Олег Старков - Криминотеология

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Криминотеология"
Описание и краткое содержание "Криминотеология" читать бесплатно онлайн.
Первое, после 1909 г., системное и открытое исследование криминальных проблем сферы религии, созданное на стыке криминологии и религиоведения, богословия и теологии, содержащее статистику, исторический и современный анализ уголовно-правовых норм о религиозных преступлениях и исследовательские данные о преступлениях, совершаемых сектантами-сатанистами и язычниками.
Рекомендуется в качестве учебно-практического пособия для адъюнктов, аспирантов, студентов, профессорско-преподавательского состава юридических, богословских и других гуманитарных учебных заведений, а также для практических работников органов уголовной юстиции, занимающихся дознанием, предварительным расследованием, оперативно-розыскной работой, прокурорским надзором и рассмотрением в суде дел о религиозных преступлениях.
в) нарушение равноправия граждан – нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии, причинившее вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК РФ) (это преступление может совершаться в отношении как группы лиц, так и одного человека, хотя законодателем использовано множественное число – «граждане»).
2. Религиозное преступление, выделенное как таковое исключительно в связи с мотивом «религиозной ненависти или вражды»:
а) убийство – умышленное причинение смерти другому человеку (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ);
б) умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения, речи, слуха или какого-либо органа либо утрату органом его функций, или выразившегося в неизгладимом обезображении лица, а также причинение иного вреда здоровью, опасного для жизни или вызвавшего расстройство здоровья, соединенное со значительной стойкой утратой общей трудоспособности не менее чем на одну треть или с заведомо для виновного полной утратой профессиональной трудоспособности либо повлекшее прерывание беременности, психическое расстройство, заболевание наркоманией или токсикоманией (п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ);
в) умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью – не опасного для жизни человека, но вызвавшего длительное расстройство здоровья или значительную стойкую утрату общей трудоспособности менее чем на одну треть (п. «е» ч. 2 ст. 112);
г) истязание – причинение физических или психических страданий путем систематического нанесения побоев либо иными насильственными действиями (п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ);
д) надругательство над телами умерших и местами их захоронения – 1 надругательство над а) телами умерших либо 2 уничтожение, 3 повреждение или 4 осквернение б) мест захоронения, в) надмогильных сооружений или г) кладбищенских зданий, предназначенных для церемоний в связи с погребением умерших или их поминовением (п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ).
3. Посягательства на религиозное равноправие граждан:
а) нарушение равноправия граждан в зависимости от отношения к религии, причинившее вред правам и законным интересам граждан (ст. 136 УК РФ);
б) возбуждение религиозной вражды – действия, направленные а) на возбуждение религиозной вражды, а равно б) пропаганда 1 исключительности, 2 превосходства либо 3 неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, если эти деяния совершены А публично или Б с использованием средств массовой информации (ст. 282 УК РФ);
в) воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий – 1 незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или 2 незаконное воспрепятствование совершению религиозных обрядов (ст. 148 УК РФ).
Контент-анализ также позволил выявить следующие особенности, если не сказать закономерности, уголовно-правового регулирования религиозных преступлений в современном российском уголовном законодательстве по сравнению с дореволюционным. Эти особенности касаются как техники уголовно-правового регулирования, так и содержания уголовно-правовых норм.
Итак, к уголовно-правовым особенностям религиозных преступлений по сравнению с криминологическими и теологическими следует отнести:
1. Из всех преступлений можно выделить всего десять религиозных (ст. 239, 357, 136, 148, п. «б» ч. 2 ст. 244, ч. 2 п. «з» ст. 117, п. «е» ч. 2 ст. 112, п. «е» ч. 2 ст. 111, п. «л» ч. 2 ст. 105, ст. 282 УК РФ).
2. В УК РФ нет ни специального раздела, ни отдельной главы, посвященной религиозным преступлениям, – соответствующие нормы разбросаны практически по всем разделам и главам УК РФ (по четырем из шести разделов и по пяти главам из девятнадцати Особенной части УК РФ).
3. Есть только один «чисто» религиозный уголовно-правовой состав, т. е. посвященный исключительно посягательству на свободу совести и вероисповеданий, он предусмотрен ст. 148 УК РФ «Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и вероисповеданий». Все остальные составы – смешанные. Данное обстоятельство может послужить основанием для того, чтобы вообще отрицать наличие религиозных преступлений в уголовном законодательстве современной России. Надо сказать, и действительно ни в одном учебнике, ни в одной монографии, вышедших после принятия УК РФ, не выделен раздел о религиозных преступлениях.
