» » » » Ольга Буткевич - У истоков международного права


Авторские права

Ольга Буткевич - У истоков международного права

Здесь можно купить и скачать "Ольга Буткевич - У истоков международного права" в формате fb2, epub, txt, doc, pdf. Жанр: Юриспруденция, издательство Литагент «Юридический центр»670c36f1-fd5f-11e4-a17c-0025905a0812, год 2008. Так же Вы можете читать ознакомительный отрывок из книги на сайте LibFox.Ru (ЛибФокс) или прочесть описание и ознакомиться с отзывами.
Ольга Буткевич - У истоков международного права
Рейтинг:
Название:
У истоков международного права
Издательство:
неизвестно
Год:
2008
ISBN:
978-5-94201-503-1
Вы автор?
Книга распространяется на условиях партнёрской программы.
Все авторские права соблюдены. Напишите нам, если Вы не согласны.

Как получить книгу?
Оплатили, но не знаете что делать дальше? Инструкция.

Описание книги "У истоков международного права"

Описание и краткое содержание "У истоков международного права" читать бесплатно онлайн.



Данная работа посвящена истории международного права и его теории. Автор делает обзор существующих в науке концепций и со своей стороны приходит к выводу о том, что международное право возникло и оформилось в эпоху Античности. Рассматривая становление международно-правовой мысли, автор выделяет четыре его этапа: моделирование международных отношений в рамках мифологии, создание идеологии международных отношений, выражение и закрепление международно-правовых взглядов в общеправовой теории и образование международно-правовой мысли как таковой. Подробный анализ процесса формирования международного права показывает, что международно-правовая практика невозможна без своей интерпретации в соответствующих теоретических концепциях и направлениях, первые из которых, следовательно, также появились еще в Древнем мире. По мнению автора, многие международно-правовые течения, сложившиеся в XIX–XX вв., берут свое начало в правовой мысли древности.

Книга предназначена для преподавателей, аспирантов и студентов высших юридических учебных заведений, для специалистов в области международного права, а также для всех интересующихся историей международного права.






Многие исследователи связывали появление международного права с появлением его науки. Следовательно, они считали, что и международно-правовые взгляды впервые выражаются на научном уровне в то время, когда появляется юридическая наука как таковая, то есть в эпоху Древнего Рима.

Международно-правовые взгляды часто рассматривают как элемент определенной культуры, которому свойственны собственные динамика, генезис, развитие, трансформации и причины исчезновения, а не как набор высказываний (часто по конкретному случаю или о конкретном понятии) того или иного мыслителя. Такую историю следует рассматривать не как историю становления и развития международно-правовой идеи, мысли, концепции, теории и т. п. в пределах самостоятельного направления, а как энциклопедию высказываний отдельных авторов применительно к определенному случаю, ситуации или проблеме.

В результате отсутствия истории международно-правовых учений как отдельной отрасли общей теории международного права вопросы истории международно-правовых норм, институтов и отраслей часто рассматривались в отрыве от своего теоретического объяснения. Это повлияло на формирование в науке положения, при котором целые исторические периоды международно-правового регулирования рассматривались как имеющие лишь практические аспекты и в то же время полностью лишенные теоретического толкования. При этом, естественно, осталось почти неисследованным международное правосознание народов и цивилизаций этих исторических периодов, поскольку оно должно было бы базироваться не только на осуществлении международно-правовой практики, но и на ее теоретическом объяснении.

Здесь исследователям можно сделать по крайней мере два замечания. Во-первых, существование в международном обществе определенных правовых норм и институтов, регулирующих отношения в этом обществе, должно основываться на соответствующем правосознании данного общества. Последнее выражается, как правило, в формировании источников международного права, в международных договорах, обычаях, правовой доктрине, высказываниях юристов и позитивных международных действиях субъектов международного права, а также в неправовых источниках наподобие литературных, религиозных, фольклорных и др. произведений. Во-вторых, в таких источниках фиксируется также и вторичный результат действия и применения соответствующих правовых норм и институтов, а именно – их толкование и отношение общества к ним. Последние и составляют собственно международно-правовые взгляды.

Исследователи истории международного права часто связывали ее с историей международно-правовой мысли, соответствующим образом выделяя периоды ее развития (например, от А. Джентили до Г. Гроция, от Г. Гроция до И. Мозера, от И. Мозера до Ф. Мартенса и т. д.). Сами же взгляды этих ученых анализировались чаще всего независимо друг от друга и совершенно бессистемно. Международно-правовые учения и взгляды рассматривались в рамках такой дисциплины, как история политико-правовых учений. Именно там мы находим ссылку на отдельные мнения и взгляды классиков международного права – Г. Гроция, Э. де Ваттеля, Ф. Мартенса, а также изложение взглядов на международно-правовые вопросы Платона, Аристотеля, Цицерона, Ж.-Ж. Руссо, Монтескье, и др. Однако такие ссылки делались с точки зрения общей теории права и не учитывали специфики международно-правовых учений. В подобных исследованиях полностью отсутствовал анализ влияния первых международно-правовых идей Древнего мира на их последующие аналоги и протяженность (континуитет) международно-правовой мысли в историческом развитии.

