Ольга Смирнова - Энциклопедия по святым местам центра России
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Энциклопедия по святым местам центра России"
Описание и краткое содержание "Энциклопедия по святым местам центра России" читать бесплатно онлайн.
Настоящее издание представляет собой обзор многовековой духовной истории русского народа в ее взаимодействии с историческим развитием государства. В нем собраны сведения о 362 храмах и 187 монастырях. Книга станет незаменимым помощником в путешествиях по России, пригодится учителям Основ Православной Культуры, а также всем, кто интересуется историей.
В начале 1920-х гг. монастырь был закрыт. Монахи, предупрежденные о готовящихся арестах, покинули обитель, взяв с собой то, что смогли унести. Храмы бывшей обители, как памятники старины, были отданы под охрану музея, организованного в Успенском монастыре. Туда же поступила часть икон монастыря, и в числе них чудотворная икона Рождества Божией Матери. Дальнейшая судьба иконы неизвестна. Другие иконы, оставшиеся в монастыре, были уничтожены, а сама пустынь была разорена до неузнаваемости. В 1924 г. в Богоявленском храме разместилась школа, в 1925 г. в Екатерининской церкви – клуб. Часовня прп. Лукиана была разрушена в 1926 г. После этого в монастыре находилась тюрьма, а затем больница и дом инвалидов.
12 мая 1991 г. Богородице-Рождественская Лукианова пустынь была возрождена. В этот день, по завещанию прп. Лукиана, состоялся первый крестный ход.
Успенская церковь в с. Крутец. Село Крутец находится под Александровым, к югу от него. Известно, что с XVII в. И до 1870 гг. село было вотчиной Василия Федоровича Бутурлина, потом перешло к купцу Зубову. С 1727 по 1738 гг. здесь проводил ссылку один из любимых «птенцов гнезда Петрова» генерал-аншеф, кавалер ордена Андрея Первозванного Иван Иванович Бутурлин. Будущая императрица Елизавета Петровна, бывая в Александровской слободе, посещала в Крутце сподвижника своего отца.
Основателем первой церкви в Крутце был окольничий Андрей Васильевич Бутурлин, по прозвище Кривой. Он заложил ее в июле 1674 г. Но завершил строительство храма уже его сын стольник Иван Андреевич в 1676 г. В августе этого года церковь была освящена во имя Успения Божией Матери строителем Александровского женского монастыря иеромонахом Корнилием.
Каменная церковь вместо деревянной была построена в 1844 г. на средства дочери чиновника четвертого класса Антонины Михайловны Потуловой. Она была освящена во имя Успения, придел – во имя свт. Николая Чудотворца. Прежнее церковное место отметили каменным столбом.
В Крутце провел свои последние годы православный писатель Сергей Нилус. Он здесь и скончался в январе 1929 г. и был отпет в местной церкви священником Василием Арсеньевичем Смирновым.
Василий Арсеньевич Смирнов, выпускник Владимирской семинарии, диаконское служение начинал в храме свв. Бориса и Глеба во Владимире, но вскоре был рукоположен в сан священника к Успенскому храму в с. Крутец. В 1930 г. Василий Арсеньевич был приговорен к трем годам заключения, после которого служил в Ивановской области. Расстрелян 8 января 1938 г., на второй день праздника Рождества Христова. В советское время Успенский храм был разрушен и долгие годы о святом месте напоминал лишь поклонный крест. К 2010 г. был построен и освящен новый храм.
Киржачский Благовещенский монастырь
Благовещенский монастырь был основан в XIV в. прп. Сергием, «Игуменом земли Русской», покинувшим Радонеж ради уединения и поселившегося на пустынном берегу реки Киржач.
По просьбам св. митрополита Алексия и братии, прп. Сергий вернулся в обитель на Маковце, а в Киржач, на освященное его стопой место, пришел его ученик Роман. Он прожил здесь до своей кончины, последовавшей 29 июля 1392 г. Мощи его почивали под спудом в Благовещенской церкви.
Другая монастырская церковь, Происхождения Честных Древ, стала усыпальницей боярского рода Милославских. Под ней находится двенадцать их гробниц, самая древняя из которых, Дорофея Андреевича, датируется 1600 г.
В 1764 г. монастырь был упразднен, Благовещенская церковь стала приходской. А в 1788 г., с присвоением Киржачу городского статуса, в монастырских зданиях были размещены Присутственные места.
В 1865–1866 гг. братьями Александром и Петром Соловьевыми, в бывшем монастыре, над могилами родителей была построена церковь Всех святых.
Определением Св. Синода от 1995 г. монастырь был восстановлен как женский. В 1997 г. были обретены святые мощи прп. Романа Киржачского.
Петушки
Город Петушки на окраине Владимирской области в 1930-1940-х гг. стал приютом многих священников, монахов и верующих мирян, отбывших свои сроки заключения. Этому способствовало и удобное расположение Петушков – 120 км от Москвы и связь со столицей по железной и шоссейной дорогам. К тому же Петушинский Успенский храм, один из немногих во Владимирской области, не был закрыт.
