Коллектив авторов - Аграрное законодательство зарубежных стран и России

Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.
Описание книги "Аграрное законодательство зарубежных стран и России"
Описание и краткое содержание "Аграрное законодательство зарубежных стран и России" читать бесплатно онлайн.
Данная работа представляет собой первое комплексное сравнительно-правовое исследование основных направлений развития вопросов правового регулирования развития сельского хозяйства в России, странах Европы (в том числе странах ближнего зарубежья) и Соединенных Штатов Америки. Особое внимание уделено опыту законодательного решения таких актуальных для нашей страны проблем, как реализация государственной аграрной политики, определение правового статуса сельскохозяйственных товаропроизводителей и мер их государственной поддержки, совершенствование порядка использования и охраны сельскохозяйственных земель.
Книга может использоваться в качестве учебного пособия для студентов и аспирантов, изучающих аграрное, предпринимательское, земельное право; она будет полезна как научным, так и практическим работникам, связанным с управлением агропромышленным комплексом и законопроектной деятельностью, а также всем, кто интересуется вопросами развития сельского хозяйства и проблемами совершенствования законодательства.
выплата индивидуальных пособий каждой ферме независимо от произведенной продукции (нередко с целью сохранения производства сельхозпродукции определенного вида);
зависимость выплаты индивидуальных пособий от соблюдения экологических норм, безопасности продуктов питания и растений, а также условий надлежащего ведения сельского хозяйства;
сокращение размера прямых выплат крупным сельскохозяйственным предприятиям и перемещение сэкономленных средств на развитие сельской местности (эти меры пока не распространяются на новые государства – члены ЕС, к которым относится и Чешская Республика).
Современная общая сельскохозяйственная политика ЕС основана на трех основных принципах: функционирование в рамках ЕС единого сельскохозяйственного рынка, установление льготных условий для продукции из стран ЕС и финансовая солидарность. Организация единого сельскохозяйственного рынка предполагает использование рынка сбыта сельскохозяйственной продукции с применением различных инструментов. К таким инструментам относятся, в частности, прямые платежи, интервенционные мероприятия (в виде закупки, продажи и поддержки частного хранения сельхозпродукции), система квотирования, лицензирование импорта и экспорта, экспортные субсидии, а также региональные средства.
При этом в области сельского хозяйства ЕС стремится обеспечить земледельцам надлежащий уровень жизни и возможность занятия сельским хозяйством во всех регионах, а всем гражданам – поставку качественных, безопасных и доступных по цене продуктов.
Приоритетами в развитии сельской местности являются: поддержка конкурентоспособности, забота о территории и улучшение инфраструктуры сельских населенных пунктов.
Потенциальными изменениями общей сельскохозяйственной политики ЕС являются, во-первых, переход от прямых платежей земледельцам к развитию сельской местности, улучшению окружающей среды и пищевой безопасности; во-вторых, общее сокращение объема субсидий; в третьих, уменьшение объема финансовой поддержки наиболее крупным сельскохозяйственным предприятиям.
Для России планируемое вступление в ВТО также потребует изменения существующих подходов к мерам государственного регулирования сельского хозяйства, так же как к вопросам стандартизации, безопасности и качества продукции, и соответственно корректировки целого ряда норм законодательства.
Следует также остановиться на таком тесно связанном с аграрным производством понятии как продовольственная безопасность.
Нельзя не отметить, что на международном уровне обеспечение продовольственной безопасности понимается в первую очередь как борьба с голодом и недоеданием в слаборазвитых странах; на это, в частности, направлена деятельность специализированного учреждения ООН по вопросам питания, продовольствия и сельского хозяйства – Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО).
Согласно концепции ФАО «продовольственная безопасность – это ситуация, при которой все люди всегда имеют физический и экономический доступ к безопасному и питательному питанию, в достаточном количестве для удовлетворения своих потребностей и предпочтений в еде, в объемах, необходимых для активной здоровой жизни».
В условиях неуклонно растущей численности населения планеты – в первую очередь городского населения, особенно в развивающихся странах – перед международным сообществом встают сложные задачи обеспечения продовольственной безопасности, состояние которой, в свою очередь, является важным фактором стабильности и международной безопасности в целом. По данным ФАО, на сегодняшний день 32 страны нуждаются в срочной международной помощи в деле обеспечения населения продовольствием[80].