§ 2. Изучение истории международного права на современном этапе и его перспективы

Сегодня среди недостатков исторической науки международного права можно назвать отсутствие в ней исследований по вопросу возникновения международного права, его механизма и особенностей. На примере исследования древнего международного права можно показать общие тенденции, негативно влияющие на развитие истории международного права. Среди наиболее опасных из них – европоцентристский подход к международному праву, преувеличенные позитивизм и нормативизм, этатическое видение международного права и др. тенденции, которые часто не только подменяли предмет исследования, но и выводили ученых за рамки собственно истории международного права, заставляя их склоняться к субъективизму. Наиболее существенный вред такие подходы к изучению истории международного права нанесли исследованию его возникновения и становления в древний период.

1. Европоцентризм в истории международного права

Одной из важнейших проблем истории международного права является подход к ее изучению с позиций европоцентризма. Существование этой проблемы объясняется тем, что на протяжении длительного периода (XVIII – начало XX в.), даже в научных трудах по международному праву народы разделялись на цивилизованные (народы европейского происхождения), варварские (народы, представляющие нехристианскую религию и имеющие неевропейское происхождение) и первобытные (большинство народов Австралии, Азии, Африки)[223]. Народам, которые согласно этой классификации не вписывались в рамки «цивилизованных», в существовании международного права наукой было отказано. Еще сравнительно недавно, в 1931 г., в науке международного права общепринятой была мысль, согласно которой международное право не касается всех государств. В самом широком значении оно касается лишь тех государств, которые являются членами семьи народов. Эта идея была установлена в XVI и XVII вв. классиками международного права, такими, как Витториа, Суарес и Гроций. Семья народов включает в себя лишь те государства, которые достигли такого уровня цивилизации, что их правительства оказались в состоянии понимать и по доброй воле уважать международное право. Лишь такие государства обладают правоспособностью и являются субъектами международного права[224]. Однако достаточно часто эта позиция обнаруживает себя в международной практике и в дальнейшем. Международное право еще и сегодня рассматривается как продукт европейской цивилизации. Даже в Уставе ООН существует понятие «цивилизованных наций», которым упомянутый документ предоставляет приоритет в определении, формировании и творении международного права, не объясняя при этом, по какому критерию эти нации выделены. Впрочем, сегодня этот «пережиток правового и культурного шовинизма XIX в.» необходимо рассматривать лишь как обращение к разным системам права, правовым традициям, значительным религиозным и правовым культурам и т. п. Иначе международно-правовая практика может запутаться в сетях европоцентризма [225].

Европоцентристский подход привел к отрицанию существования международного права в предыдущие эпохи у других народов, вне научного исследования при этом оставались международно-правовые наработки древних государств Ближнего Востока, Индии, Китая и др., хотя именно в этих регионах происходило зарождение и становление международно-правовых норм и институтов древности. И особого сопротивления эта тенденция практически никогда не встречала, ибо сами специалисты по международному праву были, в основном, европейского происхождения и мировосприятия, они хорошо знали европейские первоисточники или источники из других регионов, но в европейском толковании, больше доверяли современным им европейским ценностям и вообще были активными апологетами европоцентризма.

Справедливости ради следует отметить, что преувеличение вклада европейской цивилизации в историческое развитие человечества, и в частности европоцентристское видение права всегда было объектом критики (правда, со стороны лишь отдельных ученых, чье мнение так и не было воспринято научным миром в целом)[226]. К ней прибегали не только юристы, но и исследователи, которые изучали общую (общественную, политическую, экономическую) историю древнего периода, антропологию, этнологию и др.[227]

Европоцентризм как идеологическая основа науки международного права наиболее полно проявил себя в позитивно-правовой концепции международного права, бытовавшей в конце XIX – начале XX в. В тот период само международное право, рассматривалось классическими представителями науки как «право цивилизованных народов»[228].

Именно поэтому крайне негативную оценку современному международному праву дают ученые из стран неевропейских регионов[229]. Ученые этих государств (Р. П. Ананд, А. Б. Боземан, М. Л. Сарин, М. Хадду-ри, 3. Хакуани и др.) утверждают, что современное международное право является европоцентристским по своей сути, колониальным и дискриминационным по своему характеру и совсем не учитывает достижений в науке международного права более древних культур и цивилизаций: египетской, месопотамской, хеттской, индийской, китайской и др. Его истоки, считают они, лежат в древнем греко-римском регионе международного сотрудничества, который утверждал себя путем уничтожения других региональных культур, а поэтому привнес в понимание международного права больше силовых аспектов, нежели специфического отображения общечеловеческих ценностей и критериев. Христианские нации только себя считали в состоянии отличить справедливость от несправедливости, то, что разрешено, от того, что должно быть запрещено[230].


На Facebook В Твиттере В Instagram В Одноклассниках Мы Вконтакте
Подписывайтесь на наши страницы в социальных сетях.
Будьте в курсе последних книжных новинок, комментируйте, обсуждайте. Мы ждём Вас!

Похожие книги на "У истоков международного права"

Книги похожие на "У истоков международного права" читать онлайн или скачать бесплатно полные версии.


Понравилась книга? Оставьте Ваш комментарий, поделитесь впечатлениями или расскажите друзьям

Все книги автора Ольга Буткевич

Ольга Буткевич - все книги автора в одном месте на сайте онлайн библиотеки LibFox.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Отзывы о "Ольга Буткевич - У истоков международного права"

Отзывы читателей о книге "У истоков международного права", комментарии и мнения людей о произведении.

А что Вы думаете о книге? Оставьте Ваш отзыв.