. С. Царство Божие и Церковь в откровении Нового Завета // Православное обозрение, 1885. Т. 3. С. 23–49.
59
Иванов Вяч. Родное и вселенское. М., 1994. С. 338.
60
Иванов Вяч. Орфей. – Труды и дни, 1912, № 1. С. 63.
61
Иванов Вяч. Родное и вселенское. С. 280.
62
Иванов Вяч. Собр. соч. Т. 1. С. 159.
63
Белый Андрей. Критика. Эстетика. Теория символизма. В 2 т. Т. 2. М., 1994. С. 60.
64
Там же. Т. 1. С. 251.
65
Дион Хрисостом. О Гомере. – Античность в контексте современности. М., 1990. С. 184.
66
Слово и судьба. Осип Мандельштам: Исследования и материалы. М., 1991. С. 385. Ср.: «… надо ли остановиться, запечалиться о старой религии, – писал в 1909 году Блок, – оглянуться назад, как Орфей? Но тогда Эвридика-куль-тура опять станет тихо погружаться в тени Аида». – Блок А. А. Собр. соч.: В 8 т. Т. 5. С. 363.
67
Различие между семиотикой и семейотикой то же самое, что между абстрактным и конкретным. См.: Гинзбург Карло. Приметы: Уликовая парадигма и ее корни. – Новое литературное обозрение, № 8. С. 36.
68
Камоэнс де Л. Лирика. М., 1980. С. 265.
69
Пушкин А. С. Псс.: В 10 т. Т. 10. М., 1958. С. 141.
70
Иванов Вяч. Лик и личины России. Эстетика и литературная теория. М., 1995. С. 183.
71
Там же. С. 177.
72
Там же. С. 176.
73
Батай Ж. Литература и зло. М., 1994. С. 12.
74
Там же.
75
Фрейд З. Сновидения. Сексуальная жизнь человека: Избранные лекции. Алма-Ата, 1990.С. 128.
76
Волошин М. Стихотворения и поэмы. СПб., 1995. С. 143–144.
77
Stevens W. Necessary Angel. L.: Knopf, 1951. P. 36.
78
Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Киев, 1995. С. 243.
79
Жажоян М. Случай Орфея. – Знамя, 1999, № 6. С. 154, 152. Ср.: «Мужская любовь – всегда надрыв. Мужчины не могут не бросать того, что любят». -Цит.: Тодд О. Альбер Камю: Фрагменты книги. – Иностранная литература, 2000, № 4. С. 180. Слова Марты в» Недоразумении» Камю.
80
Волошин М. Стихотворения и поэмы. СПб., 1995. С. 565–566.
81
Ibid. 103.
82
Санктис Ф. де. История итальянской литературы: В 2 т. Т. 1. М., 1963. С. 445.
83
Волошин М. Лики творчества. М., 1988. С. 351, 352, 696.
84
Вагинов Конст. Опыты соединения слов посредством ритма. Л., 1931. Репринт. М., 1991. С. 36. Ср. стихотворение Вагинова с дневниковой записью Н. Пунина: «Нигде ничего не «вертится», все стоит; мертвое качание, что-то зловещее в мертвой тишине времени; все чего-то ждут и что-то непременно должно случиться и вот не случается… неужели это может тянуться десятилетие? – от этого вопроса становится страшно, и люди отчаиваются и, отчаиваясь, развращаются. Большей развращенности и большего отчаяния, вероятно, не было во всей русской истории. Была аракчеевщина, была николаевщина и Александр III, были деспотии, давившими стопудовыми гирями «отсталой идеи», а сейчас не деспотия и даже не самодурство, а гниение какого-то налета, легшего на молодую и свежую кожу; это налет обязательно сгниет и погибнет, и поэтому все, что сейчас – совершенно бесплодно, в гораздо большей степени бесплодно, чем аракчеевщина и Александр III. Не страдаем, как страдали, например в 1918–1919 гг. (страдания тех лет были несомненно плодоносными), а задыхаемся, вянем и сохнем, разлагаемся и корчимся в смертельных корчах и в смертельной опасности, но почему-то все знаем, что не к смерти и что смерти не будет. Испанией все-таки мы не станем. Л. Сказал, вернувшись недавно из-за границы: на Западе полная возможность работать, но очень плох материал, у нас прекрасный материал и никакой возможности работать». Это вероятно, правда». – Пунин Н. Из дневника (1925). – В его кн.: Пунин Н. О Татлине. М., 2001. С. 73.
85
Тарковский Арс. Белый день. М., 1998. С. 241.
86
Вагинов Конст. Козлиная песнь: Романы. М., 1991. С. 72.
87
Поэзия французского символизма. Лотреамон. Песни Мальдорора. М., 1993. С. 23.
88
Ницше Ф. Указ соч. Т. 2. С. 599.
89
Белый Андрей. Указ. соч. Т. 1. С. 262.
90
Иванов Вяч. Дионис и прадионисийство. СПб., 1994. С. 168.
91
Павсаний. Описание Эллады. III, 13-2.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Семиотика мифа об Орфее и Эвридике"
Книги похожие на "Семиотика мифа об Орфее и Эвридике" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Арам Асоян - Семиотика мифа об Орфее и Эвридике"
Отзывы читателей о книге "Семиотика мифа об Орфее и Эвридике", комментарии и мнения людей о произведении.