Во внутренней политике государства по-разному подходят к пониманию собственной продовольственной безопасности; в большинстве развитых стран акцент делается на качество и безопасность продуктов питания для здоровья человека.
В России же в послеперестроечные годы резкое падение уровня сельскохозяйственного производства, связанное со сложностями периода перехода к рыночной экономике, усиленными недостаточно продуманными мерами по реализации аграрной и земельной реформ, вызвавшее резкий рост импорта продуктов питания (часто низкого качества), поставило во главу угла проблему обеспечения, в первую очередь продовольственной независимости страны.
Утвержденная Указом Президента РФ от 30 января 2010 г. № 120 Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, представляющая собой совокупность официальных взглядов на цели, задачи и основные направления государственной экономической политики в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации, определяет продовольственную безопасность Российской Федерации как состояние экономики страны, при котором обеспечивается продовольственная независимость Российской Федерации, гарантируется физическая и экономическая доступность для каждого гражданина страны пищевых продуктов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании, в объемах не меньше рациональных норм потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни.
Продовольственная независимость Российской Федерации согласно указанной Доктрине – это устойчивое отечественное производство пищевых продуктов в объемах не меньше установленных пороговых значений его удельного веса в товарных ресурсах внутреннего рынка соответствующих продуктов.
Исходя из требований продовольственной независимости основными источниками пищевых продуктов признается продукция сельского, лесного, рыбного, охотничьего хозяйства, а также пищевой промышленности. Для оценки состояния продовольственной безопасности в качестве критерия определяется удельный вес отечественной сельскохозяйственной, рыбной продукции и продовольствия в общем объеме товарных ресурсов (с учетом переходящих запасов) внутреннего рынка соответствующих продуктов, имеющий пороговые значения в отношении: зерна – не менее 95 %, сахара – не менее 80 %, растительного масла – не менее 80 %, мяса и мясопродуктов (в пересчете на мясо) – не менее 85 %, молока и молокопродуктов (в пересчете на молоко) – не менее 90 %, рыбной продукции – не менее 80 %, картофеля – не менее 95 %, соли пищевой – не менее 85 %.
Указанные показатели будут достигаться в первую очередь за счет увеличения объемов производства сельскохозяйственной продукции, в том числе путем применения мер государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и реализации других направлений аграрной политики (подробнее об этом см. ниже), а также внешнеэкономической политики.
Кроме того, направлениями обеспечения продовольственной безопасности являются оказание адресной помощи группам населения, уровень доходов которых не позволяет им обеспечить полноценное питание, использование механизмов поддержки регионов, находящихся в зонах недостаточного производства пищевых продуктов или оказавшихся в экстремальных ситуациях, повышение транспортной доступности отдаленных регионов для гарантированного и относительно равномерного по времени продовольственного снабжения их населения, создание условий для увеличения числа объектов торговой инфраструктуры и общественного питания различных типов; совершенствование системы контроля за безопасностью пищевых продуктов и др.
На уровне Содружества Независимых Государств 14 ноября 2008 г. принят Комплекс совместных мер по повышению продовольственной безопасности государств – участников СНГ, основной целью которого является формирование согласованной агропромышленной политики на основе выработки и реализации своевременных мер реагирования на дисбаланс продовольственных рынков, направленной на повышение конкурентоспособности агропромышленного комплекса и достижение на этой основе продовольственной безопасности каждого государства – участника СНГ и Содружества в целом. Он включает такие меры, как анализ и прогнозирование развития рынка важнейших видов продовольствия государств – участников СНГ, совершенствование нормативно-правовой базы, регламентирующей условия торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольственными товарами в рамках СНГ согласно принципам, правилам и нормам ВТО, и др.
§ 2. Российское законодательство об устойчивом развитии аграрного производства и сельских территорий
В России в настоящее время правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее – Закон о развитии сельского хозяйства).
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!
Похожие книги на "Аграрное законодательство зарубежных стран и России"
Книги похожие на "Аграрное законодательство зарубежных стран и России" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Отзывы о " Коллектив авторов - Аграрное законодательство зарубежных стран и России"
Отзывы читателей о книге "Аграрное законодательство зарубежных стран и России", комментарии и мнения людей о произведении.