Владимир Кутырев - Естественное и искусственное: борьба миров

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Естественное и искусственное: борьба миров"
Описание и краткое содержание "Естественное и искусственное: борьба миров" читать бесплатно онлайн.
Человечество все больше окружает себя искусственной средой и это самая глубокая причина переживаемого им глобального кризиса.
В книге рассмотрены основные направления экспансии искусственного: становление ноосферы как постчеловеческой реальности, космизация Земли, превращение вещей в знаки и информацию. Обсуждается ее влияние на характер познания и понимания, на представление о смысле и границах творчества, общая трагедия духа в мире разума. Приведены аргументы в пользу союза философии и религии против свободы научно-технического разума.
Несмотря на фундаментальный, иногда метафизический подход к вопросам, книга написана эмоционально, понятным языком и может быть интересна не только профессиональным философам.
Освоение земли инопланетными космонавтами идет неравномерно. До второй мировой войны она их практически не интересовала. Первые посещения стали фиксировать в 40-50-е годы на американском континенте, параллельно с ростом числа полетов реактивной авиации. В последующие годы излюбленным местом посадок стала Европа. На территории бывшего СССР, несмотря на многочисленные пуски ракет, они не появлялись почти до перестройки. По-видимому, по политическим мотивам. Зато в последние годы мы имеем контактов с визитерами из других миров больше, чем до этого за тысячелетия. Надо также учитывать, что поскольку прошлое, в сущности, заложник настоящего (когда на Земле изобрели прожекторы, на Марсе появились световые вспышки, после создания атомной бомбы взрыв в Тунгусской тайге стали считать ядерным, вслед за запуском искусственного спутника Земли возникли теории искусственного происхождения Луны и т. д.), то в прошлом открывается все больше свидетельств о пребывании на Земле чужих космонавтов. Последнее, будоражащее широкие круги уфологической общественности открытие, что Иисус Христос был не «галилеянин», а «инопланетянин».
Массовый интерес, доверие к подобного рода теоретически ничем не обоснованным и предметно никогда не предъявленным фактам показывают, что сознание людей претерпевает глубокую трансформацию не только в рациональной, но и в творчески мистической области. Меняется направленность нашего воображения. Все новое, необычное теперь склонны объяснять космическими, а не земными причинами. Природные катаклизмы, социальные проблемы, собственное здоровье связываются с состоянием небес. Но это не небеса человекоподобного бога христианской или мусульманской религии. Наоборот, он с них вытесняется: или астрологией, или максимально совершенными объектами технической мысли, когда в роли всемогущей силы выступает некая высшая цивилизация, управляемая всезнающим сверхмощным компьютером. Благо же проистекает от силы и знания автоматически.
Мне могут возразить, указав на ренессанс христианства в нашей стране. Но он обусловлен социально-политическими обстоятельствами. На Западе такого религиозного подъема нет. И ему все равно не хватает живой веры, эмоционального восприятия существования бога. Еще в начале XX века каждый человек видел, либо лично знал конкретных людей, видевших ангела или черта. Прибегали испуганные, рассказывали, как удалось выпутаться из передряги. Все знали основные приемы одоления дьявола, возможности ангелов соответствующего чина – херувимов, серафимов. Где они теперь? Время от времени в каждом городе являлось более старшее божество – Богородица или сам Христос. На этих местах воздвигались храмы. На небе обычно видели огненные кресты библейские знамения, атрибуты церковной службы. В дохристианскую эпоху (в христианскую тоже, но это расценивалось как суеверие) люди встречали леших, домовых, вырывались из лап водяного, унося при этом остатки его тинистой бороды. За прямые контакты с нечистой силой много людей заплатило жизнью на костре. На процессах ведьм суды с абсолютной достоверностью, привлекая неопровержимые вещественные улики, доказывали их вину. Теперь всего этого практически нет. Природные божества умерли, Богочеловек стал преимущественно Словом. Последняя, получившая мировую известность встреча с Богородицей произошла 40 лет назад в Грушеве (на Балканах), а об инопланетянах газеты пишут каждый день, кино-, теле-, видеоиндустрия предается космической оргии и 45 млн. взрослых американцев, например, уверены, что межзвездные путешественники регулярно посещают их страну.
Развитие науки не дает каких-либо преимуществ в преодолении мифологичности сознания. Этот параметр неотъемлем от человека и меняется только по форме. Чтобы неграмотная старуха поверила в целебную силу воды, православный батюшка должен потрудиться: петь молебен, кадить ладаном, опускать в воду крест. Для интеллигентного человека с высшим образованием достаточно объявить по телевизору, что после взмаха руки некоего проходимца без сана и звания любой предмет приобретает его (не бога, а именно его) целебную силу и миллионы «верующих в науку» сядут заряжать банки с кремом. Потом мажутся им, как дикари кровью жертвенных животных. В эпоху темного Средневековья Себастьян Брант, знаменитый автор «Корабля дураков», сажая на него астрологов, сетовал:
С прискорбием гляжу теперь я
Как расплодились суеверья:
О звездах ныне столько чуши
Наворотили – вянут уши.
