» » » » Священник Евгений Мерцалов - От Петрозаводска до Иерусалима и обратно. Путевые заметки и впечатления паломника


Авторские права

Священник Евгений Мерцалов - От Петрозаводска до Иерусалима и обратно. Путевые заметки и впечатления паломника

Здесь можно купить и скачать "Священник Евгений Мерцалов - От Петрозаводска до Иерусалима и обратно. Путевые заметки и впечатления паломника" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Религиоведение, издательство Литагент «Индрик»4ee36d11-0909-11e5-8e0d-0025905a0812, год 2014. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Священник Евгений Мерцалов - От Петрозаводска до Иерусалима и обратно. Путевые заметки и впечатления паломника
Рейтинг:
Название:
От Петрозаводска до Иерусалима и обратно. Путевые заметки и впечатления паломника
Издательство:
неизвестно
Год:
2014
ISBN:
978-5-91674-324-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "От Петрозаводска до Иерусалима и обратно. Путевые заметки и впечатления паломника"

Описание и краткое содержание "От Петрозаводска до Иерусалима и обратно. Путевые заметки и впечатления паломника" читать бесплатно онлайн.



Путешествие священника Евгения Мерцалова (1857–1920), впоследствии епископа Олонецкого и Петрозаводского, в Святую Землю состоялось в 1899 г. Дневниковые записи были переработаны автором и опубликованы в журнальном и книжном вариантах, встретив сочувствие и интерес читающей публики, главным образом в российской провинции.

В настоящее время труд епископа Евгения (Мерцалова) представляет интерес для изучения русского присутствия в Палестине в начале XX столетия, русского паломничества и деятельности Императорского Православного Палестинского Общества как в России, так и на Ближнем Востоке. Повествование передает эмоциональные впечатления очевидца живым образным языком и будет интересно для всех, кто интересуется историей русского религиозного паломничества и Православия на Востоке.






3 июня. С трудом служил раннюю. Остыл ли за ночь или вчера неосторожно долго пробыл на сквозном ветре, только к утру появился у меня сильный кашель и боль в горле; голос опал и слишком большое приходилось делать напряжение, чтобы возгласы хотя немного были слышны молящимся. – Ходил затем в канцелярию г. градоначальника. Дело уладилось и лично являться к г. градоначальнику не нужно было. Свидетельство, однако, оставили для отметки, обещаясь возвратить его вместе с заграничным паспортом. – Около 8 часов вечера пришли о. гостинник и о. Ипполит, последний принес мне все необходимые для заграничного паломничества документы, пароходный билет 2 класса до Яффы с квитанцией на возвратный путь и две контрамарки на бесплатный проезд в Яффе в лодке с парохода на берег и обратно. Пароходный билет и одну квитанцию о. Ипполит держал в правой руке и, подавая, произнес лаконически: «это вот в дело пойдет» (т. е. теперь же, на пути туда понадобится); «а это, – сказал он, подавая левую квитанцию с другою контрамаркой, – это с паломнической книжкой приберите подальше, не затеряйте, – они нужны будут на возвратном пути; не затеряйте, вторые деньги заплатите». Очевидно, о. Ипполит всегда и всем паломникам так вручает пароходные билеты с контрамарками; не сделал он исключения в этом отношении, понятно, и для меня. Вслед за о. Ипполитом о. гостинник сообщил, что завтра после ранней литургии будет напутственный молебен общий для всех, отправляющихся в Святую Землю и на Афон; «после чего, – добавил он, – можете делать покупки на дорогу, в 12 часов покушаете, наймете затем извозчика и отправитесь на пароход; там предъявите свой заграничный паспорт жандармам и поедете дальше в Константинополь». – «А разве не о. Ипполит будет предъявлять паспорта и провожать паломников на пароход? – спросил я, руководствуясь «Наставлением паломнику»[10]. – «О. Ипполит будет провожать паломников-палубников, т. е. 3 класса, ответил мне о. гостинник, – их нужно будет поудобнее разместить на палубе, а у вас есть определенное место в каюте, – вот оно обозначено на билете, и его уже никто не может занять». – Итак, благодарение Господу Богу! Завтра в 4 часа вечера выезжаем в Константинополь.

