» » » Андрей Гусаров - Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы


Авторские права

Андрей Гусаров - Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы

Здесь можно купить и скачать "Андрей Гусаров - Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Гусаров - Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы
Рейтинг:
Название:
Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-227-05892-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы"

Описание и краткое содержание "Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы" читать бесплатно онлайн.



Автор предлагает взглянуть на городские пространства Санкт-Петербурга в неожиданном ракурсе – не с привычной стороны торжественных фасадов, а «с изнанки» – со стороны дворовых территорий. Вы узнаете немало любопытного о типах петербургских дворов: парадных дворах-курдонерах, проходных дворах, дворах-колодцах, о том, как постепенно менялось отношение к обустройству территорий, примыкающих к жилью человека, в условиях растущего города. Несомненный интерес представляют и сведения об отношении человека к придомовым участкам в разные эпохи и на разных континентах, а также «дворовые» литературные адреса.






Дом Егермана (наб. р. Мойки, 82)


Из других знаменитостей, живших в доме Оливио, назовем поэта Николая Ивановича Гнедича, поселившегося здесь в 1831 году и скончавшегося в своей квартире спустя два года.

Но вернемся к детству поэта. В 1811 году Саша Пушкин приехал в Санкт-Петербург вместе со своим дядей В.Л. Пушкиным и А.Н. Ворожейкиной (гражданская жена Василия Львовича) и все они поселились в гостинице «Бордо», располагавшейся рядом с Синим мостом (наб. р. Мойки, 82). Гостиница «Бордо» занимала часть четырехэтажного дома, выходящего на Мойку. Кроме этого во дворе находились два двухэтажных флигеля. Домом в то время владел портной Мейер, продавший к 1820 году участок купцу 3-й гильдии Игнатию Егерману. История не сохранила дом Мейера – Егермана: все дворовые здания снесли и на их месте в 1870–1871 годах архитектор П.Ю. Сюзор построил банный комплекс, владел которым Михаил Степанович Воронин. Здание с фасадом на набережную Сюзор основательно реконструировал в 1874 году. Примечательно то, что в доме Мейера жил писатель и дипломат А.С. Грибоедов, здесь он переписывал комедию «Горе от ума».

Из «Бордо», который очень не понравился Василию Львовичу, Пушкины переехали в доходный дом купца Кувшинникова (наб. р. Мойки, 13). Это здание, известное как дом Нееловых – Р.С. Гинцбург перестраивалось несколько раз (последний в 1911–1913 годах (арх. О.Р. Мунц)), но сохранило в себе классические черты первой четверти XIX века. Дом Нееловых делит двор с соседним домом, чей фасад выходит на Миллионную улицу. У Кувшиникова Пушкины прожили два месяца, затем, Сашу отвозят в Царское село, а В.Л. Пушкин со своей гражданской супругой возвращаются в Москву.

Полностью исчез с городской карты дом М.И. Калержи, в котором размещалась гостиница «Париж» (Кирпичный пер., 4/1). С этой гостиницей связано не только имя самого А.С. Пушкина, но и его родителей, а также друзей, которых поэт регулярно посещал.

Зато хорошо сохранился дом Магдалины Мадато-вой (ул. Марата, 25/12), в котором жила и умерла 29 июля 1828 года няня поэта Арина Родионовна. Квартиру в этом двухэтажном доме снимала семья Павлищевых, у которых и жила няня. Ольга Сергеевна Павлищева – родная сестра А.С. Пушкина, и, конечно, поэт бывал здесь неоднократно. В мае 1833 года дом этот купил А.Л. Блок. Как я уже отметил, дом не перестраивали. Лишь в 1856 году во дворе архитектор М.А. Ливен возвел пристройку.

О последнем месте жизни Александра Сергеевича мы поговорим позднее, в отдельной главе.

Мы познакомились с петербургскими адресами Пушкина, получив общее представление о местах проживания поэта. Настало время посмотреть, куда Пушкин поселил своих главных героев и что сталось с этими местами. В «Медном всаднике» мы уже познакомились с Коломной, Галерной гаванью на Васильевском острове. Там же, в поэме, главный герой Евгений спасается от наводнения, взобравшись на памятник у входа в дом князя А.Я. Лобанова-Ростовского (Исаакиевская пл., 2).

Тогда на площади Петровой,
Где дом в углу вознесся новый,
Где над возвышенным крыльцом
С подъятой лапой, как живые,
Стоят два льва сторожевые,
На звере мраморном верхом,
Без шляпы, руки сжав крестом,
Сидел недвижный, страшно бледный
Евгений. Он страшился, бедный…

Дом со львами сооружен в 1817–1820 годах знаменитым архитектором Огюстом Монферраном в стиле классицизма для известного коллекционера, владельца замечательной библиотеки, основателя Санкт-Петербургского Императорского яхт-клуба князя Александра Яковлевича Лобанова-Ростовского. Стечением обстоятельств роскошный дом князя перешел в казну, и в 1830-х годах в его стены въехало Военное министерство.