Но верят в чушь глупцы, кликуши![24]
В наш век, по мере космизации воображения людей, занятия астрологией стали гораздо более почтенными и мало кто рискнет посадить ее многочисленных приверженцев в «Корабль дураков». Астрологические прогнозы передают вместе с прогнозом погоды. Из ряда суеверий и ересей она перешла в категорию «официального», базисного мифа.
Космическая мифология синкретична, она питается как экспериментально удостоверенными знаниями о земле и космосе, так и традиционными религиозными представлениями, в особенности Востока, гипотезами научной фантастики и сайентологии. Она дает ответ на вопросы, по которым теория не может сказать чего-либо определенного. Космологи, как известно, бьются над так называемым астросоциологическим парадоксом: по идее, кроме человека, во Вселенной должны быть и другие представители разума – но они до сих пор никак себя не обнаруживают. Разные хитроумные попытки поймать сигналы внеземного разума безуспешны, хотя на это затрачиваются большие средства, строятся гигантские телескопы и т. д. Между тем непрерывно происходящие встречи землян с НЛО этот астрологический парадокс разрешают давно и запросто. В целом космическая мифология обеспечивает адаптацию человека к новой техногенной реальности, одновременно превращая его в материал и средство ее дальнейшего роста. Упование на космос как на среду продолжения земной жизни – самая неоправданная иллюзия и самый великий миф нашего времени, а большинство людей – его носители и жертвы. Однако тот, кто верит в возможность влияния на свою собственную судьбу и не отдает ее звездам, тот не имеет права быть пленником мифа. Философ, «человек с рефлексией», просто мыслящий человек должен стремиться «быть выше», чтобы сохранить за собой свободу выбора действий или хотя бы свободу отношения к объективным тенденциям развития.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Сухово-Кобылин А. В. О единстве человечества во Вселенной // Русский космизм. М., 1993. С. 63.
2
Зинченко В. П. Эргономика и информатика // Вопросы философии. 1986, № 7. С. 61.
3
Бахтин М. М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. М., 1987. С. 87.
4
Шкловский В. Б. Зоо или письма не о любви // Избр. соч. т. 1. С. 187.
5
Ракитов А. И. Философия компьютерной революции М., 1991. С. 164.
6
Ницше Ф. Соч. В 2-х томах. Т. 1. М., 1990. С. 373–374.
7
Визгин В. П. Культура – знание – наука // Наука и культура. М, 19 в 4. С. 62.
8
Цит. по статье «Утопия» // Советская энциклопедия М., 1977. Т. 27. С. 143.
9
Барсуков В. Л. Яншин А. Л. В. И. Вернадский – великий ученый и мыслитель // Вестник АН СССР. 1988. № 6. С. 56. 26.
10
Флоренский П. A. Homo faber. Публикация в: Половиккин С. М. Флоренский П. А, логос против хаоса. М, 1989. С. 56–59.
11
Эсхил. Прикованный Прометей // Античная литература. Антология. Ч. 1. М., 1989. С. 231.
12
Назаретян А. П. Интеллект во вселенной. М., 1991. С. 195. Аналогичные идеи в литературе по искусственному интеллекту высказываются все чаще. См., например: Molik Peter. Artificial intellegent as evolutionary stage of human mind // Jornal of the British Interplanetary society. 1984. Vol. 34.
13
Циолковский К. Э. Грезы о земле и небе. Тула. 1986. С. 376.
14
Дискуссию о судьбе гуманистического мировоззрения см.: Назаретян А. П. В многомерном мире раскрывается ограниченность гуманизма // Общественные науки и современность 1991. № 6; Моисеев Н. Н. Рациональный гуманизм // ОНС 1992. № 3; Школенко Ю. безграничность гуманизма // ОНС. 1992. № 4; Назаретян А. П. Беспределен ли человек? (Еще раз о гуманизме и его паллиативах). ОНС. 1992 № 5 и др.
15
Подробное обоснование гипотезы «биополевой формации как субъекта жизни и психики» предлагает, например, А. К. Манеев в книге: Человек: философские аспекты сознания и деятельности. Минск, 1989.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Естественное и искусственное: борьба миров"
Книги похожие на "Естественное и искусственное: борьба миров" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Владимир Кутырев - Естественное и искусственное: борьба миров"
Отзывы читателей о книге "Естественное и искусственное: борьба миров", комментарии и мнения людей о произведении.