4 июня. За ранней и на молебне были все до одного паломника, отправляющиеся на восток. Многие из них, если не все, за эти дни говели, исповедовались и приобщались. И теперь вот за молебном все едиными усты и единым сердцем горячо молились, чтобы Господь даровал благополучное путешествие и плавание по водам. Истово и благоговейно с нами и за нас молился о. иеромонах, поминая на ектеньях каждого паломника по имени. Служба кончилась; начались приготовления и заготовление необходимых припасов на всю по возможности неблизкую дорогу и в час дня, поблагодарив внимательного и предупредительного о. гостинника и внесши посильную лепту в пользу подворья, я на извозчике отправился на пароход, сопровождаемый благопожеланиями подворских иноков.

Приходилось путешествовать на пароходе «Россия». Пароход этот – один из лучших пароходов Русского Общества; он – довольно большого калибра, имеет не менее 40 сажен дины, глубоко сидит в воде и снабжен сильной и прочной машиной. И помещения для пассажиров на нем отличаются, сравнительно, удобствами, чистотой и простором; каюты, например, очень высокие и достаточно светлые со свежими, чистыми спальными принадлежностями. – Заняв по приезде соответствующее место в каюте

2 класса, я вышел на палубу. Шла оживленная нагрузка парохода; одновременно грузили – с пристани кур, а с баркасов какие-то бочонки. Прибывали в предшествии иноков одна за другой партии паломников, которые и размещались в крытых помещениях около машинного отделения; несколько евреев ворчливо дожидались, пока закончится погрузка, чтобы занять место у левого борта. Слышался стук и грохот колес подъемной машины, лязг цепей и выкрики грузивших; говор людской смешивался с кудахтаньем кур и пением петухов. К 4 часам все это поутихло. Курами наполнили оба трюма и весь правый борт, а левый борт заняли евреи и пассажиры, не пожелавшие находиться в крытых, душных помещениях; жандармы, отметив и раздав заграничные паспорта, удалились с парохода, и с третьим свистком «Россия» стала медленно и плавно отделяться от пристани. Не раз и не два при этом осенили себя крестным знамением паломники; не у одного, а у многих из них, если не у большинства, дрогнуло сердце, стеснило грудь при расставании с землею. Сделав несколько поворотов по гавани, пароход мимо маяка вышел в море и полным ходом направился в безбрежную даль водного пространства. Всех, по-видимому, «охватило новое своеобразное настроение. Разговоры смолкли. Замерли; лица задумались, и только одна пароходная прислуга да матросы беззаботно делали свое дело». А позади, «на севере горизонта, скажем словами одного путешественника, в мягких теплых лучах солнца тонули живописные берега… Одесса длинною вереницею своих домов, казалось, уплывала, зарисовывалась в туманной перспективе, будто стягиваясь в миниатюрную рамку, как акварель»[11].