Так, в Петушках, у своего духовного сына поселился известный московский священник Иларион (Громов), будущий преподобномученик. Здесь он прожил несколько лет, периодически выезжая в Москву для духовного окормления своих духовных чад.
В Петушках жила монахиня Успенского Княгинина монастыря Маргарита (Зуева), всю свою жизнь служившая Ковровскому епископу Афанасию (Сахарову). Она передавала ему в лагерь продукты и одежду, сумела забрать его из дома инвалидов, куда епископ был помещен после освобождения. Владыка жил под административным арестом в дер. Горушка, Петушинского района. Бывая в Петушках, иногда он останавливался ночевать в келье под церковной колокольней, этот нехитрый приют давал ему его духовный сын, диакон Успенской церкви о. Иосиф Потапов.
В 1959 г. для владыки был приобретен небольшой дом на Советской улице. В этом же доме проживал последний старец Смоленской Зосимовой пустыни архимандрит Исидор (Скачков). Одна комната стала домовым храмом в честь «Всех святых в земле Российской просиявших». Здесь святитель Афанасий стал совершать полный круг дневного богослужения по Типикону, включая и литургию. В этом же доме, 28 октября 1962 г., епископ скончался, сподобившись явления Самого Христа Спасителя с сонмом всех русский святых. После кончины владыки, его домик стал местом паломничества.
Покров
Город Покров ведет свою историю от Антониевой Покровской пустыни, о которой известно, что она уже существовала в 1506 г., когда игуменом в ней был Елисей. В XVII в. два икона пустыни Сергей и Тимофей основали Введенскую Островскую пустынь.
Покровская пустынь была упразднена еще до штатов, иноки переведены в Богословский монастырь Богородицкого уезда, Московской губернии. Поселение, возникшее при пустыни, вошло в состав ведомства Коллегии Экономии, в 1778 г. стало городом Покровом, а бывший монастырских храм – городским Покровским собором.
В 1876 г. в семье священника Покровского собора родился Федор Петрович Делекторский, будущий священномученик Русской Православной Церкви.
В настоящее время Покровский собор действующий.
Введено-Островская пустынь. Введено-Островская пустынь была основана в конце XVII в., в 4 верстах от Покрова, на острове Вятского озера, иноками Антониевой пустыни Сергием и Тимофеем. В 1727 г. иноки и имущество пустыни были переведены в Богословский монастырь Богородицкого уезда, Московской губернии. Церковь и остальные постройки проданы. Но в 1729 г. было снова дозволено селиться здесь инокам. На берегу для богомольцев даже была построена гостиница.
В 1918 г. монастырь был официально закрыт, монахи продолжали в нем проживать, но храмы действовали как приходские. В 1924 г., на память Сорока мучеников Севастийских, в собор ворвались вооруженные люди и выгнали монахов на берег озера. Там их расстреливали и добивали штыками, а тела сбрасывали в озеро. Последний настоятель, архимандрит Павел, был арестован. Его могила находится возле Успенского храма в Петушках.
В настоящее время Введено-Островская пустынь возрождается как женский монастырь.
Судогда
Судогда возникла на одноименной реке. Была преобразована из слободки в город, в 1778 г. Появление Судогды относят к XVI в. В 1628 г. она значится как Старый ям. В 1628 г. царь Михаил Федорович пожаловал слободку Судогду в вотчину дьяку Ивану Грязеву за усмиренье ногайских мурз под Астраханью и приведение их в подданство русскому царю. Уже при Иване Грязеве, в документах XVII в., в Судогде упоминаются две церкви – Никольская и церковь св. Мины. Никольская церковь показана с приделом св. Алексия, митрополита Московского (свт. Алексий был причислен к лику святых в 1549 г., следовательно церковь в Судогде могла быть основана не ранее второй половины XVI в.). Церковь существовала непрерывно до 1746 г. Церковь св. Мины в 1723 г. сгорела и вместо нее построена новая деревянная церковь того же наименования. В 1634 г. Судогду унаследовала вдова Грязева, но в 1640 г., после ее смерти, по завещанию Ивана Грязева, Судогда с деревнями перешла во владение московского Симонова монастыря. С упразднением монастырских вотчин в 1764 г., Судогда перешла во владение Коллегии Экономии.
Собор св. Екатерины. При преобразовании Судогды в город, решено было на казенные средства построить городской собор. Первоначально собор заложили при Николаевской церкви, но в пожаре 1806 г. погибли все постройки. По новому плану для собора было отведено новое место, на котором каменный собор был возведен к 1814 г. На пожертвования были созданы украшения и колокольня.
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Энциклопедия по святым местам центра России"
Книги похожие на "Энциклопедия по святым местам центра России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о "Ольга Смирнова - Энциклопедия по святым местам центра России"
Отзывы читателей о книге "Энциклопедия по святым местам центра России", комментарии и мнения людей о произведении.