4. Следует выделить целую группу религиозных преступлений, когда в основном или общем составе религиозная специфика отсутствует, но она есть в квалифицированном составе – надругательство над телами умерших и местами их захоронения по мотиву религиозной ненависти или вражды (п. «б» ч. 2 ст. 244 УК РФ), убийство (п. «л» ч. 2 ст. 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (п. «е» ч. 2 ст. 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (п. «е» ч. 2 ст. 112 УК РФ), истязание (п. «з» ч. 2 ст. 117 УК РФ).
§ 2. Видовой состав религиозного преступления в современной России
Перед тем как приступить к анализу уголовно-правового состава религиозного преступления, необходимо определиться с некоторыми спорными понятиями общей части уголовного права, касающимися прежде всего учения о составе преступления и его классификации.
Обычно в уголовно-правовой литературе составы преступлений по степени обобщения или по уровням делятся на три вида: конкретный, родовой и общий. В некоторых источниках выделяется четыре вида: конкретный, видовой, родовой и общий[75]. Думается, что, исходя из действующего уголовного законодательства, даже по формальным признакам можно выделить четыре вида составов, отталкиваясь от деления УК РФ на разделы, главы, статьи, части и пункты. Название раздела Особенной части означает как раз не что иное, как родовой объект преступлений, а деление его на главы – обозначение законодателем видов преступлений. Обозначение потому, что в теории уголовного права могут и должны быть выделены иные – как родовые, так и видовые – составы преступлений. Поэтому от формального подхода к этой проблеме перейдем к содержательному.
Обычно под конкретным составом преступления понимается совокупность объективных и субъективных признаков индивидуального вредоносного, уголовно-противоправного деяния, т. е. предусмотренного в одной или нескольких статьях, в одной или нескольких частях и пунктах одной или нескольких статей УК РФ.
Родовой состав преступления – это совокупность юридических, объективных и субъективных, признаков, «характеризующих однородную группу преступлений»[76]. При этом определяется наличие наиболее общих, повторяющихся во всех или хотя бы в большинстве деяний, включаемых в этот род, признаков объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны (например, преступления против личности; общественной безопасности и общественного порядка; государственной власти; мира и безопасности человечества и др. – по действующему УК РФ их всего шесть).
Понятие видового состава преступления должно строиться на основе обобщения признаков объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны определенной группы наиболее близких друг к другу преступлений (к примеру, видовые составы преступлений, выделенные в большей степени по объекту, – это преступления против жизни и здоровья, конституционных прав и свобод человека и гражданина, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества и др. – по действующему УК РФ их девятнадцать). Обычно в родовом составе преступления содержится несколько видовых, к примеру, в родовом составе преступлений против личности содержатся несколько видовых – это и преступления против жизни и здоровья, и против конституционных прав и свобод человека и гражданина и т. д. Вместе с тем видовой состав преступления, выделенный на основе одного обобщенного объекта, присутствующего всегда при совершении преступлений этого вида по действующему уголовному законодательству, может посягать и на несколько родовых, и на ряд видовых объектов, как ни парадоксально это звучит. Именно это относится к религиозным преступлениям. Глава о них не выделена в качестве самостоятельной только в УК РСФСР 1960 г. и в УК РФ 1996 г. Практически во всех иных уголовных кодексах и уложениях, как в дореволюционных, так и в советских, этот вид выделялся, имея всякий раз иное название, но одинаковый смысл.[77] Этот факт может иметь доказательственное значение в вопросе о выделении вида религиозного состава преступления.
Приступим к анализу объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны состава религиозных преступлений.
Видовой объект религиозного преступления – это религиозная свобода или свобода религиозного вероисповедания, каковые понятия являются идентичными. Как установлено в первом параграфе этой главы, религиозная свобода включает в себя право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию; не исповедовать никакой религии; свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения; действовать в соответствии с религиозными убеждениями; пропагандировать религиозные убеждения и распространять их любым, не запрещенным законом путем; осуществлять религиозное, атеистическое и тому подобное воспитание и образование; совершать религиозные обряды и культы; менять религиозное вероисповедание; создавать новое религиозное вероисповедание; на благотворительную и любую, не запрещенную законом общественную деятельность; на равенство всех граждан в обществе перед законом, правосудием и государством независимо от религиозного вероисповедания. Любое религиозное преступление должно посягать на этот объект – религиозную свободу. Если этот объект при посягательстве отсутствует, значит, деяние либо не религиозное, либо вовсе не является преступлением.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Криминотеология"
Книги похожие на "Криминотеология" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Олег Старков - Криминотеология"
Отзывы читателей о книге "Криминотеология", комментарии и мнения людей о произведении.