5 июня. Мы в открытом море. Кругом ни островка, ни контура отдаленного берега; и это безбрежное море без всяких признаков суши будет вплоть до Константинопольского пролива, в который войдем не ранее полуночи. Погода чудная. На небе ни облачка; веяние ветерка едва заметное, на поверхности моря самая легкая рябь. Пароход смело рассекает воды Черного моря, которые с шумом расходятся по сторонам, оставляя позади след на далекое пространство. На матросской палубе небольшая кучка евреев в полосатых балахонах и без них совершает вслух свое субботнее моление. Около них столпились любопытные; но это нисколько не смущает евреев и не мешает им, покачиваясь или оборачиваясь то в ту, то в другую сторону, продолжать свое благочестивое дело. Евреи молятся, подумал я, и нам ведь следует помолиться сегодня, по-христиански встретить великий праздник Св. Троицы. У меня с собою были взяты епитрахиль и служебник с канонником, у паломников могли оказаться другие богослужебные книги; без сомнения, есть между ними и чтецы с певцами, а в таком случае ничто не может помешать нам совершить вечером всенощное бдение. С такими мыслями направился я к машинному отделению, около которого помещалась большая группа паломников. Всех их было достаточно – человек до 70. Малыми группами и в одиночку, сидя и лежа или полулежа проводили они мирно время или за чтением какой-либо назидательной церковной книги, или же тихо беседуя о предметах божественных. Между ними оказались и духовные лица: почтенный иерей старец из г. Иркутска с бравым сыном, бывшим псаломщиком, и инок из какой-то Нижегородской обители. Мысль о всенощной эти последние, да и все бывшие около них, приняли сочувственно и даже с нескрываемою радостью. Псаломщик обещал петь, батюшка подпевать, а инок читать. Начались затем совещания, где, какое и когда совершать богослужение, – вопросы по-видимому не важные, но для нас, при нашей обстановке и условиях, очень существенные. Где совершать богослужение? Около трюма на палубе было совсем не удобно: постоянно ощущался тяжелый и неприятный запах птичника и слышались несмолкаемые выкрики кур и петухов. На матросской палубе (на носу парохода), было и не убрано и неприглядно, к тому же матросы что-то постоянно там делали, постоянно находились там. Была еще просторная, чистая и прилично обставленная палуба над 1-м классом, но туда не позволялось входить пассажирам-палубникам. А между тем эта последняя и была бы самой подходящей для предстоящего церковного торжественного богослужения. Решили поэтому просить у капитана эту последнюю палубу. – Какое богослужение совершать? Порасспросили присутствующих, у кого какие есть церковные книги, и вопрос уяснился вполне. У инока оказалась псалтирь, где он обещался подобрать и отметить псалмы для шестопсалмия, у его соседа новый завет на славянском языке, а у одной учительницы из Тобольской губернии (к общей радости) акафист Пресвятой Троице с каноном и стихирами на Господи воззвах, на стиховне и на хвалитех; стало быть, вполне можно было совершить всенощное бдение Пресвятой Троице, т. е. празднику. – Когда совершать богослужение? – Разумеется, когда обыкновенно оно совершается, т. е. в 6 часов вечера. – Эти наши совещания стали известны всем паломникам, и вот многие из них начали подходить к нам, чтобы так или иначе выразить свое сочувствие. Одни, например, приносили с собой книги церковной печати и спрашивали: не годится ли? Другие заявляли, что будут подпевать во время службы, а третьи – что у них есть восковые свечи и иконы: словом, замечалось и чувствовалось всеобщее оживление, одушевление и довольство. Решено было ввиду этого: непременно служить сегодня всенощное бдение и служить, если можно, на верхней палубе. Инок вызвался сходить к капитану за позволением, а мы с батюшкой и псаломщиком учинили нечто вроде спевки, чтобы узнать, как у кого поют. Напевы оказались одинаковые, и после трех-четырех священных песней мы разошлись на время, в полной уверенности, что Господь поможет нам совершить всенощную. В каюте, куда я спустился, сосед мой еврей оканчивал чаепитие. Он еще вчера с вечера, чтобы не нарушать покоя субботнего дня, предупредительно выдал прислуге несколько денег, прося ее уплатить сегодня за кипяток. – «Почему вы не сами сегодня заплатили?» – спросил я еврея – «Нам законом запрещена торговля по субботам». – «Да ведь заплатить за кипяток, купить, не тоже, что торговать?!» – «Неправда, – серьезно