» » » Андрей Гусаров - Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы


Авторские права

Андрей Гусаров - Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы

Здесь можно купить и скачать "Андрей Гусаров - Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Гиды, путеводители, издательство Литагент «Центрполиграф»a8b439f2-3900-11e0-8c7e-ec5afce481d9, год 2015. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Андрей Гусаров - Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы
Рейтинг:
Название:
Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы
Издательство:
неизвестно
Год:
2015
ISBN:
978-5-227-05892-8
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы"

Описание и краткое содержание "Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы" читать бесплатно онлайн.



Автор предлагает взглянуть на городские пространства Санкт-Петербурга в неожиданном ракурсе – не с привычной стороны торжественных фасадов, а «с изнанки» – со стороны дворовых территорий. Вы узнаете немало любопытного о типах петербургских дворов: парадных дворах-курдонерах, проходных дворах, дворах-колодцах, о том, как постепенно менялось отношение к обустройству территорий, примыкающих к жилью человека, в условиях растущего города. Несомненный интерес представляют и сведения об отношении человека к придомовым участкам в разные эпохи и на разных континентах, а также «дворовые» литературные адреса.






Этот знаменитый дворик можно видеть и в наши дни, фасад же здания был изменен архитектором Ф.Ф. Бекманом в 1865 году. Четыре дня в октябре-ноябре 1839 года провел Гоголь в квартире П.А. Плетнева, в доме Строганова на Невском пр., 38.

Прямо или косвенно Петербург присутствует в большом числе произведений Н.В. Гоголя. Здесь можно назвать такие его произведения, как «Невский проспект», «Нос», «Женитьба», «Разъезд», «Шинель», «Мертвые души», «Ревизор» и некоторые другие. Познакомившись с историей жизни в Петербурге самого Гоголя, давайте прогуляемся по петербургским адресам его героев и попытаемся, по возможности, взглянуть на них с иной точки зрения – со двора.

С А.И. Поприщиным мы уже посетили квартиру в доме Зверкова, узнали адрес в Санкт-Петербурге знакомого литератора Ивана Александровича Хлестакова.

В повести «Портрет» Гоголь дает любопытное описание типичного домовладельца – собственника того самого рядового петербургского доходного дома с двором-колодцем.

«Хозяин небольшого дома, в котором жил Чартков [художник, главный герой. – А. £], был одно из творений, какими обыкновенно бывают владетели домов где-нибудь в Пятнадцатой линии Васильевского острова, на Петербургской стороне или в отдаленном углу Коломны, – творенье, каких много на Руси и которых характер так же трудно определить, как цвет изношенного сюртука. В молодости своей он был капитан и крикун, употреблялся и по штатским делам, мастер был хорошо высечь, был и расторопен, и щеголь, и глуп; но в старости своей он слил в себе все эти резкие особенности в какую-то тусклую неопределенность. Он был уже вдов, был уже в отставке, уже не щеголял, не хвастался, не задирался, любил только пить чай и болтать за ним всякий вздор; ходил по комнате, поправлял сальный огарок, аккуратно по истечении каждого месяца наведывался к своим жильцам за деньгами; выходил на улицу с ключом в руке, для того чтобы посмотреть на крышу своего дома; выгонял несколько раз дворника из его конуры, куда он запрятывался спать; одним словом, человек в отставке, которому после всей забубенной жизни и тряски на перекладных остаются одни пошлые привычки». А между тем, Чартков живет в Коломне.

Здесь же обитает и герой другой повести Гоголя, «Шинель», титулярный советник Акакий Акакиевич Башмачников, ограбленный поздним вечером и умерший от простуды. Трагические события происходили на Покровской (ныне – Тургенева) площади – самой окраине Коломны.

«Он [Башмачников. – А. Г.] приблизился к тому месту, где перерезывалась улица бесконечною площадью с едва видными на другой стороне ее домами, которая глядела страшною пустынею. <…> Он вступил на площадь не без какой-то невольной боязни, точно как будто сердце его почувствовало что-то недоброе». В гротескном финале этой повести появляются четкие городские ориентиры – Ка-линкин мост, – конец Садовой улицы, площадь. Здесь призрак чиновника грабит прохожих.


Управа благочиния (ул. Садовая, 55)


География повести «Нос» больше связана с различными учреждениями столицы. Управление обер-полицмейстера, куда едет главный герой майор Ковалев, не считая, что отдельный герой повести, его нос, располагается на Большой Морской улице, дом 22.

Далее майор направляется в Управу благочиния, занимавшуюся судопроизводством. Она находилась в те годы на Садовой улице, дом 55. Время не оставило нам этих адресов майора Ковалева. Дом обер-полицмейстера перестроен в 1905 году архитектором К.В. Бальди в стиле модерн для размещения Центральной телефонной станции города. Участок на Садовой улице под № 55 в 1904–1905 годах застроен грандиозным зданием Дома городских учреждений. Старое здание Управы было трехэтажным с парадным входом и боковыми проездами во двор. В повести основные события вращаются вокруг Садовой улицы. Здесь живет сам майор, рядом на Вознесенском проспекте парикмахер находит нос Ковалева, на Садовой расположен суд. Из важных городских ориентиров в повести часто упоминается Невский проспект.

«Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все». Так начинается повесть Гоголя «Невский проспект» – важного произведения, с точки зрения литературной географии. Рассказ о главной улице города строится автором на дуализме: положительное – отрицательное. «Лучший» и «всемогущий» противостоит «лживому» и «демоническому». Главный герой постепенно обретает вполне живые черты. Здесь нет точных адресов – но они и не нужны – сам по себе Невский проспект – адрес, Вавилон, город в городе, корабль, плывущий по бесконечному морю. Невский проспект – это и мир, мир людей. Одновременно он – континент, страна со сменами времен года. Здесь есть и весна, и лето, и осень, и зима.

История Невского проспекта не случайно представлена в конце рассказа о Петербурге Гоголя. Можно ли сравнить главную магистраль города со двором, пусть парадным. Нет, замкнутость пространства – главное условие существования курдонера или двора-колодца. Невский проспект же – бескрайняя степь, открытая всему и всем, каждую секунду своего существования.

«Перед ним сидел Шиллер, – не тот Шиллер, который написал „Вильгельма Телля“ и „Историю Тридцателетней войны“, но известный Шиллер, жестяных дел мастер в Мещанской улице. Возле Шиллера стоял Гофман, – не писатель Гофман, но довольно хороший сапожник с Офицерской улицы, большой приятель Шиллера. Шиллер был пьян и сидел на стуле, топая ногою и говоря что-то с жаром. Все это еще бы не удивило Пирогова [один из героев повести. – А. Л], но удивило его чрезвычайно странное положение фигур. Шиллер сидел, выставив свой довольно толстый нос и поднявши наверх голову; а Гофман держал его за этот нос двумя пальцами и вертел лезвием своего сапожнического ножа на самой его поверхности».

Так и проходила в Петербурге жизнь – в «русском городе, основанном на немецкой земле», копошились немцы со своими обычаями.

Глава 8

Ф.М. Достоевский. Город маленького человека

В определенной степени глава о Достоевском наиболее близко подводит нас к главной теме книги – теме петербургских дворах. В творчестве Пушкина, других писателей и поэтов XIX и XX веков образ Петербурга рассматривается через другие отличительные черты – Genius loci выступает в виде Медного всадника или памятников Стрелки Васильевского острова. В попытке заглянуть в душу города, увидеть его живой организм, мы собирали по крупицам отличительные черты (черточки) Северной столицы, основываясь на пушкинском определении главных из них: вода– река, болото – гранит и лес – сад.

Нечто иное нас ждет при знакомстве с творчеством Федора Михайловича – третьим в нашем ряду самых-самых петербургских литераторов. В его романах и повестях город присутствует столь естественно, что в какой-то момент переходит в разряд героев, причем героев основных, от которых в романе зависит исход конфликта. Писатель мастерски вводит в сюжет произведения единый городской организм, а если нужно, разбивает его на составляющие, наделяя их отдельными независимыми жизнями. Так Достоевский поступает с Екатерининским каналом, петербургским летом, лестницей доходного дома. В определенные моменты тот же уличный перекресток, вдруг – любимое слово Федора Михайловича, оживает, становится вторым «я» и толкает героя в спину: «Иди, иди, сделай это…». Именно в произведениях Достоевского петербургский двор оживает, находит своего Genius loci.


Ф.М. Достоевского


Как и в случаях с А.С. Пушкиным и Н.В. Гоголем, изучим петербургские адреса самого Достоевского, следом за этим познакомимся с «местом жительства» его героев. За время жизни в Петербурге, а это в общей сложности тридцать три года, писатель сменил здесь более двадцати квартир.

Первые полгода в Санкт-Петербурге молодой Федор Достоевский прожил в пансионе штабс-капитана К.Ф. Костомарова, занимавшего дом купца Решетникова (Лиговский пр., 65). К сожалению, это здание в стиле классицизма в 1910–1912 годах разобрали, а на участке выстроили доходный дом подрядчика И.М. Екимова в стиле модерн (арх. В.И. Ван-дер-Гюхт). И хотя к истории жизни Достоевского в Петербурге этот дом отношения не имеет, все же запомните его двор – отличный пример отделки дворовых фасадов в стиле модерн. Их плавные изгибы неповторимы и грациозны.

Далее идут годы проживания Достоевского в Главном инженерном училище, то есть в Инженерном замке, с историей которого мы, конечно, познакомимся. Шесть месяцев (до февраля 1842 г.) он снимает квартиру на Караванной, 16, в доме Алексина. С весны 1842 года Ф.М. Достоевский живет в доходном доме Ф.И. Пряничникова (Владимирский пр., 11) на втором этаже в трехкомнатной квартире с окнами, выходящими на Графский переулок.


Дом Ф.И. Пряничникова (Владимирский пр., 11)


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы"

Книги похожие на "Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Андрей Гусаров

Андрей Гусаров - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Андрей Гусаров - Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы"

Отзывы читателей о книге "Петербургские дворы. Необычные дворы, курдонеры, дворы-колодцы, проходные дворы", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.