Дом князя А.Я. Лобанова-Ростовского


Здание треугольное – главный фасад с портиком и восемью колоннами обращен к Александровскому саду и выходит на Адмиралтейский проспект. Центральная арка портика украшена мраморными скульптурами львов на постаментах – работы скульптора Паоло Трискорни. Фасад со стороны Вознесенского проспекта решен более просто, а третий фасад, со стороны Исаакиевского собора, в общих чертах повторяет парадный, со стороны Адмиралтейства.

Согласно планировке здания, в центральной части дома зодчий предусмотрел три световых двора: прямоугольный (из него виден купол Исаакиевского собора) и два треугольных. Во внутренний малый треугольный двор, как и во внутренний большой треугольный двор можно попасть через проезды со стороны Вознесенского проспекта – их высокие арки располагаются с двух сторон от центрального ризалита. Прямого прохода в Большой прямоугольный двор со стороны улицы нет, и нужно воспользоваться системой внутридворовых переходов. К сожалению, дворовые флигеля, сооруженные Монферраном, уничтожены последней реконструкцией, проведенной в 2000-х годах, хотя общая планировка дома и сохранена. Один из дворов перекрыт стеклянной крышей и стал, соответственно, атриумом. (В целом, городская общественность отрицательно восприняла произведенное переустройство дома, в котором разместилась гостиница).

В доме А.Я. Лобанова-Ростовского, квартиры в котором сдавались с 1821 года, проживало множество самого разного народа: Шпицбарт (закройщик), Мартушевич (художник), мадам Орсениус (владелица пансиона) и подобные им арендаторы. Позднее здесь жили архитектор-реставратор Ирина Николаевна Бенуа и ученый-биолог, академик Николай Иванович Вавилов.

Роман «Евгений Онегин» сообщает нам множество петербургских адресов своих героев, да и сам город присутствует здесь постоянно. Главный герой Евгений Онегин родился в Санкт-Петербурге, здесь же прошло его детство. На протяжении всего повествования Пушкин бросает нам черточки столичной жизни: Летний сад, бульвар у Адмиралтейства, Нева, Охта, Стрелка Васильевского острова и так далее. Точно указан модный петербургский ресторан Talon, который держал в столице Пьер Талон на углу Невского проспекта и Большой Морской улицы. Это дом Чичерина. До наших дней облик здания, свидетеля пушкинского веселья, не сохранился – его многократно перестраивали, превратив, в итоге, в модный отель.

А Пушкин продолжает показывать нам Петербург, иногда возвращаясь к уже зафиксированным приметам. Но добавляя каждый раз новые, например из театральной, общественной или политической жизни. Это случалось и в ранних его произведениях. Так, еще в 1819 году он напишет в стихотворении «Всеволожскому».

Итак, от наших берегов,
От мертвой области рабов,
Капральства, прихотей и моды
Ты скачешь в мирную Москву…

Здесь город обретает свое чиновничье лицо. К стихии природы, стихии города добавляется стихия власти. Исторические проблемы, связанные с городом, поэт поднимает в оде «Вольность».

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает,
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец.

Дворец – Инженерный замок, – место убийства «тирана» императора Павла I, и, безусловно, памятник ему. В главе 12 мы побываем в этом дворце, посмотрим его парадный двор, узнаем историю строительства. Как исследователя истории, Пушкина более всего интересует здесь цареубийство, окутанное в то время тайной. Неспроста этот вопрос он поднимает в оде «Вольность» – своеобразном гимне русской свободы. Но русский человек на все имеет собственное мнение, и свобода становится вольностью.

А неугомонный полис тем времен живет привычной жизнью. Перед нами разворачивается панорама большого города, и мы видим здесь и центр с Биржей, и район Охты с ее лучшим в городе маслом и молоком, и район немецких лавок и булочных, с небольшими форточками на улицу, называемыми «васисдас», в которых с самого утра можно было купить горячий хлеб.

Встает купец, идет разносчик,
На биржу тянется извозчик,
С кувшином охтенка спешит,
Под ней снег утренний хрустит.
Проснулся утра шум приятный.
Открыты ставни; трубный дым
Столбом восходит голубым,
И хлебник, немец аккуратный,
В бумажном колпаке, не раз
Уж отворял свой васисдас.

Мы уже познакомились с Коломной – большим районом частных домов, расположенной за Крюковым каналом. Одним из центров Коломны была Покровская (ныне – Тургенева) площадь с небольшим храмом Покрова, разрушенным в 1930-х годах. Эта площадь и церковь впервые появляются в другой работе поэта – «Домик в Коломне».

Теперь начнем. – Жила-была вдова,
Тому лет восемь, бедная старушка,
С одною дочерью. У Покрова
Стояла их смиренная лачужка
За самой будкой. Вижу, как теперь,
Светелку, три окна, крыльцо и дверь.

Домик старушки стоял на углу Английского проспекта и Прядильной улицы (ныне – ул. Лабутина). Далее, автор сразу сообщает, что старой лачужки уже нет, а на его месте выстроен трехэтажный доходный дом. Коломна в произведениях Пушкина далекий от центра, в меру уютный, мирный петербургский пригород, наполненный грустной романтикой. «Я живу / Теперь не там, но верною мечтою / Люблю летать, заснувши наяву, В Коломну, к Покрову», – напишет поэт.


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы"

Книги похожие на "Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Гусаров

Андрей Гусаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Гусаров - Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы"

Отзывы читателей о книге "Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.