и отрывисто сказал тот, – где покупают, там и торговля». Разговор оборвался, и я невольно с грустью подумал: «О, сыны Израиля! Когда же перестанете вы слепо следовать мелочным, пустым, безжизненным предписаниям Талмуда?» – В 2 часа снова поднимался на палубу. Инок пришел от капитана недовольный и расстроенный и предлагал служить всенощную около трюма на нижней палубе, так как верхней (над 1 классом) капитан не давал. Неужели же на самом деле служить среди кур и неприятного запаха? Подумал я и лично отправился к г. капитану, пригласив с собой для вящей убедительности одного из интеллигентных светских паломников. Капитан однако оказался неумолимым. Дать верхнюю палубу он находил невозможным во-первых потому, что на время службы туда наберется очень много пассажиров 3-го класса (палубников) и притом в такое время, когда по расписанию в 1 классе будет обед и во-вторых наше богослужение может обеспокоить пассажиров 1 класса, между которыми есть и иностранцы. Напрасно говорили мы. что всенощную можно совершать после обеда, т. е. часов в 7, и что сами мы сходим к пассажирам 1 класса и попросим у них позволения. Капитан решительно отказал в верхней палубе. Пришлось тогда избрать матросскую палубу, как самую изолированную, куда притом совсем не достигали ни запах птичника, ни крики птиц. Сказали матросам, те оказались очень добрыми и внимательными: сердечно отнеслись они к нашей нужде и обещали приготовить и приубрать свою палубу к 6 часам вечера. Действительно, к назначенному времени палуба их приняла надлежащий приличный вид; все лишнее было куда-то снесено, а неприглядное и безобразившее убрано; наветренная сторона была даже завешена брезентом. Посередине палубы ближе к носу парохода стоял небольшой столик, который догадливые паломницы покрыли белой скатертью и уставили иконами, (между иконами находилась и икона Пресвятой Троицы). Немедленно оповестили паломников, зажгли свечи и в начале 7-го часа по возгласу: «Слава Святей»…и «Приидите, поклонимся» послышалось сначала не особенно твердое и громкое, с заметной дрожью в голосе пение «Благослови, душа моя, Господа», которое затем становилось чем дальше, тем тверже, стройнее и сильнее. «На горах станут воды. Дивна дела Твоя, Господи!» уже уверенно и смело пел импровизированный, хотя и не очень большой хор. Кто-то в порыве благоговейной догадливости принес к столику раскаленную крышечку плиты, положил на нее немного ладану и получилось курение фимиама; я благословил и совершил каждение. Паломники были все до одного и усердно, сосредоточенно молились, делая поясные и земные поклоны. – Всенощное бдение совершалось затем без особых сокращений и неторопливо; пели и читали громко, отчетливо и с видимым одушевлением. В свое время был совершен полиелей, и после чтения евангелия паломники прикладывались к образу Пресвятой Троицы; в конце утрени сказано было краткое слово, которым присутствующие призывались воздать благодарение Господу Богу, даровавшему возможность помолиться накануне великого праздника, и выражалась благодарность капитану за дозволение, а матросам за сочувствие и труды по приготовлению палубы. Во время пения многолетия и затем тропаря празднику присутствующие прикладывались ко кресту и довольные, благоговейно настроенные расходились затем по своим местам, чтобы продолжать благочестивую беседу или назидательное чтение. Около 12 часов ночи наш пароход входил в Константинопольский пролив, где должен был встать на якоре до восхода солнца. Луна только что скрылась за правым берегом, а потому можно было различить поверхность воды и контуры берегов. Берега казались высокими; но самый пролив не особенно широк. Послышалась команда: «отдай», якорь грузно и с шумом опустился в воду, и мы остановились.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "От Петрозаводска до Иерусалима и обратно. Путевые заметки и впечатления паломника"

Книги похожие на "От Петрозаводска до Иерусалима и обратно. Путевые заметки и впечатления паломника" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора священник Евгений Мерцалов

священник Евгений Мерцалов - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Священник Евгений Мерцалов - От Петрозаводска до Иерусалима и обратно. Путевые заметки и впечатления паломника"

Отзывы читателей о книге "От Петрозаводска до Иерусалима и обратно. Путевые заметки и впечатления паломника", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.